Авторы: Ведерникова Ольга Васильевна, Холина Елена Васильевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Ведерникова О. В., Холина Е. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 17-20.

На сегодняшний день в образовании произошли глобальные изменения: введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Теперь учитель на каждом этапе должен определяться в подборе форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, направленного на развитие личности (личностно-ориентированный подход). Урок должен быть ориентирован на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС. Среди метапредметных результатов стандарт определяет овладение действиями переноса знаний из одной предметной области в другую, применения знаний из одной предметной области в другой предметной области (действия интеграции), формирование целостного мировосприятия, что предполагает усиление в учебном процессе меж- и внутрипредметных связей и повышает значимость интегрированных уроков. Представленная методическая разработка интегрированного урока «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль» содержит опыт интеграции (биология и литература) в контексте универсальных учебных действий (УУД) на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС.

Цель данной методической разработки - познакомить с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий и интеграции знаний по биологии, литературе (фольклору, мифологии). Практическая значимость: предлагаемые на уроке приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Интегрированный урок «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль»

 Цель: развивать исследовательские умения учеников на основе сравнения реальных и нереальных (сказочных/мифологических) черт в образах животных в сказках Пушкина, умение находить и представлять информацию по теме урока; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков и основанным на них авторской позиции А. С. Пушкина.

Задачи урока:

1. Предметные:

-развить умение учащихся выделять в исследуемых объектах реальные и мифологические черты, определять их взаимосвязь;

-развить умение учащихся составлять словесный портрет в сочетании реального и сказочного в образе животного;

-совершенствовать смысловое чтение на материале сказок А.С.Пушкина.

2. Метапредметные:

-осуществление системно-деятельностного подхода (ориентация на личностно-ориентированный подход, формирование УУД);

-создавать условия для формирования:

умения формулировать проблему, цель урока (регулятивные умения);

умений анализировать, сравнивать, обобщать, представлять информацию в виде таблицы (познавательные логические умения);

умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт (познавательные умения);

умения работать в группе и оценивать работу группы (коммуникативные и регулятивные умения).

3. Личностные:

-воспитание интереса к многообразию живого мира;

-воспитание ценностного отношения к мировоззренческим представлениям предков и слову;

-развитие способности создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование:

 -ПК;

 -слайды презентации;

 -мифологический словарь, справочники по биологии;

-книжная выставка изданий сказок А.С. Пушкина;

 -иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

-рисунки о животных, выполненные учащимися;

-проиллюстрированные распечатки отрывков из текстов сказок А.С.Пушкина;

-сигнальные картинки, воспроизводящие звуки животных (петуха, собаки, кошки, лебедя, рыбы).

Образовательные ресурсы:

1.Мифологический словник.

2.Кроссворд-викторина.

3.Информация учащихся о животных, собранная из разных справочных источников.

4.Вопросы и задания к прочитанным отрывкам из текстов сказок А.С.Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

5.Презентация физкультурной минутки «Знаем ли мы сказки С.Пушкина?»

6.Рабочий лист группы (аналитическая таблица).

Биологическое название животного

Название литературного героя-животного

Реальные особенности в образе героя-животного

В каких словах выражены реальные особенности?

Мифологическая роль героя-животного (творец, создатель благ, спаситель)

 

 

 

 

 

 7.Таблица оценки и самооценки работы групп для учащихся (по 3-балльной шкале).

 8.Таблица - шкала перевода баллов в отметки для учителя.

План интегрированного урока.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.       Организационный момент, мотивация к учеб

ной деятельности

 (1 минута)

Приветственное слово учителя: пожелания хорошего настроения, дружной и активной работы на уроке.

Приветствие учащихся, проявление настроения готовности к работе с помощью приёма «Светофор».

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.       Форму-лирование темы урока в диалоге на основе актуализации знаний

(4 минуты)

Учитель инициирует проблемный диалог с целью определения темы урока и

выявления значимости слов «быль» и «небыль» для содержания темы.

Учащиеся отгадывают загадки и оценивают, кто быстрей отгадал кроссворд и опорное слово в нём «Зооград» .Демонстрируют понимание слов «зооград», «быль» и «небыль» в теме урока, обосновывая их значимость. При определении темы урока ориентируются по иллюстрациям и обложкам книг-сказок А.С.Пушкина.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование темы)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность, приобретать умения оценки.

 

3.Постановка учебной цели.

(3 минуты)

 

Учитель инициирует проблемный диалог с целью формулирования цели и задач урока.

Формулируют цель урока: рассмотреть образы животных в сказках Пушкина; выявить реальные, биологические (быль) и сказочные черты (небыль) в образах животных сказок Пушкина;

сравнить образы сказочных животных.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели урока)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Осуществление поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Организация работы в группах.

 

4.2.

 

 

 

(15 минут)

 

Учитель контролирует разделение класса на группы и предлагает выбрать командиров групп.

 

 

 

Учитель организует отчёт групп о проделанной работе, комментирует ответы.

Помогает учащимся в оценке и самооценке работы в группах.

 

Учащиеся в каждой группе выбирают объекты исследования (по одному животному в группе) и самостоятельно осуществляют поиск информации.

 

Представители групп озвучивают информацию о биологических особенностях животных из сказок Пушкина

- кота, петуха, рыбы, лебедя, собаки. Оценка и самооценка работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; способы взаимодействия и сотрудничества; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: выделять в исследуемых объектах существенные признаки, развивать умения применять новые знания из одной предметной области в другой, приобретать умения оценки и самооценки.

5.Физкуль-

турная минутка.

(2 минуты)

Учитель проводит физкультминутку. Использует презентации сказочных героев, просмотр слайдов.

Учащиеся выполняют физкультминутку «Знаем ли мы сказки А.С.Пушкина?».

Оценивают, какая команда была самой «знающей».

6.Проведе-

ние исследова-

тельской работы на основе сказок Пушкина.

(15 минут)

Организация самостоятельной работы в группах по мифологическому словнику и текстам сказок Пушкина. Учитель корректирует работу учащихся, комментирует ответы представителей групп. контролирует заполнение результатов работы в рабочем листе группы (аналитической таблице).

На основе анализа словника и текстов исследуют тексты по вопросам и заданиям; результаты работы систематизируют в аналитической таблице (рабочем листе группы), формулируют вывод: при создании образов животных поэт использовал их реальные черты и сохранил мифологическую роль творцов и спасителей.

7.Оценка и самооценка.

(2 минуты)

 

Под контролем учителя ведётся работа по оценке и самооценке работы групп на основе листов самооценки по трёхбалльной системе.

Группы оценивают работу друг друга и оценивают работу внутри групп.

Принцип деятельности. УУД: регулятивные (самооценка).

ЦЕЛЬ: приобретать умения оценки и самооценки.

8.Рефлек

сия деятельности.

(2 минуты)

 Вопросы учителя:

1.Достигнута ли поставленная цель?

2.Какие действия вы выполнили, чтобы достигнуть цели?

3. Трудно ли работать в группе? Причины?

4.Что было новым для вас на этом уроке? (новые знания, новые действия?)

С помощью вопросов учителя учащиеся анализируют свою работу на уроке.

 

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

7.Домашнее задание.

(1 минута)

1.Создать иллюстрации животного в природной среде.

2.Подготовка к викторине по сказкам Пушкина.

Учащиеся выполняют задание индивидуально по выбору.

Принцип деятельности. УУД: познавательные.

Вариативность: сочетание интеллектуальной и творческой деятельности.

ЦЕЛЬ: Представить словесную информацию в виде рисунка, применение знаний.

 

Литература:

1.      Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М., 1990.

2.      Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. – С-Пб., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, сказках Пушкина, предметной области, умения оценки, сказок А.С.Пушкина, сказок Пушкина, текстов сказок А.С.Пушкина, системно-деятельностного подхода, основе системно-деятельностного подхода, проблемная подача учебного, подача учебного материала, регулятивные умения, теме урока, животных сказок Пушкина, рабочем листе группы, текстам сказок Пушкина, умение учащихся, Принцип целостности, Пушкина «У лукоморья…», образах животных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос