Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала
Автор: Зайнуллин Шамиль Ринатович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 09.01.2015
Статья просмотрена: 181 раз
Библиографическое описание:
Зайнуллин, Ш. Р. Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала / Ш. Р. Зайнуллин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7074/ (дата обращения: 16.12.2024).
Всем известно, что процесс обучения в школах и в вузах является весьма трудоемкий и требует от занимающегося большой концентрации внимания для запоминания учебного материала [1.2.3.4.5.6]. В процессе обучения у человека возникает большая нагрузка на центральную нервную систему (ЦНС) это связано с тем, что процесс запоминания и восприятия информации происходит благодаря работы только одного зрительного анализатора [7.8.9.10]. По нашему мнению если изменить методику изложения учебного материала, при которой будут задействованы и другие анализаторы организма человека такие как (слуховой, тактильный, обонятельный, осязательный, тактильный и болевой) то процесс запоминания учебного материала будет более легким. Для усиления процесса запоминая, в некоторых случаях, можно использовать и физические упражнения, вовлекая в работу двигательную или мышечную память. Сочетания работы различных анализаторов организма человека с выполнением специальных упражнений позволит на длительное время запомнить информацию [11.12.13.14.15].
Похожие методики используется в таких направлениях как:
- Тренинги по развитию личности и. т.д.
- В театральных кругах
- В музыкальном направлении при исполнении песен в стиле РЭП,
- Дирижеры
- Общение глухонемых
В связи с этим перед нами стала цель: Разработать методику по изложения учебного материала по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по данному направлению
2. Разработать методику восприятия учебного материала по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений»
3. Провести эксперимент по определению эффективности методики с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений»
Гипотеза: Предполагается, что разработанная нами методика с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений, позволит нам улучшить восприятия учебного материала за более короткий промежуток времени.
Объектом нашего исследования является: Педагогический процесс обучения.
Субъектом нашего исследования является: Средства влияющие на процесс восприятия учебного материала.
Разработанная нами методика «Изложения учебного материала по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений имеет следующие особенности:
- Наглядный материал (Костюмы, графика, спецэффекты, 3D-очки)
- Звуковые эффекты (Музыка, звуки высокой и низкой частоты с уровнем шума от 20–100Дб)
- Использование инвентаря и оборудования для лучшего запоминания учебного материала.
- Использование средств арома-терапии и благовоний в учебном процессе.
- Использование упражнений и действий с работой мелкой моторикой рук, упражнения на развития координации, силы, ловкости и гибкости.
- Использование соревновательного момента с другими командами.
- Применяется фактор командной борьбы и сплоченности всех участников.
Исследование проводилось с сентября 2014г по декабрь 2014 в г.Набережные Челны на базе учебного центра «Центр-Практик». Суть нашего эксперимента заключалось в том, что предприятия проходившие обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда» получали информацию по данным направлениям, а затем сотрудники данного предприятия проходили тестирование. На каждом предприятии сотрудники делились на две группы «Контрольную» и «Экспериментальную». В контрольной группе занятия проводились по стандартной учебной программе, а в экспериментальной группе по нашей методике с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений. После прохождения всего курса обучения который составляет 30 часов.
После прохождения всего курса обучения, сотрудники проходят тестирование на знания учебного материала. По результатам тестирования сотруднику либо выдается, либо не выдается сертификат о прохождении полного курса обучения по направлению «Безопасность Жизнедеятельности и Охрана труда».
С сентября по декабрь 2014 года в эксперименте приняли участия 8 организаций с общей численностью сотрудников 248 человек. Из них в контрольную группу попало 125 человек, а в экспериментальную группу попали 123 человека. Уровень знаний оценивался по количеству правильных ответов в тесте. Тест представляет собой 20 вопросов, с тремя вариантами ответов по каждому вопросу. Для получения зачета по тестированию необходимо из 20 вопросов правильно ответить на 12 вопросов. Результаты эксперимента показаны на рис 1.
Кол-во ответов
Анализ результатов эксперимента
Результаты проведенного эксперимента показывают, что изначальный уровень знаний по данному направлению у респондентов обеих групп был примерно одинаковый. Среднее значения количества правильных ответов в контрольной группе составил 4.4 балла, а в экспериментальной 4.3 балла. После прохождения курса состоящий из (3-х дней или 30 часов) проводился повторный тест по определению уровня запоминания учебного материала. В течении 3-х месяцев исследования были исследованы 8 организаций проходившие курс обучения по данному направлению. Определив средние значение результатов теста мы получили следующий значения. В контрольной группе прирост составил 9,2 балла и составил в целом 13,6 баллов, а в экспериментальной группе прирост составил 13,5 баллов и составил 17,8 баллов.
Выводы:
1. В ходе проведенного эксперимента был проведен анализ более сорока литературных источников по данному направлению. Была определена актуальность нашего исследования и выявлена проблема которую необходимо решать. Частично решить проблему можно с помощью разработки методики с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений.
2. Нами была разработана методику восприятия учебного материала по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием основных анализаторов организма человека и физических упражнений».
3. Был проведен эксперимент по определению эффективности экспериментальной методики. Полученные результаты эксперимента доказывают эффективность разработанной нами методики в отличие от традиционной на 21,5 %. При расчетах эффективности двух методик учитывалось, что 100 % это 20 правильных ответов. Прирост в контрольной группе составил 46 %, а прирост в экспериментальной группе составил 67,5 %. Разработанная нами методика может быть рекомендована для использования в педагогическом процессе школьников, студентов и специалистов по технике безопасности и охране труда.
Литература:
1. Агаджанян,Н.А., Физиология человека Учебник (курс лекций) издание второе, Под редакцией академика РАМН.-/ Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина // Санкт-Петербург.- 1998. С. 391–392.
2. Алексеенко,Т. И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков / Т. И. Алексеенко // Теория и практика физической культуры. — 2007.-№ 2.-С. 64.
3. Ахатов,А. М. Миорелаксация в системе подготовки борцов на поясах / А. М. Ахатов, Р. Р. Валинуров, Д. Ф. Шемуратов, Ф. А. Шемуратов // Исторические аспекты и инновации в развитии традиционных и народных видов спорта в контексте культуры народов мира / Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. — УФА: РИЦ БашИФК, 2007.- С. 6–21.
4. Берштейн,Н. А. Физиология движений и активности / Н. А. Берштейн. — М.: Наука, 1990.- 494 с.
5. Ву,Д. Т. Сопряженное развитие физических и психомоторных качеств боксеров-юношей 15–16 лет: дис….канд. пед. наук / Д. Т. Ву — Москва, 2003.-125с.
6. Голов,В. А. Взаимосвязь факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи / В. А. Голов // Теория и практика физической культуры.-2007.- № 4.-С. 23.
7. Громыко,В. В. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников / В. В. Громыко, И. А. Лысова, Г. Л. Шубина // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 2.-С. 60–63.
8. Кайдалов,В. Ф. Образно-наглядный принцип взаимодействия человеческого фактора и поля его деятельности в командах по игровым видам спорта / В. Ф. Кайдалов // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 4.- С. 43.
9. Коблев,Я. К. Проблемы и перспективы биомеханики спорта /Я. К. Коблев, И. М. Козлов // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 1.-С. 61–62.
10. Лопатина,А.Б Оценка эффективности скэнар-воздействия в тренировочном процессе высококвалифицированных дзюдоистов: дис. …канд. пед. наук / А. Б. Лопатина //. — Чайковский, 2004.- 150 с.
11. Менхин,Ю. В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю. В. Менхин // Теория и практика физической культуры.-2007.- № 2.-С.12–17.
12. Назаренко,Л. Д. Физиология физических упражнений. /Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник // Изд. 2, доп.-Ульяновск, 2007.- 259 с.
13. Скородумова,А. П. Взгляд на энергообеспечение в теннисе / А. П. Скородумова, О. И. Жихарева // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 3.-С. 35–36.
14. Astrand,P. O. Text book of work physiology. Physiological basis of exercise / P. O. Astrand, K. Rodal. — New York, 1977. — 691 p.
15. Sadowski,J. Studies of selected elements of movement coordination in taekwon- do athletes /J. Sadowski // Rocz. Nauk. — Biala Podl.: IWFiS, 1998. -N 5. — S. 37–40.