Исследовательская работа по психологии как вид самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов
Автор: Селеткова Ирина Павловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 09.06.2014
Статья просмотрена: 3081 раз
Библиографическое описание:
Селеткова, И. П. Исследовательская работа по психологии как вид самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов / И. П. Селеткова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5647/ (дата обращения: 17.12.2024).
Обращение к проблеме использования возможностей преподавания психологии как общепрофессиональной дисциплины для развития умений самоорганизации учебной деятельности является отражением личностно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен не только знать базовые теоретические категории психологии, но и, прежде всего, уметь применять психологические знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с научной психологической литературой, осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность. Кроме того, все виды работ студента на занятии и внеего должны способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего специалиста — педагога. Поэтому программой по психологии предусмотрены лекционные и практические занятия, задания для самостоятельной работы студентов, курсовое и дипломное проектирование.
К основным видам самостоятельной работы студентов по психологии можно отнести: самостоятельную работу во время аудиторных занятий, внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера, а также самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих проектов, рефератов и исследовательских работ.
Рабочей программой по психологии, составленной в соответствии с требованиями ФГОС, предусмотрено выполнение двух исследовательских работ: изучение особенностей познавательной сферы личности и анализ возрастных особенностей школьников. Выбор данной формы самостоятельной работы неслучаен. В ходе подготовки, выполнения и представления мини-исследования по психологии формируются практически все базовые умения студента как результаты обучения согласно рабочей программе учебной дисциплины «Психология» (разработанной на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования (СПО) 050148 «Педагогика дополнительного образования»). Обучающиеся научаются выявлять индивидуальные и типологические особенности личности; подбирать информацию по психологии из различных информационных источников, систематизировать и представлять ее; пользоваться психодиагностическими методиками, методами исследования индивидуально-типологических особенностей личности; анализировать результаты психологических исследований; подбирать и разрабатывать рекомендации по результатам психодиагностики и анализа ситуации. Данный вид работы позволяет создать в аудитории квазипрофессиональную атмосферу, а студенту почувствовать себя в роли педагога-исследователя, что в свою очередь формирует его общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (Приложение 1,2). Для достижения высоких результатов в выполнении самостоятельных исследовательских работ и формировании профессиональной и личностной готовности к педагогической деятельности студенты начинают выполнять исследовательские работы со второго курса, т. е. уже на первом году изучения учебной дисциплины.
В рамках изучения темы «Познавательная сфера личности» каждый студент самостоятельно выбирает конкретную тему и метод исследования и осуществляет диагностику в своей учебной группе. В ходе изучения раздела «Возрастная психология» студенты выполняют исследования с группой учащихся на практике в целях закрепления знаний по закономерностям психического развития и разработки педагогических рекомендаций на основе выявленных результатов.
Подробнее опишем опыт руководства и выполнения первой исследовательской работой. Этот опыт, как правило, формирует дальнейшее отношение к деятельности, поэтому важно, чтобы у студента возник положительный эмоциональный отклик, интерес к заданию, исчезла тревога перед неизвестностью и страх неудачи. Частично это достигается за счет юношеского интереса к самому себе, своему внутреннему миру и внутреннему миру тех, кто рядом, т. к. возможность его познать с помощью методов психологии удовлетворят возрастную потребность юношей к само- и взаимопознанию. Именно для этого предлагается изучать познавательные процессы самого себя и своих сокурсников. Выбранная форма деятельности (индивидуально-групповая) одновременно стимулирует формирование чувства персональной ответственности и коллективного сотворчества. Однажды это прозвучало на языке студентов так: «Смогу сам, но вместе точно смогу!» Данная форма задания предполагает «плавающую» организацию выполнения исследовательской работы. Учебная группа делится на микрогруппы по 3 человека (допускается исследование одного процесса двумя группами), при этом теоретический материал, рекомендации по развитию изучаемого процесса могут частично перекликаться, но выбранные методы исследования, методики диагностики, представление и анализ полученных результатов должны быть индивидуальны у каждого. Каждый студент в письменном виде представляет свою работу, а на защиту микрогруппа вновь объединяется (создается совместная презентация, составляется и представляется единый доклад), но на защите выступает каждый.
Выполнение первой исследовательской работы предполагает ряд репродуктивных действий, осуществляемых по принципу «Делай как я!» (формулировка темы, определение цели и задач работы, заполнение графика выполнения самостоятельной работы, составление сводных таблиц результатов, математические вычисления, даже анализ и интерпретация полученных результатов), поэтому смысл и значимость выполняемого в сознании студента может утрачиваться. Во избежание этого на втором занятии в рамках изучения темы «Предмет, задачи и методы психологии» студенты знакомятся с понятием исследовательской работы и ее образцами (работами студентов предыдущих выпусков), обсуждают ее возможности в плане личностного и профессионального развития. Формулируется роль исследований в деятельности современного педагога, определяются сроки сдачи и защиты, благодаря чему каждый имеет возможность рационально спланировать организацию своей самостоятельной внеаудиторной работы. Защита исследовательской работы проходит на аудиторных занятиях, посвященных изучению конкретного познавательного процесса, и планируется согласно графику учебного процесса и календарно-тематическому плану учебной дисциплины. Срок сдачи на предварительную проверку за неделю до даты защиты. На вводном занятии также осуществляется знакомство студентов с системой оценки готовой исследовательской работы.
Далее в ходе выполнения исследовательской работы на консультациях студенты совместно с преподавателем обсуждают требования к выполнению, правила оформления работы, знакомятся со структурой работы и обсуждают наполнение каждого раздела, осуществляют само- и взаимооценку «почти готовых» работ, готовятся к публичной защите.
Структура исследовательской работы представлена следующими компонентами:
- титульный лист;
- содержание;
- теоретическая часть (не больше 2–3 страниц компьютерного текста, где обосновывается тема и определяется цель и задачи работы, базовые теоретические понятия, их свойства желательно со схемами, таблицами, опорами);
- исследовательская часть (4–5 страниц с описанием методик исследования, места проведения, категории участников, обобщением результатов в виде сводной таблицы, анализом полученных результатов и разработкой рекомендаций);
- заключение (1–2 страницы с выводами о проделанной работе, анализом достижения цели, подтверждением (опровержением) гипотезы, личностными достижениями);
- библиографический список (не менее 3 источников);
- приложение (содержит методики исследования, стимульный материал, бланки участников).
Наибольшие трудности студенты испытывают на этапе обработки полученных результатов тестирования или анкетирования, поэтому подробно обсуждаются правила обработки, составления сводных таблиц, оформления результатов в виде графиков и диаграмм, описания наглядного материала научным языком. Эти виды деятельности предъявляют высокие требования к подготовке студентов по ряду дисциплин: математических, информационных, гуманитарных… Разъяснения даются преподавателем психологии, представляются на слайдах, специально созданной презентации, и в раздаточном материале на примерах исследовательских работ прошлых лет.
Оценка каждой работы осуществляется по 100-бальной системе, все параметры оценки имеют свой вес, и фиксируется в специальном бланке. Отдельно оцениваются теоретическая часть, введение в исследование, обобщение результатов, анализ полученных данных, разработка рекомендаций, оформление работы, организация и проведение исследования, качество защиты. Максимальная оценка каждого раздела для первой и второй исследовательских работ различна, если, выполняя первую работу, студент по образцу формулирует цели и задачи исследования, четко согласует план теоретической части и разрабатывает рекомендации под руководством преподавателя, то данные разделы оцениваются несколько ниже нежели само проведение исследования, обработка результатов и их анализ. При выполнении второго исследования на первый план выдвигается оценка самостоятельно формулируемых цели, задач, гипотезы исследования, а также четкость, конкретность и практичность разработанных рекомендаций. Общий балл, набранный студентом, переводится в стандартную пяти бальную шкалу. На итоговом занятий по теме «Познавательная деятельность»проводится рефлексия, направленная на осознание цели и способов выполнения самостоятельной исследовательской работы, обозначение индивидуальных трудностей и способов их преодоления. Студенты получают общие рекомендации по выполнению дальнейших исследовательских работ, обсуждаются достоинства и типичные ошибки. Могут быть использованы самые различные методы рефлексии, но наиболее продуктивным является метод неоконченных предложений. Продолжая предложенные высказывания, студенты отмечают, что при выполнении данного вида деятельности:
- научились четко и грамотно формулировать свои мысли;
- освоили методику проведения психолого-педагогических исследований;
- убедились в необходимости четкого планирования;
- получили опыт публичного выступления;
- усовершенствовали навыки владения ИКТ;
- научились распределять обязанности, работать в команде, сотрудничать;
- приобрели навыки оформления педагогических разработок.
Выполненные работы помещаются в банк методических материалов по учебной дисциплине, каждый студент получает сертификат, в котором отражаются тема исследования, количество полученных баллов и оценка. Данный сертификат помещается в портфолио студента в раздел учебных достижений. Успешное выполнение двух исследовательских работ является обязательным условием допуска к экзамену по психологии. Опыт выполнения самостоятельных работ по психологии на протяжении двух учебных лет обучения дает возможность студенту определиться с выбором тем курсовых и выпускных квалификационных работ опытно-экспериментального характера.
Таким образом, выполнение самостоятельных исследовательских работ способствует формированию учебно-интеллектуальных, коммуникативных, организаторских и творческих умений студентов, формированию общих и профессиональных компетенций. Они обучаются проведению психолого-педагогических исследований, осваивают методы изучения личности, переносят теоретические знания на практику, а самое главное у них формируются умение выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся, что предусмотрено стандартами специальности.
Приложение 1
Способы формирования общих компетенций на занятиях по психологии Специальность «Педагогика дополнительного образования»
№ |
Наименование |
Способы формирования |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивость интерес. |
исследовательская работа по психологии познавательной деятельности, диагностика уровня развития мотивации |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
исследовательские работы по возрастной психологии и психологии познавательной деятельности, самооценка и взаимооценка выполнения домашних заданий, рефлексивная деятельность на занятии |
ОК 3 |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
решение психологических задач |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
исследовательские работы по возрастной психологии и психологии познавательной деятельности, рефлексивная деятельность на занятии, работа со словарем, составление глоссария |
ОК 5 |
Использовать информационного — коммуникационных технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
разработка презентаций при подготовке выступлений, при защите исследовательская работа по психологии познавательной деятельности, компьютерное тестирование, использование интернет-ресурсов при подготовке к семинарским и практическим занятиям |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
исследовательская работа по психологии познавательной деятельности, диагностика лидерства, организация групповой работы |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
проведение исследования с сокурсниками и школьниками |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
исследовательская работа по психологии познавательной деятельности выполнение самостоятельных работ, организация индивидуальной рефлексии |
ОК 9 |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
разработка педагогических рекомендаций для разных возрастных групп |
ОК 10 |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) |
знакомство с причинами психологических травм |
ОК 11 |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
выполнение исследовательской работы в школе, в учреждениях дополнительного образования |
ОК 12 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
определение мотивов учения |
Приложение 2
Способы формирования профессиональных компетенций на занятиях по дисциплине «Психология»
Профессиональные компетенции |
Пути формирования профессиональных компетенций |
|
ПК 1.1. |
Определять цели и задачи, планировать занятия. |
- организация и проведение исследовательской работы - выполнение индивидуального проектного задания |
ПК 1.2. |
Организовывать и проводить занятия. |
- исследовательские работы по возрастной психологии и психологии познавательной деятельности |
ПК 1.4. |
Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. |
- самооценка и взаимооценка выполнения домашних заданий, рефлексивная деятельность на занятии - подбор диагностических методик для проведения исследовательской работы. |
ПК 1.5. |
Анализировать занятия. |
- решение психологических задач по оценке эффективности методов и приемов взаимодействия |
ПК 2.1. |
Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т. ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
- организация и проведение исследовательской работы - выполнение индивидуального проектного задания |
ПК 2.2. |
Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
- исследовательские работы по возрастной психологии и психологии познавательной деятельности |
ПК 2.3. |
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. |
- мотивация учащихся на участие в диагностике в ходе выполнения исследовательской работы |
ПК 2.4. |
Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
- проведение диагностики в ходе исследовательской работы - решение психологических задач по оценке эффективности методов и приемов взаимодействия |
ПК 3.2. |
Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
- выполнение электронных презентаций. - разработка структурно-логических схем |
ПК 3.3. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
- работа с ресурсами Интернет - подбор информации о психологических особенностях детей разного возраста. - подбор примеров взаимодействия учителя и учеников в педагогическом процессе - подготовка информационных сообщений об особенностях работы с детьми с девиантным поведением - выполнение творческой работы «Представление творческой и креативной личности в рисунках» - анализ информационных источников об особенностях протекания психических процессов |
ПК 3.4. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
– оформление проведенных исследовательских работ – подготовка к семинарским занятиям, выступления на семинарах – работа с ресурсами Интернет. Подготовка сообщений – выполнение электронных презентаций |
ПК 3.5. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
– проведение исследовательской работы по возрастной психологии и психологии познавательной деятельности – выполнение индивидуального проектного задания |