Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Бирюкова Г. А., Щедрина О. Д. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6455/ (дата обращения: 16.10.2018).

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организованный тренинг.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

-        Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.).

-        Высокий уровень активности, рискованности и плюралистического мышления, проявляющийся в продуцировании количества различных гипотез в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.

-        Высокий уровень организации и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.

Предлагаемый мной комплекс интеллектуальных игр направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

Занятия проводятся с группой из 5–10 старших дошкольников. Длительность одного занятия от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий 1–2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий. [1]

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Общие рекомендации к предлагаемым играм.

Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую они являются наиболее ярким проявление нестандартного мышления.

Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. [2]

Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то нет.

Игра № 1

Составление предложений.

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных предметов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях можно использовать и другие слова.

Ответы могут быть:

-        Стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»).

-        Сложными. С выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»).

-        Творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра № 2

Поиск общего.

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Ответы могут быть стандартными («Эти вещи сделаны человеком», «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. [4]

Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

Игра № 3

Исключение лишнего слова.

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чем–либо схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющие предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как «помидор» и «солнце» круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра № 4

Поиск аналогов.

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным аналогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой исходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают, автобус, поезд — транспортные средства).

Игра № 5

Поиск «противоположных» предметов.

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами, сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное. [5]

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному аналогу (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрыто в первом случае и открыто — во втором).

Игра № 6

Поиск предметов по заданным признакам.

Цель. Формировать способность быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключаться с одного предмета на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два-три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции. Например, дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра № 7

Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого слова ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор — копает землю как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль. В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соединениями, соседними звеньями цепочки.

Игра № 8

Способы использования предмета.

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книга. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (книга может послужить основой для беседы о нравственных критериях предмета).

Игра № 9

Формулирование определений.

Цель. Формировать четкость мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы в себя все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра № 10

Перечислить возможные причины.

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого-то явления все возможные причины, чтобы можно было приработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь», и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

Игра № 11

Сократить рассказ.

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая второстепенное.

Игровое задание. Переделать содержание рассказа максимально кратко — в двух-трех предложениях, сохранить основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

 

Литература:

 

1.                 Тимофеева, Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»: Кн. Для воспитателей детского сада. 2-е изд., испр. и доп. / Е. А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1986. — 159с.

2.                 Доронова, Т.И. «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5–6 лет в детском саду / Т.И Доронова., В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е. В. Соловьева, Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова, С. Г. Якобсон. — Москва. 1994., часть 1–193с., часть 2–158с.

3.                 Лазарев, М. А. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей ДОУ / М. А. Лазарев. — М.: Академия здоровья, 1997, — 376

4.                 Дмитриенко, Т.И. «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» / Т. И. Дмитриенко. — Рад.школа, 1983, — 112с.

5.                 Шишкина, В.А. «Движение +». Кн. для воспитателя детского сада / В. А. Шишкина. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): игровое задание, предмет, игра, признак, способность, друг, задача педагога, лишнее слово, мыслительный процесс, Поиск предметов.

Похожие статьи

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

игровое задание, предмет, игра, признак, способность, друг, задача педагога, лишнее слово, мыслительный процесс, Поиск.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

...и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь. Поэтому, основная задача педагогов

то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления...

Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное — несъедобное», «Головоломки», «Ребусы» — они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

Следующим проявлением мыслительных процессов является понимание.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пословица, развитие мышления, загадка, игра, слово, ситуация, предмет, младший школьный возраст, учащийся.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах

В педагогике игры классифицируются по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игровые действия. Поиск похожих предметов. Ход игры.

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Задания следуют друг за другом в определенном порядке. Все задания озвучивает педагог, не торопясь, четко проговаривая слова.

«Найди недостающий предмет». «Обведи по контуру» (наложенные изображения). «Что лишнее» («теневой вариант»).

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть зовущие слова, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой

Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

игровое задание, предмет, игра, признак, способность, друг, задача педагога, лишнее слово, мыслительный процесс, Поиск.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

...и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь. Поэтому, основная задача педагогов

то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления...

Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное — несъедобное», «Головоломки», «Ребусы» — они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

Следующим проявлением мыслительных процессов является понимание.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пословица, развитие мышления, загадка, игра, слово, ситуация, предмет, младший школьный возраст, учащийся.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах

В педагогике игры классифицируются по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игровые действия. Поиск похожих предметов. Ход игры.

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Задания следуют друг за другом в определенном порядке. Все задания озвучивает педагог, не торопясь, четко проговаривая слова.

«Найди недостающий предмет». «Обведи по контуру» (наложенные изображения). «Что лишнее» («теневой вариант»).

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть зовущие слова, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой

Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга.

Задать вопрос