Библиографическое описание:

Григорьева И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 28-31.



В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — семилетками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления. Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблемами психологии мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. А. Рубинштейн, Л.А, Венгер и др.Детский психолог Л. С. Выготский первый сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли» [3; с. 34]. В детском мышлении господствует логика восприятия, логика «конкретной, обычно действующей» ситуации, а не логика мысли. В своих суждениях, ребенок находится в более близком отношении к реальным объектам, чем взрослый, при этом он руководствуется практической житейской целесообразностью. Ж. Пиаже в «Концепции детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов — свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.Вывод, сделанный Н. Н. Поддъяковым о развитии детского мышления, заключается в том, что детский интеллект функционирует на основе принципа системности, одновременно включаются в работу все виды мышления: наглядно — действенное, наглядно — образное и словесно — логическое. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи:

– научить детей, узнавать признаки предметов и явлений, выделять и описывать их;

– сформировать у детей умение сравнивать объекты, находить сходство и отличительные признаки;

– обучить детей приёмам группировки предметов и их классификации;

– сформировать умение устанавливать временную последовательность, выносить суждения и умозаключения;

– развить у детей различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление и речь.

Средством достижения данных задач были выбраны дидактические игры. В литературе по дошкольной педагогики и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение. Нами был осуществлён подбор дидактических игр по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план.

В работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста были включены разнообразные виды дидактических игр:

– с игрушками и предметами;

– настольно-печатные;

– словесные.

Каждая дидактическая игра по развитию логического мышления состоит из нескольких элементов, а именно: дидактической задачи, игровых правил, игровых действий. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей, прежде всего, интересует игровое действие. Оно вызывает у детей чувство удовлетворение и стимулирует детскую активность. Завуалированная в игровую форму дидактическая задача, решается ребёнком более успешно, так как его внимание, направленно, прежде всего на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Без особого напряжения, незаметно для себя, играя, он выполняет дидактическую задачу.

В подготовку к проведению игры по развитию логического мышления входило:

– отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, по двое, индивидуально);

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, игрушки картинки);

– подготовка к игре воспитателя: изучение и осмысливание всего хода игры, методов руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры по развитию логического мышления у детей включало следующие этапы:

– ознакомление детей с содержанием игры с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода и правил игры;

– показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять условия.

Подведение итогов игры — это ответственный момент руководства игрой, так как по результатам, которые добиваются в игре можно судить о её эффективности. Анализ проведённой игры был направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения, на то, какие приемы оказались более эффективными в достижении поставленной цели,а что не сработало и почему. Это помогало совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избегать ошибок впоследствии.

Дидактические игры по развитию логического мышления ставили детей перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять. Дидактические игры, с учетом постепенного усложнения игровых и учебных заданий, были разделена на четыре группы:

– игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов;

– игры на выделение свойств и признаков предмета;

– игры на классификацию групп предметов по заданному основанию (назначению, по размеру, по форме, по цвету, по другим признакам);

– игры на обобщение предметов.

На первом этапе использовалась серия игр «Сравни предметы», «Найди пять отличий», «Чем отличаются», «Чего не хватает» на сравнение групп предметов и на нахождение сходств и различий. В игре «Сравни предметы», дети рассматривали картинки с изображением двух групп предметов, задача детей была рассказать, чем похожи и чем отличаются предметы. В игре «Найди пять отличий» изображались два одинаковых предмета, в которых отсутствовали некоторые детали, рассмотрев картинку, ребенок называл пять отличий. В игре «Чем отличаются?», дети рассматривали два разнообразных предмета одного назначения, в которых находили отличительные признаки. В игре «Что лишнее?» детям необходимо было в каждом ряду найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. В игре «Чего не хватает?», на картинке рассматривали изображение различных предметов, в каждом предмете не хватало какой — то детали, ребёнок находил и называл недостающую деталь, и пояснял, смог ли существовать этот предмет, без недостающей детали.

На втором этапе были подобраны игры, направленные на формирование понятий о предмете на основе обобщения существенных свойств и признаков. Для лучшего установления существенных признаков, важно научить детей, рассматривать события во временной последовательности. В серии игр «Истории в картинках», «Разложи по прядку», «Что сначала, а что потом?», «С утра до ночи», «Приключение мышонка», «Утро куклы», необходимо расположить сюжетные картинки в логической последовательности, в данных играх формировалось умение наглядно представлять события во времени, а, следовательно, более глубоко понимать события данного сюжета. Знакомя детей со свойствами предмета, мы использовали словесные игры: «Летает, прыгает, бегает», «Съедобное — не съедобное», «Тонет — не тонет». Перед началом игры мы с детьми договаривались, какие движения они будут выполнять. Для усложнения этих игр использовала «классы», т. е. если ребенок был внимателен во время игры, он переходил в новый класс, а при завершении их становился ведущим.

Одним из видов игр для знакомства детей с признаками предметов стали игры — загадки. Игры с загадыванием и отгадыванием предметов привлекали детей своей таинственностью и неизвестность, что позволяло детям узнать, вспомнить признаки предметов и явлений, служили примером описания характерных признаков чего — либо, а это одно из главных свойств аналитической деятельности. Ребёнок, опираясь на существенные признаки, догадывался, о чём идёт речь. В игре «Придумай загадку по плану», ребёнку поясняла ряд вопросов, по которым он придумывал загадку о предмете.

На третьем этапе необходимо было овладеть классификацией, где каждая группа предметов имела свое постоянное место. В играх по классификации предметов, «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» дети учились находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагала рассмотреть изображённые на картинке предметы и ответить на следующие вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшиеся предмета? В игре «Кто, где живет?» использовала картинки с изображением животных. Задача детей была разделить картинки на две группы предметов и дать объяснение, почему они так разделили картинки. В таких играх дети учились относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

На четвертом этапе обобщение предметов использовала игры: «Назови, что общего», «Определи лишнее», «Который не похож на другие», «Кто лишний и почему?». В этих играх дети научились выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.

Успех в решении дидактических задач дети достигали путем игрового действия — соревнования. Хорошими стимуляторами в игре были фишки, которые получал участник по ходу игры за правильный ответ. В конце игры фишки подсчитывались, и определялся победитель, которому присваивалось звание «Лучший знаток».

Все описанные дидактические игры не сложны и просты в применении. А самое главное, что они проходят в увлекательной игровой форме, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедилась в том, что дети лучше усваивают программный материал, с интересом выполняют сложные задания.

Результатом проведенной мною работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру стало следующее:

– дети научились описывать признаки предметов;

– узнавать предметы по заданным признакам;

– определять одинаковые и различные свойства предметов;

– сравнивать предметы между собой;

– научились классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;

– определять последовательность событий;

– судить о противоположных явлениях;

– обобщать группы предметов;

– овладели действиями наглядного моделирования;

– научились давать определения тем или иным понятиям;

– приобрели личностные качества: уверенность, самостоятельность, согласованность взаимодействия друг с другом.

Проведённая работа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста показала, что, дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению знаний. Дети радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  2. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с., ил.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — М., 1956.
  4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  5. Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999
  6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. — СПб., 2000.
  7. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.: Академия, 2002.
  8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшая группа). М.: Просвещение, 1982. — 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): логического мышления, развитию логического мышления, детей старшего дошкольного, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, дидактические игры, признаки предметов, детского мышления, групп предметов, дидактических игр, Дидактические игры, возраста логического мышления, развития логического мышления, Развитие логического мышления, развитие логического мышления, основе логического мышления, сравнение групп предметов, обобщение предметов, проведения игры, логических приемов умственных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос