Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Коурдакова Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 16-17. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2194/ (дата обращения: 26.05.2018).



Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей, формируются нравственные привычки, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, поскольку она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В реализации проектов принимают участие воспитатели, специалисты ДОУ, дети и родители, так как в речевом развитии ребенка они играют колоссальную роль.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития. Игры и занятия в нашей группе начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Используя метод проектов, мы с детьми познакомились с разнообразием дидактических игр и создали новые. Таким образом, у нас обновились игры по следующим направлениям:

Игры с игрушками или с картинками. Из мелких игрушек и картинок, принесенных детьми, создаются игры. Одна из таких игр«Противоположности на картинках», где дети определяют, какой из четырех предметов, расположенных рядом с ним, противоположен ему по своему назначению. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; совершенствуют умение сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач.

Лексико-грамматические и словесные игры. Родители принимают активное участие в создании альбома «Будь внимателен!», в который включены игры для развития фонетико-фонематической стороны речи, слуховой памяти и внимания, коммуникативных способностей, связной и диалогической речи, умение и желание выражать свои мысли. Среди словесных игр много народных, связанных с потешками и прибаутками, загадками и перевертышами.

Игры – путешествия и игры – поручения усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом, обостряют наблюдательность, активизируют умение преодолевать трудности. Так в развлечении «Осенние краски» ребята отправляются в гости (музыкальный зал) к бабушке и Оксанке, выполняют поручения бабушки и рисуют, поют и играют с Оксанкой.

Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга.

Игры-загадки развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.

Настольные печатные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. В результате проектной деятельности дети активно принимают участие в создании самодельных игр, поэтапно распределяя свою работу и ставя перед собой определённые задачи. Один из примеров изготовление игры – ходилки «Новые приключения Колобка». Задачей изготовления данной игры является – закрепление знаний сказок, развитие речи, мышления, воображения, творчества и фантазии.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Игра – беседа предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать свои суждения. В своей работе мы используем презентации и картотеки бесед, которые создаются в соответствии с календарно – тематическим планом.

В процессе изготовления уже идет работа над развитием активного словаря, мы с детьми вспоминаем и придумываем загадки, считалочки. Чтобы привлечь их внимание к игре используем сюрпризный момент, интригующий вопрос, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Чтобы игра была успешной и решала поставленные дидактические задачи, мы всегда участвуем в ходе игры (отмечаем удачные решения, поддерживаем шутку, подбадриваем неуверенных в своих силах).

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах, что способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческой и трудовой деятельности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Основные термины (генерируются автоматически): активного словаря, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, словаря дошкольников, активного словаря дошкольников, активного словаря детей, обогащение активного словаря, речи детей дошкольного, дидактических игр, дошкольного образования, окружающей действительности, развитие речевого творчества, развитии словаря ребенка, развитием активного словаря, активизация словаря дошкольников, образовательному стандарту дошкольного, коммуникативной компетентности ребенка, средством умственного развития, интонационной культуры речи, правильнее речь ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос