Настоящее время характеризуется все большим вниманием к экологическим проблемам, которые невозможно решить без изменения сознания людей, их отношения к окружающей действительности, осознания себя частью природы и смены приоритетов с эгоцентризма на экоцентризм.
Работу в этом направлении лучше всего начинать с младшими школьниками. Именно в этом возрасте у ребенка происходит формирование наглядно-образной картины окружающей действительности и закладываются нравственные основы формирования личности, его отношение к природе и окружающим его людям, к самому себе.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что все впечатления, которые получает ребенок, отличаются особой глубиной и яркостью эмоций. Поэтому, если мы хотим достичь максимального эффекта от педагогического процесса, направленного на формирование у детей экологического мировоззрения, необходимо задействовать как можно больше органов чувств ребенка. Для этого можно использовать такие средства, как музыка, живопись, танцы, поэзия, скульптура, литература, кино и другие виды искусства. Наличие именно такого комплексного подхода позволит воспитать всесторонне развитую личность, которая будет иметь сформированное экологическое мировоззрение, активную жизненную позицию в отношении защиты окружающей среды, жить в гармонии с природой и самим собой.
По нашему мнению, чтобы достичь заявленной цели, необходимо использовать средства не только урочной деятельности, но и дополнительного образования, которое обладает большим воспитательным воздействием и способствует раскрытию творческого потенциала детей. Одним из интересных и перспективных направлений работы системы дополнительного образования является вовлечение детей в театральную деятельность. Однако, надо быть готовым к тому, что придется решать целый ряд организационных и методических вопросов.
Если у вас есть желание создать в своей образовательной организации театральную студию, да еще с экологически уклоном, то в первую очередь необходимо подумать о подборе актерского состава. Многолетний опыт работы в качестве руководителя кружка, показывает, что наиболее оптимальным вариантом является привлечение детей из одной параллели или даже одного класса. Эти дети уже знакомы друг с другом и учатся примерно по одному графику, что облегчает проведение репетиций в удобное для всех время, а в дальнейшем и организацию выступлений.
Второй вопрос — это выбор темы спектакля и написание сценария. На данном этапе необходимо учитывать количество персонажей, наличие костюмов и реквизита, продолжительность спектакля, которая не должна превышать 15–20 минут. При распределении ролей в первую очередь надо исходить из индивидуальных особенностей самого ребенка: кто-то умеет хорошо танцевать, у кого-то хороший голос и он сможет спеть, а кто-то возможно, играет на музыкально инструменте. Все эти нюансы необходимо учитывать при написании сценария и проработке характеров героев постановки.
В постановке любого спектакля, а особенно с экологической направленностью, большую роль играет наличие костюмов, реквизита и декораций. Данный вопрос решается в зависимости от финансовых возможностей. Часть костюмов можно приобрести, часть изготовить самим, например: для спектакля «Камни Урала» по мотивам сказам Павла Бажова, такой реквизит, как каменная чаша, дети изготовили сами на уроках художественного творчества (см. рис 1.) Особое внимание при подборе костюмов стоит обращать на их универсальность (различные животные) или отдельные детали, из которых можно составить костюм, соответствующий тому или иному персонажу. Таким образом, в театральной студии постепенно сформируется собственная костюмерная, так как изготавливать костюмы под каждый новый спектакль трудоемко и затратно.
Рис. 1. Главный реквизит спектакля «Камни Урала»
Особое внимание стоит обратить на организацию репетиционного процесса и музыкальное оформление спектакля. Очень важно, чтобы юные актеры не просто выучили роли, а прочувствовали характеры своих персонажей. Если есть возможность, то репетиции лучше проводить на сцене, чтобы дети привыкали к расположению декораций, могли уверенно перемещаться в пространстве, не боялись атмосферы зрительного зала. Что касается музыкального оформления, то оно может быть живым или с использованием фонограммы. При подборе музыки стоит помнить, что музыка должна усиливать игру актеров или акцентировать внимание на отдельных сценах, а не развлекать зрителя. Если в спектакле используется проектор с демонстрацией слайдов для оформления задней стены сцены, то необходимо учитывать, что тени от актеров могут перекрывать изображение слайда.
Следующий, и наверное, самый главный вопрос — где выступать? Есть несколько вариантов организации показа спектакля. Первый — мы готовим и показываем представление для определенной публики: родители, приглашенные гости, обучающиеся своей образовательной организации. Показ спектакля может быть приурочен к какому-либо празднику или событию. Второй вариант — это конкурсы театральных коллективов. В качестве примера можно привести участие нашей труппы в городском междисциплинарном конкурсе «Камни Урала. Заповедные места». В данном случае спектакль готовился специально, что естественно повлияло на выбор тематики и написание сценария. В качестве основы спектакля были использованы сказы Павла Бажова (см. рис. 2).
Рис. 2. Фрагменты спектакля «Камни Урала»
Театральная деятельность относится к не совсем традиционным формам экологического образования и воспитания, отчего она не является менее эффективной. Через театральные спектакли и постановки дети акцентируют внимание зрителей на экологических проблемах и одновременно воздействуют на их эмоциональную сферу. Детский экологический театр — это хорошая форма экологического воспитания и просвещения, как зрителей, так и самих актеров. В отличие от традиционных лекций на экологические темы, где информация перегружена цифрами и статистическими данными, выступление детского театра всегда наполнено эмоциями и способно увлечь любую аудиторию.
Таким образом, при организации школьного театра мы решаем сразу целый комплекс задач:
— Привлекаем внимание к экологическим проблемам;
— Развиваем творческие способности обучающихся;
— Вовлекаем детей в активную просветительскую и природоохранную деятельность;
— Повышаем эффективность работы образовательной организации в сфере экологического образования и воспитания.
Литература:
- Мальцева, Е. С. Экологический театр как средство воспитания экологической культуры детей / Е. С. Мальцева // Эволюционные и экологические аспекты изучения живой материи: Материалы I Всероссийской научной конференции. В 4-х книгах, Череповец, Том Книга 4. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. — С. 107–111.
- Морозова, Е. Е. Экологическое образование детей и подростков средствами реализации технологии детского экологического театра / Е. Е. Морозова // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. — 2021. — № 18. — С. 93–99.
- Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf