В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Результаты исследования позволят построить процесс обучения студентов различных специальностей в более эффективной форме, разработать методики адаптации студентов к учебной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: клиническая психология, акцентуации личности, акцентуации личности студента, студент-педиатр педиатрического факультета, студент-психолог, особенности личности студента, самоотношение.
В век технологического прогресса концепция акцентуированных личностей становится еще более актуальной. Акцентуация – пограничная форма между нормой и патологией. При частом воздействии патогенной среды (поступление обширных объемов ненужной информации, «токсичные» взаимоотношения, чрезмерное ускорение темпа жизни и прочие) на чувствительные зоны, возможно возникновение расстройств личности.
Гипотеза исследования: у студентов-первокурсников психолого-социального и педиатрического факультета РНИМУ существуют общие личностные черты.
Для подтверждения гипотезы использовались опросник Г. Шмишека (модификация «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда») и методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС). В исследовании участвовало 53 студента в возрасте от 18 до 21 года, средний возраст – 19лет. Из них 28 студентов педиатрического факультета и 25 студентов психолого-социального факультета.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. В выборке студентов-педиатров ярко выражены следующие типы акцентуаций: экзальтированный (у 82%), причем у 19 из них (83%) был максимальный балл; гипертимный (у 36% респондентов) и возбудимый (у 28% опрошенных). У студентов-психологов нам удалось выявить следующие выраженные акцентуации личности: экзальтированный, демонстративный типы (44% опрошенных) и гипертимный тип (у 36% респондентов).
Одним из самых ярко выраженных типов оказался экзальтированный. Стоит отметить, что у студентов педиатров частота встречаемости его почти в два раза превышает показатели студентов-психологов. Студенты с экзальтированной акцентуацией личности высоко эмоциональны, для них характерен высокий уровень эмпатии, что очень важно для успешной работы по типу «человек-человек». Однако высокая эмоциональная возбудимость может приводить к постоянно повышенному уровню тревожности. Учебный процесс – один из важнейших факторов, который, как нам кажется, является причиной различной выраженности экзальтированной акцентуации личности у двух групп опрошенных. В связи с большой нагрузкой, высокими требованиями при прохождении в течение семестра промежуточных аттестаций и массовым отчислением по результатам сессии студенты-педиатры очень часто прибывают в состоянии тревоги. Студенты-психологи обучаются в более лояльных учебных условиях, поэтому и уровень выраженности у них ниже.
Гипертимный тип акцентуации был выявлен у 1/3 из всех опрошенных (36%). Такие студенты очень инициативны и коммуникабельны, сохраняют положительный настрой даже в затруднительных ситуациях. Данные качества также важны в будущей профессиональной деятельности. На протяжении учебного года студенты часто прибывают в состоянии стресса, поэтому яркая выраженность гипертимной акцентуации помогает им оставаться с позитивным настроем. Обратной стороной является чрезмерное вытеснение, многозадачность, которая мешает качественно выполнять работу и доводить дела до конца, а также может преобладать суетливость и беспокойство, негативно влияющие на продуктивность деятельности.
Выраженность эмотивного типа акцентуаций у педиатров связана с теми же факторами, что и экзальтированная. Для них свойственна повышенная раздражительность, периодические вспышки гнева, а при длительном воздействии возможна депрессия. Что подтверждается данными по методике МИС.
Демонстративный тип акцентуаций распространен среди студентов психологов. Умения располагать к себе людей, разрешать сложные ситуации, а также отличное воображение, – все это составляющие успеха в профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, в том числе и психологии. Зона риска – ситуации, в которых ставится под сомнение их исключительность, задевается их самооценка. Это может привести к страхам, навязчивым мыслям, в запущенной форме к истерическому неврозу.
По результатам опросника МИС у 36% студентов педиатров проявляются низкие показатели по шкале «Закрытость» и высокие показатели по шкале «Самоценность». У студентов-психологов по этим шкалам в основном средние показатели.
Шкала «Закрытость» отражает преобладание конформности или критичности. Низкие показатели педиатров связаны с их критичность по отношению к себе, высокой требовательность. Развита способность к рефлексии и ориентация на собственное видение ситуации. Самокритичность – черта, которая поощряется среди студентов медицинского, поэтому данный результат предсказуем. Но при высоком уровне может возникать гиперболизированная критика, приводящая к понижению самооценки и самообесцениванию.
Высокие баллы по шкале «Самоценность» характерны для людей, уверенных в себе. Они ценят свою индивидуальность, благодаря этому им свойственно адекватное восприятие критики и умение трезво оценивать ситуацию. Это помогает студентам-педиатрам продолжать учебу и соответствовать высоким требованиям осуществления профессиональной деятельности врача.
У студентов-психологов по шкале «Самоуверенность» у 80% баллы отличались от среднего показателя. Группа разделилась на две части: у 40% – низкие показатели, у других 40% – высокие. Полярные результаты отражают неоднородность группы: часть ребят сомневаются в своих способностях, в возможности преодолеть самостоятельно трудности, не доверяют своим решениям (возможно, это связано с разрушением ожиданий относительно обучения и выбранной профессии). Другая половина респондентов-психологов довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Данные студенты уже адаптировались к обучению и убедились в верности выбранной профессии.
Гипотеза исследования подтверждена. Существует ряд черт, отражающих специфику обучения на конкретной специализации. Среди них: гиперболизированная критика и повышенный уровень тревожности у педиатров; сомнение в своих способностях, недоверие своим решениям или, наоборот, уверенность в способности решать многие жизненные вопросы у психологов. Общими чертами студентов являются: эмоциональность, эмпатия, инициативность, коммуникабельность, что имеет большое значение для профессий человек-человек.
Проведенное исследование подтверждает необходимость в изучении личностных особенностей обучающихся. Данная информация полезна и для профориентации будущих студентов, а также для формирования программ, адаптирующих студентов к обучению в медицинском университете.
Литература:
- Леонгард К. Акцентуированные личности. //Эксмо, 2011.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Речь, 2010.
- Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения // Смысл, 1993.