Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6885/ (дата обращения: 18.10.2018).

В настоящее время многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучающихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению. В связи с этим особую актуальность и интерес представляет изучение возможности применения в учебном процессе именно интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров.

В современном учебном учреждении деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а так же формированию способностей к самостоятельному, творческому, профессиональному мышлению.

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки обучающихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Такой тип обучения способствует переосмыслению знаний как главного показателя образованности человека — они превращаются в средство развития личности студентов.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

При реализации интерактивных методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя, а деятельность обучающегося. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность обучающихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных ситуаций, использование дидактических игр, создание проблемных конкретных ситуаций, решения дискуссионных вопросов, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и т. п.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие обучающегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт обучающегося является в интерактивном обучении главным источником учебного познания.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимся, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Внедрение интерактивных методов дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, то есть сделать студента соавтором лекции, семинарского или практического занятия. В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимодействия, ответственности.

При условии умелого внедрения интерактивные технологии обучения позволяют привлечь к работе всех студентов, способствуют выработке социально важных навыков работы в коллективе, умений и навыков культуры дискуссии, принятия совместных решений; улучшат умение общаться, презентовать результаты работы. Преимуществами интерактивных методов является то, что они позволяют: изучить проблему в условиях значительного сокращения времени; сформировать у студентов умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные профессиональные ситуации, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятии решений, устанавливать взаимопонимание между собой.

Современные технические и интеллектуальные достижения, воплощенные в компьютерной технике и информационных технологиях оказывают значительное влияние на эффективность обучения студентов.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн предусматривает при подготовке бакалавра профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Причем удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. [4]

На сегодняшний день существует большое количество информационно-интерактивных ресурсов для дизайнеров, позволяющих общаться, вдохновляться и развиваться. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, это использование мультимедийной техники в процессе обучения. Оснащение кабинета данной техникой дает в руки преподвателя мощнейшие средства для эстетического воспитания и художественного образования студентов по направлению «Дизайн».

Суть использования мультимедийной техники в том, что лекционный материал подкрепляется визуальным рядом из изображений, видеороликов.

Мультимедийная сфера в системе интерактивных методов обучения дизайну должна быть насыщена как внушительным числом инструментария (программами для создания образов), так и программ, позволяющих проследить аналогии и тенденции уже существующих дизайн-разработок, позволяющих обучаемому начинать свои творческие поиски.

Важным аспектом использования компьютерных технологий является формирование на занятиях знаний художественной стилистики, пластики и фактуры изображения в экранных искусствах, а также роль и место, стилистические особенности дизайна. Интерактивные технологии представляют работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов и способствуют усвоению учебного материала, повышают производительность труда.

Использование визуальных средств для воспитания интуитивного подхода к созданию художественных образов в рамках проектной деятельности у обучаемых, помогло бы:

-        увеличить вероятность выполнения поставленных задач более эффективно;

-        научить поиску вдохновения и сподвигнуть к визуализации собственных, индивидуальных вариантов идей.

Во-вторых, это использование интерактивного диалога, например на уроках 3D моделирования, которыйпредставляет собой взаимодействие пользователя с программной системой. Особенности этого взаимодействия состоят в совместном погружении в проблемное 3D поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое виртуальное пространство. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности.

Суть использования интерактивного обучения на дисциплине по 3D-проектированию заключается в следующем: преподаватель на экране создает наглядный образ изучаемого предмета, методично демонстрирует пошаговое построение 3D модели в режиме онлайн на интерактивной доске, с комментариями и пояснениями.

Данный метод является продуктивным и позволяет достичь студентам высоких результатов, за короткий отрезок времени. Так же затраты времени на усвоение новых понятий заметно сокращается. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда изучение нового понятия изначально проводилось посредством использования 3D-технологии. С психологической точки зрения такой материал способствует созданию комфортной обучающей среды и усваивается студентами эффективнее, нежели традиционная модель обучения, когда студентам предлагается по методическим указаниям выполнять практическое задание без мультимедийных средств.

Другой пример использования интерактивного обучения на 3D-проектировании предполагает групповое построение дизайн-объекта, когда построение модели разбивается на отдельные этапы, предоставляя каждому из участников процесса создать свой фрагмент построения. На примере построения объекта мебели, например, кресла, за каждым студентом закрепляется участок построения: боковина кресла, подлокотник, сиденье, спинка и т. д. (Таблица 1)

Таблица 1

 

Результат построения выводится на интерактивную доску, побуждая, тем самым студента к ответственному отношению и более качественному построению модели. В этом случае студент ориентируется на групповую работу, являясь частью общего процесса, формируя навыки работы в коллективе, что способствует в дальнейшем лучшей коммуникации и адаптации на производстве. Взаимодействие с другими участниками процесса, развивает умение обмениваться опытом и взаимодействовать в группе, учиться на ошибках друг друга, способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс, а также саморефлексии.

Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на 3D-проектировании, способствуют повышению мотивации к обучению, обеспечивающей самореализацию студентов в учебной деятельности; созданию ситуации успеха, удовлетворения результатом проектирования; ориентируют на групповую работу студентов; выполнение творческих совместных проектов; качественного построения; рефлексивное подведение итогов. Формируются не только профессионально важные умения и навыки построения 3D объектов, но и активизируется интеллектуальное, пространственное и творческое мышление, стремление к качественному и четкому выполнению поставленной задачи, воспитание индивидуальной культуры.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина широко применяются активные и интерактивные формы и методы обучения, которые играют большую роль в подготовке студентов в области дизайна: мастер-классы, встречи с приглашенными представителями российских и зарубежных дизайн-компаний, учеными и практиками, художниками, дизайнерами, архитекторами, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод, коллективное моделирование технологических и производственных процессов, дебаты, спор, полемика, прения, обмен мнениями и др.

Таким образом можно сделать вывод, что использование интерактивных методов обучения положительно влияет на эффективность обучения при подготовке будущих дизайнеров. А учитывая то, что образование человека, а именно дизайнера, как «законодателя» идей, призвано культивировать способность общества к развитию и процветанию, интерактивных методов в обучении является первоочередной задачей в разработке методик преподавания дизайну.

 

Литература:

 

1.    Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения в педагогике / С. С. Кашлев — Минск: Выcшая школа. — 2004г.

2.    Кожуховская, С. М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации / С. М. Кожуховская — М.: МГПУ, 2011г.

3.    Суворова, Н. Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Н. Суворова — М.: Вербум, 2005г.

4.    ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн (Квалификация (степень) Бакалавр): [Электронный ресурс] — Режим доступа к ст.: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/7/20111115133628.pdf

5.    Черненко, О. Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы / О. Н. Черненко — Волгоград, 2007г.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника, особый индивидуальный вклад.

Похожие статьи

Эффективность использования интерактивных методов...

интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника...

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Использование интерактивных методов обучения при... учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый...

Интерактивное обучение как средство развития...

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения. Использование активных методов обучения в...

Использование интерактивных методов обучения при...

учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эффективность использования интерактивных методов...

интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника...

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников.

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Использование интерактивных методов обучения при... учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый...

Интерактивное обучение как средство развития...

студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения. Использование активных методов обучения в...

Использование интерактивных методов обучения при...

учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Задать вопрос