Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мусина, Ж. А. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста / Ж. А. Мусина, А. А. Джумадельдинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6538/ (дата обращения: 24.04.2024).

Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Интеллект появляется и совершенствуется не просто потому, что организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают учить его говорить уже с младенческого возраста, то ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим).

Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы лучше понять динамику развития понятий, наряду со знанием развития мышления необходимо иметь представление о соответствующей линии самостоятельного речевого развития. В дошкольном детстве (3–7 лет) речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.

Особый интерес для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи — именно она является «носителем» понятий, — представляет анализ появления, динамики преобразования и исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эта речь, обслуживающая автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане, органически вплетена в процесс деятельности на всем его протяжении. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

В то время, когда появляется эгоцентрическая речь, ребенок по уровню своего интеллектуального развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения в диалоге, доступных любому взрослому. Ребенок 4–5-летнего возраста не имеет еще навыков пользования прагматикой, им усвоены лишь верхние пласты социализированной речи — грамматика и лексика. «Ребенок как носитель «врожденной грамматики» не умеет общаться в реальных ситуациях, несмотря на все свои знания синтаксиса, морфологии, лексики и поражающую воображение психолингвистов скорость их приобретения». Ребенок не умеет психологически воздействовать с помощью речи на собеседника, и взрослому кажется, что он и не пытается это делать

Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы, не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием «слово» они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.

Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова «этот», «тот», «там» дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет. Дети-дошкольники с трудом понимают разницу между словами «этот» и «тот», если отсутствует постоянная точка отсчета.

В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте можно выделить следующее: появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции; отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция); возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию. Итак, хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей. Вместе с тем, работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения со словом, которые побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить.

Специально организованная система занятий с детьми должна реализовать такие новообразования, которые способствуют включению ребенка в виток новых для него отношений к взрослому, знаниям, процессу их приобретения. А в основе построения таких занятий лежат новые педагогические технологии, формы, методы обучения.

 

Литература:

 

1.                             Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М, 1997

2.                             Журова О. В. Развитие речи. — М.,1987г.

3.                             Тумакова Т. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — С-П «Детство — Пресс», 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, внутренняя речь, развитие речи, речь, семиотическая функция, слово, дошкольное детство, ранний возраст, целое предложение.

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном

Основные термины (генерируются автоматически): образная речь, ребенок, слово, связная речь, сторона речи, метод работы, составление рассказов, речевая работа, общая система, интонационная выразительность.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Развитие речи детей раннего возраста посредством... ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста

Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития детей — это формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Родное слово – основа всякого умственного. Развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик...

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном

Основные термины (генерируются автоматически): образная речь, ребенок, слово, связная речь, сторона речи, метод работы, составление рассказов, речевая работа, общая система, интонационная выразительность.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

Развитие речи детей раннего возраста посредством... ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста

Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития детей — это формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Родное слово – основа всякого умственного. Развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности...

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик...