Особенностями формирования и воспитания личности в дошкольном возрасте являются в первую очередь освоение новых знаний, умений и навыков, формированием новых качеств. В этом возрасте развиваются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая [1, с. 215–219].
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Важную роль при этом имеет игровая деятельность, в частности дидактическая игра.
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. С самого начала развития цивилизации игра стала мерилом проявления важнейших черт личности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. В ней человек демонстрирует самозабвение, обнажает свои психологические, интеллектуальные ресурсы. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
В развернутой форме, игра — это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков [2, c. 11].
Дидактическая игра — одно из главных средств развития познавательной активности детей, формирования личности и развития нравственных качеств и воспитания ценностного отношения к элементам окружающего мира. Дидактическая игра обладает готовыми правилами. Игры различаются по многим факторам, таким как организация и процесс проведения данного мероприятия, взаимоотношения между ребенком и педагогом в рамках игры, взаимоотношения между детьми.
Благодаря дидактической игре педагог осуществляет сенсорное воспитание детей, формирует и развивает познавательные процессы, дает детям представление об окружающем мире. Игра способствует развитию речи ребенка, его мышлению, развитию памяти и воображения. Дидактические игры — являются одним из основополагающих средств развития личности ребенка, формированию нравственных качеств и жизненных навыков.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
В рамках дидактической игры воспитатель имеет возможность:
‒ руководить деятельностью дошкольников и участвовать в воспитательном процессе, не вставая в позицию преподавателя;
‒ создавать действенную для дошкольника игровую мотивацию, которая будет учитывать его интересы и увлечения;
‒ поставить ясную и доступную для ребенка цель, которая имеет прямую связь с мотивом игры;
‒ обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки;
‒ стимулировать активность группы детей, посредством увлекательных и веселых заданий.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что посредством дидактических игр воспитатель получает возможность воспитывать и обучать детей, выступая в роли советчика, помощника и друга, стоя с детьми на равных, а не глядя на них сверху вниз. Процесс дидактической игры подразумевает под собой некую атмосферу сотрудничества между преподавателем и ребенком, внутри группы детей, что является благоприятным условием для формирования полноценной личности.
Следует так же представить некую условную классификацию дидактических игр по их содержанию [2, с. 38]:
‒ игры, направленные на сенсорное воспитание,
‒ словесные игры,
‒ игры по формированию ценностного отношения к окружающему миру
‒ игры, направленные на формирование логических навыков и математически умений и т. д.
Таким образом, дидактическая игра — достаточно сложное педагогическое явление, в котором отчетливо прослеживается структура и основные элементы, она имеет определенную цель и задачи, которые характеризуют ее как некую форму обучения и игровую деятельность одновременно.
В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня педагогические учения нескольких столетий об идее природосообразности и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных — ознакомление дошкольников с природой посредством игровой деятельности.
Перед педагогами младших классов и воспитателями дошкольных учреждений стоит задача не только подготовить детей к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.
Работа по формированию экологической культуры детей зависит от уровня экологической культуры воспитателя. Воспитатель приучает детей наблюдать мир, может ответить на любой вопрос, удовлетворить детскую любознательность.
Главный показатель экологической воспитанности дошкольников — их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение умений и навыков.
Говоря о дидактической игре и ее особенностях, следует непременно отметить, что это сложное педагогическое явление, которое играет наиважнейшую роль в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, его ознакомлении с окружающим миром и осознании себя как части этого мира.
Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры является возможным лишь в условиях воспитательного процесса и под руководством педагога.
В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования игр в индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр.
В дидактической игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.
Литература:
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учеб. пособие / С. Н. Николаева. — 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012. — 220с. с. 215–219
- Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004. — c. 21
- Самородова, А. П. Игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рекомендации / А. П. Самородова, Л. В. Теплякова. —Тамбов: ТОИПКРО, 2006. —с. 54