Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку
Автор: Ситдикова Гузель Гарифовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2014
Статья просмотрена: 2561 раз
Библиографическое описание:
Ситдикова, Г. Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку / Г. Г. Ситдикова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6854/ (дата обращения: 16.12.2024).
Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятие, в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы.
То же самое наш урок-цель, которую мы должны достигнуть по окончанию урока, остается неизменной, но мы можем изменить методы достижения этой цели.
По сути, каждый из нас-это тот Том Сойер, который старается вовлечь каждого учащегося в работу на уроке. Возникает вопрос-как это сделать более эффективно?
Процесс обучения проходит более эффективно, если ученик проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование АМО английскому языку недостаточно изучено, что предопределило и актуальность моей темы «Повышение мотивации через АМО в урочной и во внеурочной деятельности»
Что же такое АМО?
АМО — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Почему с точки зрения практики, эта тема привлекает все больше и больше, внимания? Всем известно, что начальное звено уже перешли на новые стандарты образования, сегодня возникла необходимость реализации нового стандарта в среднем и старшем звене. АМО являются хорошей основой для их реализации
Основной целью является создание благоприятных условий для реализации способностей учащихся, осуществление познавательной деятельности и повышение их мотивации к изучению ИЯ
Таким образом, мы ставим следующие задачи для достижения поставленной цели:
1. Показать возможности использования методов АМО как средство повышения мотивации и познавательной активности в урочной и во внеурочной деятельности
2. Систематизировать и представить собственный опыт работы над использованием АМО в урочной и во внеурочной деятельности
По ФГОС мы должны развивать учащихся не только в рамках урока, но и вовлекая их во внеурочную деятельность.
Позвольте мне начать с представления опыта работы в урочной деятельности. Наиболее эффективными считаю такие приемы, как:
1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ
С моей точки зрения, этот прием позволяет заставить учащихся размышлять. Путем такой мозговой атаки, они называют все что знают и думают по озвученной теме или проблеме. Все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет
2. КОРЗИНА ИДЕЙ
Ученики разбиваются на группы, включая как сильно, так и слабо мотивированных учеников. Каждая группа получает для разработки тему или материал. Затем идет обмен информацией группе, где каждый является экспертом в своем вопросе.
3. Проектная деятельность
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи не только в рамках АЯ,но и на грани межпредметного взаимодействия. На школьной научной конференции ученики выступили с проектом на тему «Русский язык и английский-братья?», отражающий подтему заимствования. Таким образом, делается акцент на взаимодействие школьных предметов, результатом которого является повышение интереса к предмету АЯ, так и к другим предметам школьной программы.
Чтобы оценить эффективность применения данного метода, я взяла за основу 6класс, в котором я работаю не 1 год. Первый раздел учебника мы проходили по традиционной системе обучения,2 раздел -используя АМО. По прохождении каждого из разделов, мной было проведено тестирование, которое показало, что качество знаний при использовании АМО выше, чем при использовании традиционной системы.
Но не следует забывать и про мотивированность учащихся по предмету, т. к. именно мотивация является залогом успеха обучения. Мной было проведено анкетирование на основе опросника Н.Лусканова «Оценка уровня предметной мотивации».
Результаты опроса представлены на слайде. Процент мотивированности учащихся к предмету «Английский язык» составлял 32 % на начало года, в середине года виден небольшой скачок- 56 %,при использовании АМО на уроках англ.яз. и после проведения повторного анкетирования, мы видим, что уровень мотивации-84 %,что говорит о положительном результате использования АМО.
Таким образом, мы можем сказать, что при использовании АМО в учебной деятельности мы достигли следующих результатов:
- личностные результаты
· формирование мотивации изучения ИЯ и стремление к самосовершенствованию (через работу в интернете по заранее заготовленным сайтам, игры, зарубежные учебники, лингафонный кабинет)
· стремление к совершенствованию собственной речевой культуры
- метапредметные результаты
· развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, вовлекая их в игры с использованием диалогической и монологической речи
· развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией
- предметные результаты
· развитие коммуникативной компетенции(В прошлом году учащимся выпала возможность пообщаться на международном уровне с преподавателями и студентами из г.Дегерфора, Швеции, где дети могли в полной мере показать свои навыки и умения владения ИЯ)
Как уже было сказано, АМО помимо урочной деятельности, мной активно применяются и во внеурочной деятельности
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения обучающимися учебного материала и овладения дополнительными знаниями по английскому языку.
Во внеурочной деятельности я использую следующие виды работ:
1. ДРАМАТИЗАЦИЯ- ежегодно мы учениками проводим запоминающиеся спектакли, которые несомненно развивают творческие способности учащихся средствами АЯ.
2. ОЛИМПИАДЫ усиливают интерес к предмету. На слайде вы можете проследить положительную динамику качества участия в олимпиадах различного уровня за последние 3 года
Мои ученики –неоднократные победители муниципального этапа ВОШ, Всероссийских олимпиад, Международных дистанционных конкурсов. У учащихся есть возможность проверить уровень владения языком, участвуя в олимпиадах МаГУ, с которыми мы начали сотрудничать с этого года.
АМО дали эффективные результаты и поэтому возникла идея для создания проекта «Лингвистический класс» с углубленным изучением АЯ, который уже третий год действует на базе нашей гимназии. Плодотворная работа привела нас к созданию еще одного проекта
«Летняя лингвистическая школа» -Summer English School на базе Гимназии № 17
На основе утвержденного положения работа продолжается в летний период по программе, которая рассчитана на развитие коммуникативной компетенции обучающихся через систему АМО. Работа продолжается 4 год и на данный момент открыты 4 группы (5,6,7,8классы), т. е. существует индивидуальная программа обучения и развития каждого класса в отдельности. Учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности учеников, лагерь получил положительную оценку как со стороны обучающихся, так и со стороны их родителей, т. к. он полностью удовлетворяет потребность семьи в организации развивающей деятельности в летний период.
Особенностью является то, что дети вовлекаются в языковую среду (общение ведется на англ. яз.) Дети пребывают в лагере 4 часа,1 из которых отводится на спортивные мероприятия, т. к. мы не должны забывать про использование здоровьесберегающих технологий.
Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по англ. яз. дает создание единой системы урочной и внеурочной работы с применением АМО, обеспечивая наибольшую степень активности учащихся к предмету. А во внеклассной деятельности АМО дают возможность обучающимся использовать АЯ как средство общения, показывают широкие возможности его использования и необходимость изучения этого предмета. Подробнее с методами применения АМО в урочной и во внеурочной деятельности вы можете ознакомиться на моем сайте на NS PORTAL.ru.
Работая в данном направлении продолжается, т. к. еще недостаточно полно исследованы и апробированы технологии АМО в ИЯ, поэтому данная проблема актуальна, современна и перспективна.