Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мукаева, Л. А. Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы / Л. А. Мукаева, Л. Т. Солтахмадова, М. Т. Гайрабекова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6872/ (дата обращения: 21.12.2024).

География, являясь предметом естественно-гуманитарного цикла, имеет значительный воспитательный потенциал, который должен быть реализован не только в процессе урочной познавательной деятельности учащихся, но и содержанием внеклассной работы по предмету. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их использования в хозяйстве. Многие темы школьных курсов географии своим содержанием теснейшим образом связаны с окружающей учащихся природой, с хозяйственной деятельностью человека, с текущими экономическими и политическими событиями. Учащихся интересуют проблемы взаимоотношений природы и общества информацию, о которых они получают из средств массовой информации, но обсудить их, высказать свою точку зрения на их причины, определить возможные пути их решения не всегда представляется возможным на уроке [1]

Такую возможность представляет проводимая учителем внеклассная работа. В содержании внеклассной работы по географии выделяются три основных направления:

1.         Пополнение и углубление знаний в формате содержания школьного географического образования, по вопросам, вызвавшим повышенный интерес учащихся, знакомство с новыми географическими терминами, причинно-следственными связями, формирование более полного образного представления о географической картине мира.

2.         Содействие формированию географических том числе и картографических умений учащихся: ориентированию и измерению расстояний на местности, движению по азимуту, проведению глазомерной съемки и составлению плана местности, умению простого и сложного чтения географических карт.

3.         Формирование умений и навыков исследовательского характера. В походах и на экскурсиях, в результате выполнения исследовательских проектов учащиеся учатся проводить наблюдения и обрабатывать и оформлять их результаты в виде рефератов, докладов, дневников, альманахов, электронных презентаций, работать с дополнительными источниками географической информации [3]

Особенностями внеклассной работы особенно в настоящее время является применение при ее проведении технологии проектного обучения с ярко выраженной краеведческой и экологической направленностью. Учащиеся не только изучают местные уникальные природные объекты своей местности, выявляют локальные экологические проблемы, причины их проявления, но и проводят практическую работу по охране природных объектов и вносят свой вклад в решение выявленных экологических проблем. Организованные при проведении внеклассных мероприятий встречи с представителями профессий, теоретической основой которых являются географические знания, способствуют формированию профессиональных намерений учащихся. Весомый вклад внеклассная работа вносит и в эстетическое воспитание учащихся. Многие ее формы организации — походы, экскурсии, исследовательские проекты, фотовыставки, выставки рисунков учащихся, конкурсы на лучшее эссе о природе своего края и др. обеспечивают не только эмоциональное восприятие окружающей природы, но и формируют умения выражать в своих творческих работах ее красоту и уникальность [3]

Особенность внеклассной работы проявляется и в формировании внутренней мотивационной установки учащихся направленной на удовлетворение повышенного интереса учащихся к географическим знаниям, к проблемам взаимоотношения природной среды и общества, к исследовательской деятельности в области географического краеведения. Внеклассная работа — это необходимая дополнительная работа к учебным занятиям. Она дает возможность более глубоко изучить отдельные вопросы по географии, сочетать изучение с занимательностью, отдыхом, трудовой и общественной деятельностью. Во внеклассной работе развиваются умения и навыки по научно-исследовательской работе.

Формы внеклассной работы по географии различаются по дидактическим целям, по периодичности проведения, количеству занятых в них учащихся, по методики подготовки и проведения. Так в зависимости от дидактических целей различают формы внеклассной работы направленные на расширение кругозора и на углубление знаний учащихся по отдельным отраслям географии: факультативы, соответствующие секции географического кружка, исследовательские проекты и др. По периодичности проведения формы внеклассной работы объединяются в две классификационные группы: эпизодические и систематические. Эпизодическими формами внеклассной работы по предмету являются географические олимпиады, вечера, викторины, походы. экскурсии, предметные недели др. К систематическим формам относятся работа географического кружка, географических клубов, школьных географических научных обществ, работу факультативов Классификация форм внеклассной работы на эпизодические и систематические в определенной степени является условной, так как многие из эпизодических форм (викторины, конкурсы, олимпиады, вечера, и др.) проводятся в рамках систематических форм внеклассной работы по географии. По количеству учащихся занятых внеклассной работой различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Массовые формы работы предусматривают занятость в их проведении учащихся всех классов, в которых изучается курс школьной географии. Примером массовой формы внеклассной работы является проведение в школе географической недели. Групповые формы внеклассной работы объединяют наиболее заинтересованных и увлекающихся географией учащихся. К ним относятся географические кружки, клубы, объединения, школьные научные географические общества, факультативы, походы, экскурсии, географические викторины, олимпиады и др. Единичные формы работы, как правило, реализуются при проведении массовых форм внеклассной работы по географии. Это индивидуальные задания по подготовке рефератов, докладов, презентаций, заданий исследовательских проектов и др. [4]

Географический кружок. На заседании географического кружка по определенным темам могут быть географические сообщения (краткие устные изложения небольших очерков, рассказов, описания самого разнообразного содержания по географии из литературных источников, газет, журналов). На одном заседании заслушивается и обсуждается не более трех сообщений. Могут быть на заседании и географические информации (от сообщений отличаются тем, что излагаются наиболее новые сведения по материалам печати, радио, телевидения), доклады и рефераты по самым разнообразным темам (реферат пишется по одному литературному источнику, доклад — по нескольким). На занятиях географического кружка могут быть и такие формы работы, как географические игры на знание карты, на сообразительность, игры-путешествия, географическое лото, вопросы-загадки, викторины. Кружок имеет рукописный орган. Это может быть географическая газета.

Школьные географические клубы. Клубная форма работы обычно является продолжением кружковой работы только на более высоком организационном и содержательном уровне. От кружковой работы ее отличает возможность привлечения в составе клуба учащихся разных возрастов, разнообразием в выборе содержания, широтой и значимостью рассматриваемых теоретических и практических вопросов, наличием таких атрибутов как устава, эмблемы, девиза.

Научное географическое общество учащихся — это добровольное объединение школьников, которые стремятся пополнить свои знания, расширить кругозор, заниматься исследовательской и природоохранной деятельностью во внеурочное время под руководством учителя. Основой научного общества являются первичные объединения учащихся, как правило, ими являются географические кружки и клубы [3]

Географический вечер — это наиболее массовая форма внеклассной работы по географии. Географические вечера по своему содержанию носят тематический характер с ярко выраженным познавательным характером. Для географических вечеров характерно сочетание различных форм внеклассной работы: викторины, сообщения, доклады, электронные презентации, встречи с интересными людьми и многие другие.

Викторины — одна из традиционно сложившихся форм внеклассной работы по географии. Ее редко применяют как самостоятельную форму работы, обычно она является составной частью географического вечера, предметной недели, или другого массового внеклассного мероприятия. Викторину как самостоятельное внеклассное мероприятие можно проводить как в обычном, так и электронном варианте. Вопросы такой викторины разрабатываются с учетом уровней познавательной деятельности учащихся.

Предметная неделя по географии в настоящее время наиболее распространенная форма внеклассной работы по географии. Главным достоинством предметной недели является привлечение большого количества учащихся к различным мероприятиям, возможность погружения учащихся за относительно короткий временной период в занимательный и увлекательный мир географии, интеграция различных форм внеклассной работы. Предметная неделя может включать проведение географических конференций, олимпиад, диспутов, электронных презентаций, викторин, встреч с интересными людьми, конкурсов и др.

Географические олимпиады являются формой внеклассной работы проводимой в формате районных (городских) и республиканских предметных олимпиад школьников. В последнее время, в рамках профессионально-ориентационной работы, предметные олимпиады республиканского формата проводятся Чеченским государственным университетом, совместно с образовательными учреждениями. Проведению районных, республиканских олимпиад, как правило, предшествует проведение школьных олимпиад. Важным этапом подготовки к олимпиаде является разработка вопросов и заданий.

Туристско-экскурсионная работа. Одной из форм внеурочной работы является туристско-экскурсионная работа. Экскурсии могут проводиться непосредственно учителем школы. Главная цель туризма — оздоровление учащихся, но вместе с тем реализуются и познавательные задачи, закрепление пройденных знаний о ландшафте, почвах, социально-экономических особенностях территорий и отраслей промышленности, туристических особенностей определенных территории [5].

Внеклассная работа строится на основе добровольности, активности, самостоятельной деятельности учащихся. Задача учителя — всемерно способствовать проявлению инициативы школьников. Во внеклассной работе занятия познавательного характера нужно сочетать с практическим применением знаний и трудовой деятельностью. Будучи добровольной, для учащихся, она является обязательной для учителя географии, так как на учителе лежит к тому же и часть ответственности по нравственно-патриотическому воспитанию.

 

Литература:

 

1.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение № 4, 2014

2.         Галай И. П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.

3.         Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского № 3 (9) /2007

4.         Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

5.         Гакаев Р. А., Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного университета. Материалы 4 международной конференции Полевые практики в системе высшего профессионального образования, (СПбГУ) Симферополь, 2012

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, географический кружок, география, предметная неделя, викторина, олимпиада, проведение, учащийся, географический вечер, кружковая работа.

Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников

Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников