Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 3216 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании / Н. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1892/ (дата обращения: 16.11.2024).



Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах.

Изучение математики в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций.

Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.

Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, гуманитарного профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при освоении специальностей среднего профессионального образования технического и социально-экономического профилей профессионального образования математика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:

‒ обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;

‒ обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;

‒ обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;

‒ обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Еще одна особенность преподавания математики в среднем профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая является одним из видов занятий.

Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

‒ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

‒ углубление и расширение теоретических знаний;

‒ развитие познавательных способностей, ответственности и организованности;

‒ формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

‒ развитие исследовательских умений.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по математике:

  1. для овладения знаниями:

‒ чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

‒ графическое изображение структуры текста;

‒ работа со справочниками;

‒ учебно-исследовательская работа;

  1. для закрепления и систематизации знаний:

‒ работа с конспектом лекций;

‒ повторная работа над пройденным материалом;

‒ составление таблиц для систематизации учебного материала;

‒ ответы на контрольные вопросы;

‒ подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции;

‒ подготовка рефератов, докладов;

‒ тестирование и др.

  1. для формирования умений и навыков:

‒ решение задач и упражнений по образцу;

‒ решение вариативных задач и упражнений;

‒ выполнение чертежей и схем;

‒ выполнение расчетно-графических работ;

‒ решение ситуационных профильных задач;

‒ упражнения — тренажеры.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Литература:

  1. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков М. И. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональное образование, внеаудиторная самостоятельная работа, задача, активный метод обучения, внеаудиторная самостоятельная деятельность, изучение математики, личностное развитие, профессиональная деятельность, учебный предмет.
Задать вопрос