Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.09.2014

Статья просмотрена: 1414 раз

Библиографическое описание:

Ахатова, Т. И. Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения / Т. И. Ахатова, Н. М. Казакова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 129-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6112/ (дата обращения: 16.11.2024).

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность изучения экологии

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах — БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30–40 лет.

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы — потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом “столетием окружающей среды” в отличие от прошедшего — “столетия экономики”. А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека — общий или экологический — есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и потому объективно является фактором многоуровневого и разнопланового воздействия.

Среди всего многообразия социальных институтов семья, школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Воспитывать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе — значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и воспитание.

Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:

-          Знания экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа — человек»;

-          Эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;

-          Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — один из основных методов экологического воспитания.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам; углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественно научным предметам.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовывать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности в школе, не пропадают бесследно. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно- исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих обществ.

Экологическая драматургия позволяет в игровой форме развивать активную мыслительную деятельность, коммуникативность учащихся, выступать как сценарист, режиссер, артист, партнёр.

Формировать у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования.

Деятельность дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.

Использую деятельностный или компетентностный подход, оцениваю работу учащихся со следующими целями:

-          стимулировать ответственность учащихся за свои результаты (например, использование накопительной системы баллов);

-          помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;

-          констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;

-          фиксировать неудачи, но не наказывать за них;

-          оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

-          поддерживать высокую самооценку учащихся;

-          мотивировать учащихся на достижение успеха;

-          побуждать учащихся к приложению усилий;

-          приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.

В связи с этим в основу экологического образования в школе 59 были положены методологические подходы, активизирующие данный вид деятельности учащихся. В педагогической практике школы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию:

-          Поисково-исследовательская работа,

-          Эколого- краеведческая,

-          Историко-этнографическая,

-          Теоретико-исследовательская,

-          Опытническая,

-          Экспериментальная.

Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, являются:

-          Школьный кружок «Экологическая драматургия»,

-          Научно- исследовательские группы,

-          Летний экологический лагерь,

-          Экологический десант

-          Научно-практические конференции

Начиная с 2000г, учащиеся 59 школы включились в экологические исследования по единой программе школьного экологического мониторинга, участвуя в проекте «Чистая вода». «Отряд Аргонавты» создан с целью содействия Комитету по водному хозяйству в сборе информации по состоянию водных объектов, проведению мониторинга и сохранению водных ресурсов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ.

Коллектив постоянного состава: действует 2й год. Основной состав: учащиеся 8б, 5а классов.

По данной программе обучаются дети 1998–1999 и 2001–2992года рождения, группа 15 человек.

Место проведения занятий кабинет № 19 школы № 59.

Сценическая площадка — актовый зал школы № 59.

Общее количество часов за год — 144 часа.

1 группа — 4 часа в неделю — 144 часов.

Предполагаемые результаты:

Выявить индивидуальные особенности учащихся в становлении и развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

-          Повысить уровень компетентности учащихся в области экологической культуры.

-          Участие в компьютерных олимпиадах по экологии и биологии.

-          Участие в конкурсах экологических агитбригад.

-          Формирование экологической культуры школьников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА.

Основная цель кружка:

Сформировать способность ученика к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через формирование экологической культуры, повышение экологической компетентности школьников, обеспечение положительной динамики их отношения к экологическим проблемам.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это социально необходимое, нравственное качество личности.

Ее составные части:

-          ЗНАНИЯ человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

-          ИНТЕРЕС к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

-          ЧУВСТВА нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т. д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);

-          ПОЗИТИВНАЯ разнообразная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

-          МОТИВЫ, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и утилитарные);

На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, гражданская позиция.

Достижение данной цели предполагается через решение задач:

Задачи:

А) Познавательные УУД, обеспечивающие возможность

-          Различать методы познания окружающего мира.

-          Выявлять особенности разных объектов.

-          Анализировать результаты элементарных исследований.

-          Воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной задачи.

Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды.

Учащиеся должны знать: Среды обитания организмов. Экологические факторы. Приспособленность организмов к среде обитания. Изменения среды обитания организмов под воздействием антропогенного фактора. Меры охраны среды обитания растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

Проводить экологический мониторинг. Освоить методики:

1)      работа с экспресс лабораторией.

2)      и определителями флоры и фауны.

Б) Регулятивные УУД которые обеспечивают:

-          Умение определять цель для любого из видов деятельности

-          Возможность прогнозирования результатов деятельности

-          Способность оценивать свои поступки

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды:

-          Исследовательская работа в рамках проекта «Здоровье школьника»;

-          Участие в научно-практической конференции (школы, района, области);

-          Постановка экологических сказок;

-          Выступление с ними агитбригады и пропаганда охраны природы.

В) Коммуникативные УУД, которые обеспечивают:

-          Социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

-          Умение слушать и вступать в диалог.

-          Умение выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми.

-          Формирование ценностных установок по отношению к явлениям и процессам природы, собственно природоохранительная деятельность. Забота и улучшение природной среды. Экологические рейды акции. Способствовать укреплению коллективизма, взаимовыручки, организованности участников кружка при достижении намеченных целей и задач.

Г) Личностные УУД — это:

-          Система ценностных ориентиров

-          Система учебных и жизненных мотивов

Выражаются «Формулами»:

-          «Я и общество», «Я и семья»,

-          «Я и школа», «Я и друзья» и д. р.

Личностные УУД обеспечивают возможность:

-          Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

-          Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

-          Различать основные нравственно-этические понятия

-          Соотносить поступок с моральной нормой

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Методы:

А) Проблемно-поисковый.

Участие в исследовательской работе: проект «Здоровье школьника».

Б) Метод наблюдений,

В) Практический.

Постановка экологических сказок, выступление агитбригады, подготовка и выступление на конференции, посещение музеев, театров, вечера.

Г) Словесный.

Теоретические занятия.

Виды и методы контроля:

-          концерт в 1 полугодии, Спектакли в конце каждой четверти и в конце года

-          Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

-          Диагностика.

-          Анкетирование.

-          Наблюдение.

Основанием для ранжирования взять следующие уровни:

-        Минимально необходимый.

Знать — описывать экосистему на теоретических занятиях.

-        Продвинутый хороший. Уметь объяснять экологические закономерности в изучаемой экосистеме.

-        Отличный.

Уметь эффективно преобразовывать информацию в реальных и учебных экологических ситуациях (оформление и защита рефератов на научно-практических конференциях, сочинение экологических сказок, выступление агитбригады). Обязательное практическое участие в реальном улучшении окружающей среды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Образовательный блок

Тема

Количество часов

Формы учебных занятий

Формы подведения итогов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Правила ТБ;

Начальная диагностика

2

2

Беседа

Интеллектуальная игра на знание правил ТБ

2

Научно-исследовательская работа

Написание рефератов

26

16

10

Практические занятия

Реферат;

Выступление на научно-практической конференции

3

Постановочная работа

Написание сценариев;

Работа над текстами

66

66

Репетиции

Анализ выступления на спектакле

4

Концертная работа

Репетиция на сцене;

Прогоны и сдача спектакля;

Показы спектакля;

Презентации;

Дни творчества

24

24

Репетиции

Анализ выступления на концерте

5

Природоохранительная работа

Работа в подшефном классе;

Выступление с лекциями;

Участие в субботниках

10

10

Практические занятия

Наблюдение

6

Культурно-массовая работа

Посещение обсуждение ТП;

Экскурсии;

Праздничные огоньки;

Собрания родителей

14

14

Экскурсии

Творческий отчет (концерт)

7

Итоговое занятие

Концерт-спектакль;

Итоговая диагностика

2

2

Спектакль

Анализ выступления

Итого:

144

18

126

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1)      Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения в школе во внеурочное время.

Правила поведения в транспорте и общественных местах.

Правила обращения с электроприборами, радиоаппаратурой, ноутбуком, компьютером.

Техника безопасности в лесу. Катание на лыжах и санках.

Правила поведения в местах массового скопления людей.

2)      Научно- исследовательская работа.

1. Продолжить работу в рамках проекта «Здоровье школьника». Оформление отчетов о проделанной работе в виде рефератов,

-          Портфолио и презентаций по исследовательской деятельности для школьной научно-практической конференции.

-          Вырастить растения для представления экологической сказки «Наши друзья на подоконнике».

-          Провести паспортизацию всех растений в кабинете № 19.

1. Темы рефератов «Здоровье ученика», «Наши друзья на подоконнике». «6 мифов о ГМО».

3)      Постановочная работа.

-          Написание сценариев экологических сказок, интеллектуальных экологических игр, миниатюр. Редактирование текстов

Обсуждение.

-          Работа над текстами:

·         Читка по ролям.

·         Заучивание роли.

·         Мизансценирование.

·         Индивидуальная работа с ребятами над ролью.

·         Изготовление декораций, реквизита.

·         Репертуар:

Экологические сказки: «Дорожная азбука для котят», «Наши друзья на подоконнике», «Остров небывалый», «Спасите наши души».

·         Совместно с ребятами редактировать сценарии.

·         К урокам: сказки презентации о семействах покрытосеменных.

·         К праздникам и классным вечерам: «День варенья». «Споемте, друзья». «Хеллоуин». «Новогодний бал» «Татьянин день». «День Святого Валентина». «Мальчишки-девчонки».

4)      Концертная работа.

-          Репетиции на сцене,

-          Прогоны и сдача спектакля,

-          Показы спектакля,

-          Презентации,

-          Дни творчества.

5)      Природоохранительные мероприятия.

-          Работа в подшефном 8г классе. Паспортизация растений в кабинете биологии.

-          Выступление с лекциями и агит. программами перед учащимися начальной школы.

-          Участие в субботниках.

6)      Культурно-массовая работа.

-          Посещение и обсуждение театрализованных представлений,

-          Экскурсии,

-          Праздничные огоньки,

-          Собрания родителей,

-          Коллективный творческий отчет.

7)      Итоговое занятие.

-          Отчет-концерт для родителей.

8)      Условия для реализации.

-          Спонсорская помощь родителей.

-          Дидактические средства: карты, схемы, таблицы, компьютерные программы.

Литература:

1.         Азаров Ю. П. Игра и труд. — М., 1973.

2.         Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979.

3.         Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987

4.         Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. –«Агар», 2000.

5.         Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6.         Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.

7.         Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.

8.         Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

9.         Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.

10.     Конаржевский Ю. А. Анализ урока.- М., 2000.

11.     Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии- М., 2001.

12.     Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.

13.     Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. t.v. — М., 1958.

14.     Минкт Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

15.     Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

16.     Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

17.     Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

18.     Спшаковский А. С. Игра — это серьезно. — М., 1981.

19.     Селевко Современные образовательные технологии. М., 1998.

20.     Удовольствие — в игре. — М.

21.     Хвейзинга И. В. Тени завтрашнего дня. — М., 1992.

22.     Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

23.     Шмаков С. А. Культура — досуг — ребенок. — М., 1994.

24.     ЭльконинД. Б. Психология игры. — М., 1979.

25.     Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, природа, исследовательская деятельность, экологическое образование, вид деятельности, дополнительное образование, исследовательская работа, учащийся, анализ выступления, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Похожие статьи

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Кулинария» для учащихся 12–14 лет (срок реализации 1 год)

Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в осенний лес» для детей второй младшей группы

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Дорога в школу»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Юные сыщики» (математический квест) с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Похожие статьи

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Кулинария» для учащихся 12–14 лет (срок реализации 1 год)

Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в осенний лес» для детей второй младшей группы

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Дорога в школу»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Юные сыщики» (математический квест) с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»