О преемственности школьного и высшего профессионального образования
Автор: Корнева Ольга Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 29.12.2014
Статья просмотрена: 168 раз
Библиографическое описание:
Корнева, О. С. О преемственности школьного и высшего профессионального образования / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6977/ (дата обращения: 19.11.2024).
Проблема преемственности школьного и высшего профессионального образования не нова для отечественной педагогической науки, но, несмотря на наличие многочисленных исследований, в которых раскрывается суть этой проблемы и анализируются пути ее решения, в практике существует разрыв между школьным и вузовским образованием.
Уменьшить разрыв между школьным и вузовским образованием можно на основе концепции фундирования (нем. fundierung — основание, фундамент), разработчиками которой являются профессор Е. И. Смирнов на идеях академика В. Д. Шадрикова. Основу ее образует теоретическое обобщение, ориентированное на поэтапное движение к познанию сущности, с помощью дидактических спиралей фундирования. Спираль фундирования — это целостный интегрирующий механизм реализации преемственности содержания школьного и вузовского образования, становления качеств личности от школьных характеристик до профессиональных компетентностей будущего выпускника. Ценность механизма фундирования содержания школьного предмета заключается в переходе от учебного элемента (универсального учебного действия) на уровне «данных» до его глубокого теоретического обобщения на уровне «сущности» для учебного процесса в вузе и будущей профессиональной деятельности [1, 2].
Фундирование как методология и инновационный механизм профессионального становления экономистов в Сахалинском госуниверситете выражается в виде разворачивания учебного материала по 5 информатическим дисциплинам сквозного характера в течение всех лет обучения: информационные технологии, информационные системы в экономике, сетевые технологии в экономике, финансовые информационные технологии, информационные системы финансового анализа, которые продолжают и углубляют 7 содержательных линий школьного курса информатики: информация, компьютер, алгоритмика, программирование, моделирование и формализация, информационные технологии, коммуникационные технологии.
В Таблице приведены этапы продвижения школьного знания к профессиональным компетенциям экономиста посредством механизма фундирования на факультете экономики Сахалинского госуниверситета. Приведенная здесь табличная модель или матрица наглядным образом показывает совершенствование школьного знания через вузовские дисциплины, развивающие школьный компонент по информатике с последующим фундированием знаний и опыта личности на разных уровнях (1–8 семестр).
В Таблице видно, как происходит поэтапное формирование информационной компетентности на основе выявления генезиса, преемственности и обобщенности школьных базовых учебных элементов, универсальных учебных действий до нового качества выпускника вуза. На 1 этапе (1–2 семестр) базовый учебный элемент школьной информатики обобщается, устанавливаются взаимосвязи с другими понятиями и применяется студентом в решении различного рода задач. На 2 этапе (3 семестр) происходит глубокое теоретическое обобщение знания необходимое и достаточное для успешной профессиональной деятельности, которое на 3 этапе (7–8 семестр) расширяется до элементов актуализации современного научного знания, отработки технологических приемов профессиональной деятельности будущего специалиста и углубляется опыт и качества личности в направлении развития мышления, личностных и профессиональных качеств будущего экономиста
Таблица 1
Фундирование школьного знания через вузовские дисциплины
ООП ВПО бакалавриат экономика
Школьная информатика (ДЕ) |
Информатические дисциплины |
||||
Информационные технологии (1–2 семестр) |
Сетевые технологии (3 семестр) |
Информационные системы в экономике (3 семестр) |
Финансовые информационные технологии (7–8 семестр) |
Информационные системы финансового анализа (7–8 семестр) |
|
Информация |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
||
Мера информации; кодирование информации. |
Информационные сети, ресурсы, сервисы; передача информации в сетях. |
Экономическая информация; технология и методы обработки экономической информации |
Финансовая информация; финансовые вычисления; финансовый анализ и прогнозирование |
Информационная база 1С, как система хранения хозяйственной деятельности предприятия с целью анализа и принятия решений |
|
Компьютер |
Логические элементы и операции; устройство компьютера. |
Коммуникационное оборудование компьютерных сетей |
Аппаратное обеспечение информационных систем |
Технические средства управления финансами на предприятии |
|
Алгоритмика |
Основы логики и алгоритмизации |
Алгоритмы шифрования и защиты информации в сети |
Алгоритмы сортировки и поиска данных в информационных массивах и базах данных |
Алгоритмы и методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, балансовый, графический, факторный, сравнения и группировки |
Алгоритмы и методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, балансовый, графический, факторный, сравнения и группировки |
Программирование |
Структурное и объектно-ориентированное программирование: Pascal, Delphi |
Сетевое программное обеспечение: браузеры, редакторы web-сайтов. |
Язык баз данных SQL; программная система управления базами данных Access |
Линейное, нелинейное, динамическое, дискретное, стохастическое программирование |
Объектно-ориентированное программирование в 1С: реляционная БД, СУБД MS SQL Server, макроязык 1С |
Моделирование и формализация |
Модели данных; информационное моделирование; формализация как этап моделирования |
Сетевая модель взаимодействия открытых систем OSI |
Модели организации данных; реляционная модель данных; основы проектирования баз данных |
Линейные, нелинейные, матричные, эконометрические, математико-статистические модели |
1С как пример имитационной модели хозяйственной деятельности предприятия |
Информационные технологии |
Информационные технологии для работы с текстовой, числовой, графической информацией |
Информационные технологии для работы с гипертекстовой информацией |
Информационные технологии поиска, хранения и сортировки информации |
Информационные технологии анализа данных Excel: списки, фильтры, подбор параметров, поиск решения, сценарии, пакет анализа |
Информационные технологии управления предприятием на базе 1С: хозяйственные операции, бухгалтерские проводки, финансовая отчетность |
Коммуникационные технологии |
Принципы функционирования локальных и глобальных сетей |
Адресация, протоколы, сервисы, топология, архитектура сетей |
Телекоммуникационные технологии в корпоративных информационных системах |
Информационные и коммуникационные технологии управления финансами на предприятии |
Коммуникационные технологии: локальная, сетевая, корпоративная архитектура системы 1С |
Процесс обучения построен таким образом, что на первом курсе (1–2 семестр) при изучении дисциплины «информационные технологи» у экономистов закладываются базовые навыки работы с информацией, умения использовать технические и программные средства в решении реальных профессионально-ориентированных задач, изучаются средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей.
Далее в 3 семестре в рамках дисциплины «информационные системы в экономике» рассматриваются технологии и методы обработки экономической информации, роль и место автоматизированных информационных систем на предприятии, изучаются основы проектирования автоматизированных информационных систем. Так, для приобретения навыков проектирования и разработки клиентских приложений используется среда MS Access. Она прекрасно подходит для создания полнофункциональных приложений баз данных в различных областях жизнедеятельности человека. Современные базы данных являются основой информационных систем на предприятии. В них присутствует бухгалтерия, хозяйственный и кадровый отделы, а на крупных предприятиях плановый и экономический отделы, производство, склад, отдел сбыта и доставки. Не смотря на то, что чаще всего предприятие использует готовую информационную систему, однако, знание студентами принципов организации баз данных и создания на их основе автоматизированных рабочих мест специалистов, позволит применить эти знания для создания своего индивидуального, пусть и не большого, клиентского приложения.
И на последнем курсе обучения (7–8 семестр) студенты переходят к изучению специализированных компьютерных программ, в частности 1С:Предприятие, которые помогают овладеть методами комплексной автоматизации организационной и хозяйственной деятельности предприятия, и дают реальный опыт применения современных информационных технологий и систем на предприятиях и организациях.
Реализация методической системы формирования информационной компетентности экономистов на основе концепции фундирования начинается с того, что на первом курсе учебного процесса преподаватель знакомит студентов-первокурсников с графиком изучения информатических дисциплин, объявляет о непрерывности и продолжении информатики по основным содержательным линиям школьного курса. Каждому студенту вначале представляются разработанные на продолжительный этап обучения спирали фундирования на уровне данных и познавательной мотивации. Для каждой спирали фундирования точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат. Каждая спираль фундирования обеспечивается необходимыми учебно-методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Процесс изучения дидактической спирали состоит из этапов, для которых преподавателем формируется набор справочных и иллюстративных материалов, списком рекомендуемой литературы, выдаваемых студенту перед началом ее изучения. Периодически по мере развертывания спирали фундирования происходит возврат к усвоенному ранее материалу, но на более высоком уровне проникновения. По завершению каждого этапа развертывания спирали фундирования проводится мониторинг и диагностика результатов обучения в компьютерной программе тестирования знаний. В результате такого контроля студент имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов.
Такой способ планирования и организации учебного процесса путем развертывания через отдельные дисциплины дидактических спиралей фундирования имеет следующие характеристики: долгосрочный целевой ориентир на конечный результат обучения, осознание единства дисциплин с ориентацией на будущую профессиональную деятельность выпускников, крупноблочная организация учебного материала вместе с заданиями и рекомендациями по его изучению, открытость учебно-методических материалов для планирования и постановки вопросов и проблем на ближайшую перспективу. Все это в целом способствует развитию навыков творческой и аналитической работы студентов, умения самостоятельно искать и организовывать информацию с целью конструирования новых знаний.
Литература:
1. Смирнов, Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография / Е. И. Смирнов. — Ярославль, 2012. 646 с.
2. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.:Логос, 1996. 320 с.
3. Корнева, О. С. Информационные технологии и системы в профессиональной подготовке экономистов // Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии: сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. — Вологда: ВГПУ, 2013. — С. 33–35