Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 02.04.2014

Статья просмотрена: 9435 раз

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1037-1040. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9951/ (дата обращения: 16.11.2024).

Профориентацияявляется одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, многообразие которых порой удивляет. Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией и специальностью. Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы.

Профессия — это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки, зависящий от выбора специальности в Вузе.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж педагогических специальностей. Педагогическая специальность — это вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией [1].

Быть педагогом стало не модно, не престижно: зарплата невысокая, а ответственность за человеческие судьбы огромная. В связи с этим в настоящее время данная проблема более чем актуальна.

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» [2, с.17].

А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [3].

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

С позиции теории управления, процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается, как стремление личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе. Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе уделить особое внимание профориентации.

Приоритетными задачами профориентационной работы с молодежью являются:

-        изучение теории профориентации, включающую в себя: рассмотрение ее объектов, принципов, форм, методов, направлений, критериев эффективности;

-        изучение способов планирования профориентационной работы;

-        оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.

В настоящее время система профориентационной работы на педагогические специальности включает в себя деятельность по следующим направлениям:

-        профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию на профессию «учитель» Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей;

-        предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интереса к профессии учителя и педагогических способностей, ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. Профессиональная диагностика осуществляется посредством интервью, бесед, опросников, наблюдений;

-        профессиональное консультирование (индивидуальное и групповое), нацеленное в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны преподавателей вуза. Это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жесткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела» [4]. И задача педагога-профконсультанта как раз помочь личности научиться делать самостоятельный выбор в течение всей жизни;

-        профессиональный отбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. «Профессиональная пригодность» — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям [5]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, то мы сталкиваемся с профессиональной неполноценностью, от которой страдают и общество и личность;

-        профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у молодежи чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства Методы профессионального воспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования деятельности;

-        профессиональная адаптация, впроцессе которой осуществляется формирование новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными;

-        психологическая поддержка, включающая в себя методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы, а именно:

-        беседы о профессии учителя. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной специальностью или с группой педагогических специальностей, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся;

-        презентации педагогических специальностей. Презентации могут проводиться как преподавателями Вузов, так и студентами-выпускниками;

-        экскурсии в университет, на факультет педагогики и психологии, «дни открытых дверей», встречи с представителями педагогических специальностей;

-        приглашение учащихся на ответственные мероприятия, проводимые в стенах вуза, а также проведение школьных мероприятий совместно со студентами и т. д.;

-        игры по профориентации — это новое направление в профориентации молодежи когда создаются ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию — те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни, но они необходимы для педагогических специальностей;

-        составление профессиограмм, включающих описание данной профессии, специальности;

-        проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

-        индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися;

-        проведение недель по профориентации, конкурсов профессии, конференций.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. При неизменной общей цели, конкретные цели и задачи работы каждой школы зависят от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из направлений. Задача профориентации — помочь молодым людям выбрать будущую профессию в соответствии с собственными склонностями, интересами, желаниями и способностями. Именно точка пересечения индивидуальности молодого человека и требований профессии и должна быть основой для выбора.

Знания о педагогических специальностях учащиеся получают как в школе, так и в средствах массовой информации, от родственников, знакомых и др. При этом сведения о содержании профессии и ее значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание атмосферы недоброжелательности к ней. В связи с этим перед вузом, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача — исправить нелестное отношение к педагогическим специальностям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессии.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной педагогической специальности (диагностические методические процедуры); во-вторых, возможность развития этих психологических качеств. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору педагогической профессии. Чтобы данная работа имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом.

Профессиональная ориентация на педагогические специальности станет эффективной, если данная деятельность будет проводиться в соответствии с данными принципами, к которым мы относим:

-        принцип сознательности (выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу);

-        принцип соответствия выбираемой профессииинтересам и склонностям личности (выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии, нарушение которого приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров);

-        принцип профессионального самоопределения (характеризует самостоятельную деятельность личности в процессе профессионального самоопределения);

-        принцип активности в выборе профессии (выражается в утверждении, что профессию надо активно искать самому, пробуя свои силы в различных областях);

-        принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой, (предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии);

-        принцип систематичности и преемственности (профориентационная работа с 1 по 11 классы);

-        принцип взаимосвязи школы, семьи, педагогического вуза (предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности).

При этом профориентационная работа на педагогические специальности должна опираться на соблюдение следующих условий, а именно:

1)          воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности;

2)          взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы;

3)          дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

4)          оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, отход от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

5)          соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в педагогических кадрах.

К числу наиболее важных вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Внастоящее время эффективность профориентационной работы нередко определяется по тому, сколько учащихся выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним. Этот критерий важный, но недостаточный, например, запланированного количества абитуриентов можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной и психологической точек зрения. И если это показатель становится главной целью и самоцелью профориентации, причем без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта деятельность приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей.

Система профориентации молодежи является социальной системой, которая функционирует в обществе, а также подструктурой общей системы трудовой и профессиональной подготовки. Итак, профориентация — это общественный процесс, включающий в себя: профдиагностику, профотбор, профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию, профессиональное воспитание.

Таким образом, профориентация представляет собой системную деятельность, включающую целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления и другие структурообразующие элементы.

Достижение поставленной цели профориентации возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом. Великое благо — заниматься любимым делом, когда рабочий процесс не отнимает твое личное время, а является его частью, рождая ощущение полноценной жизни, в которой каждый миг прожит не впустую.

Литература:

1.       Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых,- Брянск: БГУ, 2003.

2.       Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения,- М.: НПО «Модэк», 2002, 392 с.

3.       Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. Профессиональная ориентация молодежи,- М.: Высшая школа, 2009, 272 с.

4.       Цукерман Г. А. Психология саморазвития.- М., 1995.

5.       Пустовая Е. Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. // Имидж, — М., № 2, 2002., С. 21–27.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная ориентация, специальность, учащийся, оказание помощи, профессиональное воспитание, профессиональное просвещение, профессиональное самоопределение, профессия.


Похожие статьи

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Интеграция различных видов детской деятельности при обучении иностранному языку

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Система управления построением карьеры молодых педагогов в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Интеграция различных видов детской деятельности при обучении иностранному языку

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Система управления построением карьеры молодых педагогов в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос