В статье рассматривается альтернативный вариант классического экологического воспитания дошкольников в современных ДОУ посредством театрально-игровой деятельности, приводится трактовка данного понятия, описываются основные характеристики.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, театрально-игровая деятельность
Одной из актуальнейших тем современности является экологическое воспитание дошкольников. Система экологического образования в нашем регионе продолжает быть фрагментарной, несистематизированной, слабой в концептуальном отношении, во многом декларативной, а, следовательно, и неэффективной. Она фактически держится на энтузиастах, которые нередко работают без надлежащего ресурсного (информационного, инструментального, методического и методологического) обеспечения.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. В контексте революционного развития взаимоотношений общества и природы важно воспитать, прежде всего, у подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде во всех видах игровой, образовательной и воспитательной деятельности на основе знания законов природы и осознании ее универсальной ценности. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Активное реформирование системы дошкольного образования зачастую неверно истолковывается воспитателями и направляется на интеллектуальное развитие детей, оставляя в стороне развитие эмоциональной сферы детей. Ученые утверждают, что залогом успешного воспитания (экологического в том числе), является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей [2]. Положительные эмоции являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она же — основное средство формирования экологической направленности личности ребёнка. Игровая деятельность дошкольников весьма разнообразна. Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка — дошкольника принадлежит театру. В практике ДОУ используется большое количество разных видов театра. Однако, на наш взгляд именно симбиоз этих двух видов деятельности (театральной и игровой) будет способствовать процессу успешного экологического воспитания дошкольников в современных ДОУ.
Существенной проблемой реализации задач концепции непрерывного экологического образования в России является ориентация педагогов на формирование и развитие системы экологических знаний дошкольников без подкрепления практическим опытом экологической деятельности и навыками природоохранной работы.
Исследования, направленные на разработку теоретических аспектов экологической компетентности личности, закономерностей и принципов ее формирования, определены в трудах В. Колоньковой, Л.Липовой, В. Маршицкой, Р.Мельниченко, В. Пруцакова, Л. Руденко, В. Танской, С. Шмалей и др.
Большинство исследований в области экологического образования посвящено проблеме формирования экологической культуры разных возрастных групп (Н. Ефименко, Н. Костицкая, Н.Левчук, Л. Лукьянова, В. Маршицкая, В. Пруцакова, А.Степанюк, Г. Тарасенко и др.).
Несмотря на достаточно широкую освещенность отдельных аспектов экологического воспитания дошкольников, не рассмотрено экологическое воспитание дошкольников в современных ДОУ посредством театрально-игровой деятельности.
Под театрально-игровой деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [1, с.24]. В отличии от сюжетно-ролевых игр театрализованные характеризуются не столько сюжетной линией, как характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), театрализованные игры экологической направленности предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний, расширению кругозора.
Современное экологическое образование претерпевает кардинальные изменения, направленные на формирование качеств личности, которые основываются на умениях сознательно применять приобретенные теоретические знания на практике. Обобщенную совокупность таких качеств определяют понятием «компетентность». Важно также подчеркнуть необходимость формирования экологически компетентной личности, обладающей системой экологических знаний, полученных в процессе обучения, в единстве с умениями и навыками адекватно действовать в соответствующих жизненных ситуациях, предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности в окружающей среде [4, c. 158].
Посредством театрально-игровой деятельности дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды. Такая деятельность помогает ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Характерным признаком экологического воспитания посредством театрально-игровой деятельности, является то, что через театрализовано-экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций, воспитывается художественный вкус ребёнка, он учится лучше понимать окружающий его мир. Чем раньше начать работу с детьми в этом направлении, тем больших результатов можно добиться.
Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни [3]. В процессе экологического воспитания посредством театрально-игровой деятельности ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации и как следствие закладывается основа экологической культуры личности, переносимой детьми во взрослую жизнь.
Выводы. На основании анализа научной литературы по проблеме исследования можно сделать вывод о том, что экологическое воспитание посредством театрально-игровой деятельности является важным, одним из приоритетных направлений развития дошкольников в современных ДОУ. Оно включает совокупность экологических знаний, представлений, взглядов, убеждений, идеалов, моральных оценок дошкольников относительно окружающей среды, природы в целом, которые интегрируются в личную систему экологических ценностей, определяющих направление жизни и деятельности личности посредством театрально-игровой деятельности.
Литература:
- Бочкарева Л. П., Коршикова Т. В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Выпуск 4. Сердце на ладошке. — Ульяновск: МПК ПРО, 1999. — 80 с.
- Мельниченко Р. К. Экологическая компетентность педагога как условие осуществления непрерывного экологического образования и воспитания / Р. К. Мельниченко, В. В. Танская // Научные записки КГПУ. Серия: Проблемы методики физико-математического и технологического образования. — Кировоград: КГПУ, 2013. Вып. 4, ч. 2. — С. 271–275.
- Руденко Л. Д. Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования экологической компетентности дошкольников / Л. Д. Руденко // Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. — Канск, 2005. — Вып. 8. — Кн. 2. — с. 25–27.
- Юмашева Л. В. Экологическая компетенция и экологическая компетентность как интегрированный результат экологического образования / Л. В. Юмашева, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова // Интернет-журнал ICEE. 2012. — № 7 (июль). — с. 157–161.