Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.11.2017

Статья просмотрена: 7262 раза

Библиографическое описание:

Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М. Ф. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/181/43253/ (дата обращения: 04.11.2024).



Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.

А. С. Спиваковская

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Главное место в игре я отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью дидактических игря использовала разнообразные подходы, формы и методы работы.

Подходы, которые я использую в своей работе — это совокупность приемов, оказывающих непосредственное воздействие на детей дошкольного возраста с учетом временных рамок и объема программного обеспечения. Они неразрывно связаны с методами воспитания.

Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:

  1. Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.
  2. В центре по развитию речи, создала и накопила материал и дидактические игры по теме.
  3. Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.
  4. Организовала работу с родителями (проведение родительских собраний «Роль семьи в речевом развитии детей 6–7 лет»; разработала буклеты для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста»).

Одной из ведущих форм моей работы — это непосредственно образовательная деятельность по развитию речи. Процесс речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру — ведущую его деятельность. В своей практике я использовала следующие виды дидактических игр: на развитие фонетической стороны речи «Похоже-непохоже», «Поймай звук», Лото «Назови картинку и найди гласный звук», «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С», «Назови картинку и найди первый звук», Лото «Паронимы», «Каждому звуку — свою комнату», «Разгадай ребус»; на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Первоклассник», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение» «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Подними цифру», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Нарисуй сказку», «Фотограф», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

Я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста разнообразные формы работы: продуктивная, творческая деятельность, которая включает ручной труд, аппликацию и рисование. Творческая деятельность, прежде всего, направлена на закрепление полученных знаний дошкольников и отражение формирующегося у них отношения к изучаемым предметам.

В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.

Таким образом, использование дидактических игр в своей работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития речи у дошкольников.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — В кн. Умственное воспитание дошкольника. М. Просвещение, 1991. — 84 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1991–160с.
  4. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, коррекционная работа, правильное звукопроизношение, программный материал, речевое развитие, связная речь.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос