Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс
Автор: Красильникова Светлана Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.07.2014
Статья просмотрена: 5599 раз
Библиографическое описание:
Красильникова, С. Ю. Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс / С. Ю. Красильникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 151-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5974/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити»
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити»: отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы (познавательные УУД).
- формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
- формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ресурсы:
- А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
- инструкция для создания моделей;
- иллюстрации представителей животного и растительного мира;
- карточки для создания кластера;
- стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;
- «Шкала успеха».
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД (формы организации учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
1.Вызов Самоопределение к деятельности. |
2 |
Прозвенел для нас звонок – Начинается урок. Все ль готовы? Все в порядке ручки, книжки и тетрадки? На уроке не зевай, Часто руку поднимай! — Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему? — Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира! — Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. |
Словесные (беседа) |
Фронтальная Индивидуальная |
Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету. |
Отвечают на вопрос об интересе к изучаемому предмету. Заполняют часть делений «Шкалы успеха» — прогноз своей работы на уроке. |
Коммуникативные: построение собственного высказывания Регулятивные: прогнозирование результата своей деятельности |
2.Осмысление учебных задач Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Организация деятельности по «выходу» на тему, цель. Постановка учебных задач. |
15 |
– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные», дома нарисовали одного из представителей групп животных.) — Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы? Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с названием группы животных и формируют свою группу. Проходит составление кластера на тему «Какие бывают животные»: Примерный ответ руководителя группы по плану: - Название группы животных. - Представители, изображённые на рисунках ребят. - Признаки этой группы животных. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы. — Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)Проверим, верно ли вы ответили. На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы. — Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы? — Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.) На экране появляется тема урока: «Невидимые нити». — Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам? — Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.) - познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.) - будем учиться находить связи - в природе, - между природой и человеком; - научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ. — Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.) МОДЕЛЬ — любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления. — Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера. |
Словесные (беседа) Практические (составление схемы-кластера) Наглядные (метод иллюстраций) |
Фронтальная Групповая Фронтальная |
Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы. Использует ЦОР — слайд-схему о связях в природе. В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач. |
Выполняют задание по составлению кластера в статичных группах, используя рисунки животных. Руководители групп отвечают по плану. Полный и верный ответ приветствуется аплодисментами Рассуждают, строят предположения. На основе слайд-схемы делают выводы о взаимосвязях в природе, о необходимости её сохранения. Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир». |
Познавательные: составление кластера с помощью знаково- символических средств Коммуникативные: построение устных высказываний Коммуникативные: построение устных высказываний Познавательные: определение по шмуцтитулу учебных задач Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование |
3.Открытие нового знания Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока): — «сократическая» беседа; — работа с текстом учебника. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в статичных группах. |
25 |
1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?» 2. Чтение текста на с. 64–65 учебника учащимися. — О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.) — Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек) — Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки. Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли. — Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.) — Кто виноват в этом? (Человек — лесничий.) 3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы». — Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе. 4. Работа в статичных группах Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта-фасилитатора. 5. Защита созданных моделей Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами. |
Словесные (беседа) Словесные (работа с учебником) Словесные (дискуссия) Практические (моделирование) |
Фронтальная Фронтальная Групповая |
Организует «сократичес кую» беседу. Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП. С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами. Организует работу в статичных группах, создаёт ИОС: — инструкционные карты, — конверт с фотографиями представителей животного и растительного мира, — наполняет всем необходимым для творчества учащихся. |
Участвуют в «сократической» беседе. Читают текст, карандашом делают пометки, знаком «!» выделяют новую для них информацию. Участвуют в перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы». Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе. Устными высказываниями защищают созданные модели. |
Коммуникативные: построение устных высказываний, постановка вопросов (инициативное сотрудничество), соблюдение правил работы в группе Познавательные: поиск и выделение информации в тексте, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: самостоятельное создание творческого продукта — моделей взаимосвязей в природе с использованием в работе простейших инструментов Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку |
4.Рефлексия |
3 |
1. Подведём итог урока. — Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».) — Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.) — Оцените свою работу на уроке по «Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока? 2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения. — Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке! |
Словесные (беседа) |
Фронтальная |
Использует ЦОР для подведения итога урока. Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом. |
Называют и анализируют достигнутые за урок учебные задачи. Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока. Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!" |
Регулятивные: отслеживание результата своей деятельности |