Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Утемова Г. Е. Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5989/ (дата обращения: 18.08.2018).

Современные образовательные программы ориентированы на детские сады общеразвивающего типа и не учитывают особенности работы с детьми с речевыми нарушениями. Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителя-логопеда, но и построением содержания образовательного процесса на основе лексических тем. Лексическая тема должна проходить через все виды деятельности детей. это создает благоприятные условия для речевой практики и обеспечивает более полное и прочное усвоение программного материала. При этом все дети и воспитывающие взрослые работают над одной и той же темой, содержание которой их объединяет, что способствует развитию детско-взрослого сообщества. Тема выбирается как основной стержень, вокруг которого строится содержание: рассматриваются разные аспекты многообразных явлений действительности.

Изучив исследования различных авторов по данному вопросу и опираясь на свой опыт работы с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу, что наиболее целесообразной формой построения воспитательно-образовательного процесса является метод проектов.

Сущность метода проектов определяется как «способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей» [3]. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности и опирается на собственный опыт ребенка. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети включаются в различные формы творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Метод проектов интересен прежде всего тем, что он связан с развивающим личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Использование метода проектов предполагает соблюдения некоторых требований:

-          в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

-          результаты проекта (несмотря на его игровой характер) значимы для детей и взрослых;

-          проект обязательно предусматривает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей и опыта коллективной деятельности, познавательных и творческих навыков.

Последовательность работы при разработке и проведении проекта состоит в следующем:

-          постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей (в логопедической группе цель может исходить из лексической темы);

-          вовлечение детей в решение проблемы — обозначение детской цели;

-          составление плана движения к цели, обсуждение его с родителями;

-          рисование плана-схемы (вместе с детьми);

-          сбор информации, материала;

-          проведение занятий, игр, наблюдений;

-          домашние задания родителям и детям;

-          самостоятельная творческая работа родителей и детей (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы);

-          организация презентации проекта (праздник, открытое мероприятие, КВН, составление книги, альбома).

«Суть проекта — в свободе его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы» [4]. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость и гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к проверке имеющихся знаний и поиску новых.

Проекты объединяют в одной теме все способы познания. Они дают, с одной стороны, возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен, с другой стороны, побуждают детей к совместному планированию самостоятельной деятельности, к обговариванию и выбору способов познавательной деятельности. Это способствует формированию у детей опыты коллективной деятельности.

Тема проекта может быть определена по инициативе детей, но в условиях логопедической группы она инициируется взрослым (логопедом, воспитателем) согласно лексической темы. При этом целесообразно использовать «модель трех вопросов»: накануне выбора новой темы воспитатель в свободном общении с детьми ведет разговор о том, что они знают по данной теме, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы узнать. Таким образом, воспитатель получает первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы.

К планированию работы привлекаются и родители. Важно продумать мотивацию, чтобы заинтересовать детей данной темой. Выслушиваются и обсуждаются все идеи детей, рассматриваются и идеи, предложенные воспитателями и родителями. Выбранная тема «работает» в группе от недели до 2–3 недель. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы раскрывают творческие способности детей, что позитивно сказывается на их результатах.

Метод проектов значительно повышает эффективность воспитательной и образовательной работы, так как позволяет использовать «обратную связь» с детьми. Придумывая тему, предложенную другими, ребенок учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности он учится инициативе, самостоятельности.

Проектирование обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеры), создает особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Оно способствует формированию у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

В логопедических группах на детей ложится дополнительная нагрузка, связанная с работой по исправлению дефектов речи. В таких условиях немаловажно, что применение метода проектов позволяет значительно сократить продолжительность НОД, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий. Этот метод предусматривает все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями, которые служат достижению одной цели — полноценному развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.

В качестве примера предлагаю проект «Что за прелесть –эти сказки», который был реализован при прохождении лексической темы «Мы читаем. А. С. Пушкина».

Тип проекта:

Творческий.

Проблема:

Слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с русской художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей.

Цель проекта:

Создание книги «Что за прелесть эти сказки.».. детьми подготовительной логопедической группы.

Задачи проекта:

1.      Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина

2.      Развивать у детей интерес к русской художественной литературе.

3.      Способствовать развитию у детей эмоций, интереса к театральной деятельности.

4.      При выполнении иллюстраций к сказкам побуждать детей использовать различные известные им техники рисования и аппликации.

5.      Развивать у детей навыки сотрудничества.

6.      Привлечь родителей к участию в жизни группы.

Участники:

Дети подготовительной логопедической группы и их родители.

Длительность проекта: 2 недели.

Подготовительный этап:

1.      Анкетирование родителей «Какие книги Вы читаете дома с детьми».

2.      Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина».

3.      Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Обсуждение с детьми главной идеи произведений.

4.      Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина.

5.      Творческий рассказ «Мертвая царевна».

6.      Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»;

7.      Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

8.      Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».

9.      Разгадывание кроссвордов по сказкам.

10.  Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

11.  Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования моря.

12.  Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа).

13.  Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика).

14.  Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка».

15.  Д/и «Что сначала, что потом» по сказкам А. С. Пушкина;

16.  Настольная игра «Поймай золотую рыбку»;

17.  Подвижные игры «Невод и золотые рыбки», «Море волнуется».

Коррекционная работа:

-          пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

-          штриховка изображения парусника, белочки, золотой рыбки, золотого петушка;

-          выкладывание из палочек золотой рыбки, корабля;

-          рисование по клеточкам «Золотая рыбка», «Корабль царя Гвидона», «Белочка», «Лебедь»;

-          игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая»

-          игра малой подвижности (с мячом) «Подскажи словечко»;

-          составление картинок из кубиков «Сказка о царе Салтане»;

-          слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». Подбор слов к схемам;

-          звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске;

-          д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам);

-          подготовка руки к письму: волны на море, рисование чешуи золотой рыбки, паруса у корабля.

Работа с родителями:

-          оформление выставки книг «Сказки А. С. Пушкина»;

-          привлечь к совместной с детьми работе по иллюстрированию сказок (домашнее задание);

-          изготовление костюмов и атрибутов для театрального вечера;

-          заучивание дома понравившихся отрывков из произведений А. С. Пушкина для конкурса чтецов.

Основной этап:

1.                  Каждый ребенок делает странички — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, используя различные знакомые ему техники рисования или аппликации (самостоятельно или вместе с родителями).

2.                  Воспитатель совместно с логопедом и музыкальным руководителем готовит с детьми отрывки из сказок А. С. Пушкина для театрального вечера.

Заключительный этап:

Презентация книги «Что за прелесть эти сказки».

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне».

Конкурс чтецов: чтение отрывков из сказок А. С. Пушкина, заученных дома.

Схема реализации проекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Познавательное развитие

Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина»

Разгадывание кроссвордов по сказкам А. С. Пушкина

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Математика:

Составление и решение задач по сюжету «Сказки о царе Салтане».

Рисование по клеточкам персонажей сказок: золотая рыбка, белочка, парусник, лебедь.

Игры:

Занимательный треугольник (рыбка, звезда, заяц, ель, золотой петушок)

Танграм (заяц, белка, рыбка, корабль).

Сложи узор (персонажи сказок А. С. Пушкина).

Математический планшет (персонажи сказок А. С. Пушкина).

1

2

3

4

Коммуникативно-личностное развитие

Обсуждение главной идеи сказок, поступков героев, черт их характера.

Развитие навыков сотрудничества:

·                    Д/у «Угадай героя сказки» (работа в парах).

·                    Распределение ролей для театрализованного представления по сказкам А. С. Пушкина (обговаривание способа распределения, его обоснование).

·                    Составление совместного плана по изготовлению книги «Что за прелесть эти сказки…».

Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Речевое развитие

Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Творческий рассказ «Мертвая царевна».

Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»;

Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

Грамота:

слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане».

—звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске.

— д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам).

— печатание предложений по сюжетам сказок.

1

2

3

4

5

6

7

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина.

Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования.

Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа).

Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика).

Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка».

Рисование страничек-иллюстраций для книги «Что за прелесть-эти сказки» с использованием нетрадиционных способов (макароны, бусы, крупа, семечки). Обговаривание с каждым ребенком сюжета и способа выполнения.

Разучивание на металлофоне мелодии «Во саду ли в огороде».

1

2

3

4

5

Физическое развитие

Разучивание комплекса ОРУ по сказкам А. С. Пушкина.

Игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая».

Подвижная игра «Невод и золотые рыбки».

Игра малой подвижности с мячом «Подскажи словечко».

Подвижная игра «Море волнуется».

Литература:

1.                  Данюкова А. Вы любите проекты? — Обруч № 4/2001.

2.                  Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию.- Дошкольное воспитание № 3/2003.

3.                  Кларина Л. Общие требования к организации процесса познавательно-продуктивной деятельности детей и развития их деятельностно-практического опыта.– СПб, 1999.

4.                  Сборник. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М., 2003.

5.                  Свирская Л. Дорогой малокомплектный. — приложение к журналу Детский сад со всех сторон № 43,44/2000.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, сказка, ребенок, золотой петушок, рыбка, метод проектов, золотая рыбка, родитель, рыбак, мертвая царевна.

Похожие статьи

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

золотая рыбка, пушкин, золотой петушок, сказка, царь, произведение, письмо, надвигающаяся опасность, младшая сестра, Балда.

План-конспект проектной деятельности в подготовительной...

познакомить детей со сказками Александра Сергеевича ПушкинаСказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

золотая рыбка, пушкин, золотой петушок, сказка, царь...

познакомить детей со сказками Александра Сергеевича ПушкинаСказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

Литературно-музыкальный досуг «Путешествие в страну Лукоморье»

Дети зовут золотую рыбку. Появляется золотая рыбка и танцует. Рыбка: Кто на море шторм поднял? Кто меня тревожит?

В конце нашего праздника вспомним слова, которыми заканчивается сказка А. С. Пушкина о золотом петушке

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса...

-иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее...

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Казка о медведихе», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

Психологическая готовность дошкольника к обучению

Некоторые из ребят (14 детей — 50 %), вспомнили содержании сказок, которые читали им взрослые. Такими произведениями стали: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста...

— «Сказка о Золотом …» (петушке). — «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде). — «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях).

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и просит исправить ошибку в названии сказки. «Петушок Ряба».

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

(Сказка о Царе Салтане, Сказка О рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде).

Сказка омертвой царевне ио семи богатырях. Навстречу ему Балда. Идёт, сам не зная куда.

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

золотая рыбка, пушкин, золотой петушок, сказка, царь, произведение, письмо, надвигающаяся опасность, младшая сестра, Балда.

План-конспект проектной деятельности в подготовительной...

познакомить детей со сказками Александра Сергеевича ПушкинаСказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

золотая рыбка, пушкин, золотой петушок, сказка, царь...

познакомить детей со сказками Александра Сергеевича ПушкинаСказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

Литературно-музыкальный досуг «Путешествие в страну Лукоморье»

Дети зовут золотую рыбку. Появляется золотая рыбка и танцует. Рыбка: Кто на море шторм поднял? Кто меня тревожит?

В конце нашего праздника вспомним слова, которыми заканчивается сказка А. С. Пушкина о золотом петушке

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса...

-иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее...

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Казка о медведихе», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

Психологическая готовность дошкольника к обучению

Некоторые из ребят (14 детей — 50 %), вспомнили содержании сказок, которые читали им взрослые. Такими произведениями стали: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста...

— «Сказка о Золотом …» (петушке). — «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде). — «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях).

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и просит исправить ошибку в названии сказки. «Петушок Ряба».

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

(Сказка о Царе Салтане, Сказка О рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде).

Сказка омертвой царевне ио семи богатырях. Навстречу ему Балда. Идёт, сам не зная куда.

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку

Задать вопрос