Автор: Колыганова Марина Валентиновна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Колыганова М. В. Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 86-88.

Развитие современного дошкольника происходит в эпоху повсеместной компьютеризации. Использование новых педагогических технологий требует от ребенка не только владения определенным набором знаний, но и умение приобретать эти знания самому, научиться их рационально и творчески использовать. В ходе аналитического подхода к вопросу о том, каким же должен быть ребенок, мы можем нарисовать его «психологический портрет»:

Овал: любознательный

Дошкольный возраст дает возможность реализовать ребенку свою познавательную активность, которая достигает наибольшей концентрации в поисковой форме и исследовательской деятельности. Учитывая особенности «психологического портрета» дошкольника, педагог должен создавать условия для самостоятельного получения знаний ребенком в ходе решения поставленной задачи или проблемы.

Термин «детское экспериментирование» давно вошел в педагогическую теорию и практику. Н. Н. Подьяков писал: «Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Таким образом, детское экспериментирование позволяет развивать познавательную активность ребенка, овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой и обеспечить становления мировоззрения дошкольника.

Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, мы создали в группе лабораторию «Почемучка», которая оборудована материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов. Лаборатория «Почемучка» позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи:

-        Формировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

-        Развивать представления о химических свойствах веществ.

-        Развивать представления о физических свойствах и явлениях.

-        Развивать элементарные математические представления.

-        Развивать у детей умения пользоваться исследовательскими приборами при проведении опытов (лупа, микроскоп, весы, линейка и т. д.).

-        Развивать умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Создание лаборатории в группе дало возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Работа в лаборатории предполагает сотрудничество небольшого количества воспитанников (3–4 человека), что позволяет максимально использовать материалы и приборы, которые имеются в единичных экземплярах. Совместная деятельность небольшой группы детей приобретает не хаотичный характер, а хорошо организованный и результативный диалог. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории.

Структура проведения занятия в лаборатории «Почемучка».

-     Познавательная задача, проблема.

-     Выдвижение гипотезы.

-     Поиск решения задачи опытным путем.

-     Фиксация результатов.

-     Обсуждение результатов.

-     Формулировка вывода.

Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогом. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка — важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории.

Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника.

Лаборатория «Почемучка» разделена нами на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они не существуют изолированно, а наоборот, взаимодополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.

Основное оборудование лаборатории. Сектор «Неживая природа».

-        Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.

-        Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки.

-        Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка.

-        Картотека разных видов бумаги.

-        Краски: гуашь, акварель, мелки.

-        Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).

-        Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи.

Содержимое лаборатории регулярно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности.

Рис. 1. Лаборатория. Сектор «Неживая природа»

Рис. 2. Лаборатория. Сектор «Живая природа»

Основное оборудование лаборатории. Сектор «Живая природа».

-        «Цветочная поляна» (живая картотека комнатных растений).

-        «Огород круглый год» (сезонное выращивание овощей и зелени).

-        «Фруктовая загадка» (выращивание тропических фруктов: авокадо, гуава, кокос, миндаль, апельсин, мандарин).

Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов.

Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.

Схемы опытов позволяют систематизировать работу в лаборатории. Ребенок, опираясь на данную схему, воспроизводит эксперимент, в ходе которого он должен получить определенный результат. Такие схемы создают в сознании ребенка алгоритм его действия. Это помогает ребенку в будущем, действуя последовательно и поэтапно, достигать запрограммированного результата.

 

Рис. 3. Опорные схемы свойств веществ и материалов

Опорные схемы свойств веществ и материалов выполняют функции «подсказок». Читая опорную схему, ребенок учится выделять основные характеристики исследуемых материалов. Составление таких схем происходит в результате самостоятельного изучения и исследования ребенком веществ и материалов. Особенно важным в работе с опорными схемами является аналитическая сторона. Ребенок способен самостоятельно, исследуя свойства новых материалов, сравнивать их с ранее изученными.

Литература:

1.      Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. — М., 2001.

2.      Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. № 1, 2006.

3.      Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. — М., 2004.

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, 2003.
  2. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения.
  4. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательной активности, познавательной деятельности с другой», дошкольного возраста, группе дошкольного, решения познавательной задачи, познавательную активность, Похожая статья, значение познавательной активности, ребенка дошкольного возраста, реализации познавательной активности, познавательную активность ребенка, Познавательная задача, проведения простейших опытов, группе дошкольного учреждения, организации опытно-экспериментальной лаборатории, Влияние опытно-экспериментальной деятельности, ребенка осознания причинно-следственных, детей дошкольного возраста, детской деятельности с одной, форме и исследовательской деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос