Взаимодействие взрослых и детей составляет сущностную характеристику педагогического процесса, является его двигателем. Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие может осуществляться в формате совместной деятельности педагога и воспитанников.
Совместная деятельность — деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве, в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.
Н.Федина, О. Скоролупова, Н. Короткова, выделяют такие черты совместной деятельности, как:
‒ партнёрская позиция взрослого, предусматривающая включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Нужно отметить, что партнерская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Существенной особенностью партнерской деятельности является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности дошкольников и изменению ее в соответствии с детскими интересами. При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки;
‒ добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
‒ возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности);
‒ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Таким образом, современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:
‒ единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;
‒ пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;
‒ наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;
‒ распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности.
Для освоения дошкольниками обязательного содержания развивающей Программы образовательного курса английского языка организуются такие виды активности детей на занятии, как двигательная (перемещение в различных зонах помещения для занятий, выполнение команд и поручений, ответы с помощью условных жестов и игровых предметов, игры с предметами и соревнования), игровая (предметная, с игрушками, сюжетная, ролевая, режиссерская, с правилами), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (экспериментирование с объектами и материалами окружающего мира), художественная (восприятие детской литературы, художественных иллюстраций, мультипликаций и фольклора), элементарная трудовая (подготовка к самообслуживанию, выполнению посильных бытовых обязанностей, взаимодействие и взаимопомощь), конструирующая (изготовление поделок из природного и иного материала, деталей конструктора, бумаги), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, пение, игра на детских музыкальных инструментах), физическая(движение под музыку и ритм, элементы оздоровительных упражнений, физкультурные паузы).
В преддверии новогодних праздников мы с ребятами много говорим о них, ребята рассказывают о том, какие подарки они хотели бы получить. Какие же виды детской деятельности, могут быть, использованы? Конечно же, игровая.
Игра «Numbers»
Оборудование: карточки с цифрами 1–12 (цветные карточки с цифрами 1–12).
Правила: разложить карточки с цифрами на полу. Ведущий (педагог или кто-то из ребят) называет цифру одному из игроков, а игрок становится на названную цифру.
Усложнить игру можно, если ведущий будет называть цвет и цифру.
Игра «Hot and Cold»
Оборудование: игрушки-животные.
Правила: ведущий закрывает глаза, участники прячут фигурку животного. Искать надо, следуя подсказкам «cold-cool-warm-hot» («холодно — прохладно — тепло — горячо»).
Двигательная деятельность.
Игра «Can and Can’t»
Правила: дети слушают вопрос ведущего, отвечают на него положительно или отрицательно: «Yes, I can./ No, I can’t». В случае положительного ответа, выполняют названные движения.
Сan you hop like a foх? No, I can’t. The rabbit can hop.
Сan you fly like a bird? Yes, I can.
Игра «Сhange your places»
Оборудование: карточки с изображениями животных, частей тела, разных цветов. Правила: дети становятся в круг, каждый получает картинку. Водящий становится в центр круга и называет два предмета. Ребята, у которых есть эти карточки, должны быстро поменяться местами. Водящий старается занять освободившееся место. Тот, кто остался без места — становится водящим.
Тесно связана со всеми видами деятельности коммуникативная. Ведь мы не перестаем общаться друг с другом!
Познавательно-исследовательской деятельности, можно уделить время на прогулке. Ведь так интересно рассматривать снежинки или понаблюдать, как они таят на ладошках.
Художественная деятельность. Ребята очень любят смотреть мультфильмы. В канунпраздников, можнопосмотреть «Peppa’s Christmas», «Cold Winter Day», «Silly Symphony — The Night Before Christmas», «Silly Symphony — Santa’s Workshop», «Frosty The Snowman», «Frosty’s Winter Wonderland».
В ходе конструирующей деятельности можно изготовить простые поделки. Деткам из детского сада вырезать ровную симметричную снежинку пока трудно, но зато легко сделать ее из бумажных петелек. Нарезаем бумагу короткими полосками, склеиваем концы — петельки готовы. Теперь вырезаем кружок бумаги и приклеиваем на него петельки.
К новогоднему утреннику можно организовать выставку рисунков и поделок.
И, конечно же, ни один праздник не обходится без песен и танцев! Детис удовольствиемразучивают «We wish you a Merry Christmas», «Come and sing a Christmas song».
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Мильрур Р. П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается — http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-experiment/
- Lewis, Gordon, Bedson, Guanther. Games for Children. Oxford: Oxford University Press, 1999. — 150 p.