Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза
Автор: Стерхова Наталья Сергеевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 09.03.2015
Статья просмотрена: 156 раз
Библиографическое описание:
Стерхова, Н. С. Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза / Н. С. Стерхова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/85/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. На современном этапе его развития недостаточно того, чтобы выпускник вуза успешно усвоил курс обучения и научился применять полученные знания на практике, необходимо также, чтобы он в процессе обучения научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Поэтому одной из приоритетных задач высшего образования выступает подготовка специалиста, готового к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности [8]. Особое место в исследовании обозначенного вопроса отводится исследованию потенциала самостоятельной познавательной деятельности в контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
В словарно-энциклопедической литературе «потенциал» может определяться как совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении [5, с. 347] или как некоей совокупности — навыков, знаний или способностей отдельных людей, организаций или секторов в отношении выполнения определенных ролей или изготовления конкретной продукции [10]. Опираясь на синтез содержания предложенных выше определений понятия «потенциал», мы пришли к выводу, что потенциалом самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза являются средства и способы данного вида деятельности, используемые в ходе решения познавательных задач в разных областях деятельности.
Изучение потенциала самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза представляется возможным на основе анализа понятий «средство», «средство познавательной дельности».
В словарно-энциклопедической литературе средство — все то, что необходимо для реализации цели [8, с. 83]. Опираясь на это положение, Коршунова Н. Л. подчеркивает, что смысловая связь между категориями «условие» и «средство» коренится в категории «возможность», которая в условиях представлена в обобщенном, идеализированном виде, а в средстве воплощается в действительность, обретая конкретные форму и содержание. Автор считает, что средство вне цели и вне деятельности не существует, поэтому средства взаимозаменяемы, и их можно представить в формализованной понятийной системе как переменные некой константы — условий [4, с. 9].
Придерживаясь точек зрения Н. Л. Коршуновой и Н. Н. Трубникова, под средствами понимаем все то, что необходимо для реализации цели, а именно — приемы, способы действий для достижения чего-нибудь; совокупность вещных элементов; орудия труда, приспособления и т. д.
Далее обратимся к выявлению содержания понятия «средства познавательной дельности». Поскольку познавательная деятельность рассматривается нами в контексте педагогического процесса, логичным будет рассмотрение понятия «средства обучения».
Учитывая содержание понятия «средства обучения», предложенного А. Ю. Коджаспировым и Г. М. Коджаспировой [3, с.142], сформулируем понятие «средства познавательной деятельности». Итак, средства самостоятельной познавательной деятельности — это материальные и идеальные объекты, которые служат источником информации или инструментами для усвоения её содержания. Характеристику средств познавательной деятельности студентов педвуза мы представили в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика средств самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза
№ п/п |
Название средства познавательной деятельности |
Характеристика средств самостоятельной познавательной деятельности |
|
Объекты, служащие источниками информации |
дидактические средства — словарно-энциклопедическая литература, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, материалы контроля знаний, сборники задач, инструкции для самостоятельной работы, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради; деятельность преподавателя, методы и формы организации учебной деятельности и т. д.; изображения и отображения модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи); материалы самостоятельно накопленного опыта познавательной деятельности — конспекты, сообщения, доклады, словари-справочники, дневники наблюдений и т. д. натуральные объекты — книги-первоисточники, музейные экспонаты (оригиналы, представляющие историческую ценность), образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, минералы и т. д.; описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты и т. д.; средства массовой информации — периодические издания (газеты, журналы и т. д.), радио, телевидение и т. д. |
|
Объекты, служащие инструментами освоения различных источников информации |
— технические средства: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; электронная техника (диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, магнитофоны, компьютеры); новые информационные технологии и т. д.; — инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качественного и количественного исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, приборы, которые могут являться также объектами изучения); — оборудование: учебно-производственное, учебное, демонстрационное и т. д.; — тренажеры (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т. д.; механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т. д.; светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т. д.; индивидуального, группового и поточного использования; с линейной или разветвлённой программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т. п.). |
Особая роль в современном образовании отводится электронным источникам получения информации, поскольку современное информационное общество выдвигает перед будущим учителем ряд непосредственно связанных с познавательной деятельностью задач: 1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; 2) самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; 3) четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены; 4) быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; 5) грамотно работать с информацией, обладать информационной культурой и т. д. [1, с. 54].
На основе анализа материалов исследования И. А. Цвелой [9] мы составили таблицу 2 «Современные электронные источники получения информации, используемые студентами педвузов».
Таблица 2
Современные электронные источники получения информации, используемые студентами педвузов
Название электронных источников информации |
Характеристика электронных источников информации |
Достоинства электронных источников информации |
Интернет |
Интернет — информационная среда, где имеется предметно-образовательная область, отражающая возможности глобальной сети, ее услуги |
Широкое общение, сближение, стирание границ между отдельными социумами; свободный обмен мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, вполне естественное желание познать новое, расширить кругозор и т. д. |
Электронные учебники и учебные пособия |
Электронные учебники: это литература нового поколения, объединяющая достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий |
Обеспечение доступа к электронному учебнику с любой машины, подключенной к сети Интернет, возможность включения в электронный учебник любого дополнительного материала через гиперссылки на внешние ресурсы Интернет |
Мультимедиа |
Мультимедиа — система современных ТС, позволяющих работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком (речь, музыка, эффекты), анимационной компьютерной графикой (рисованные фильмы, графика) в едином комплексе |
Важным достоинством мультимедиа является предоставление обучающемуся, практически на любом этапе работы с компьютерной программой, возможность осуществить выбор из нескольких альтернатив с последующей оценкой правильности выбранного шага. |
Электронные энциклопедии и практикумы, лекции, презентации, задачники, компьютерные деловые игры |
Обладают теми же качествами, что и Интернет-учебник |
Такие материалы могут использоваться самостоятельно или включаться в виде структурных элементов в состав электронных учебников |
Электронные библиотеки или каталоги библиотек |
Материалы библиотек мира и их каталоги в электронной версии |
Доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках. Доступность ресурсов библиотечной системы пользователю круглосуточно |
Следует заметить, что использование электронных ресурсов для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза не заменяет использование традиционных носителей информации знаний. Расширение доступа к электронным ресурсам должно дополнять, а не замещать работу с традиционными носителями информации.
Напомним, что потенциал самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза, кроме охарактеризованных выше средств, составляют способы данного вида деятельности, используемые в ходе самостоятельного решения познавательных задач.
Изучая способы самостоятельной познавательной деятельности, мы выявили, что для её успешного осуществления важное место отводится способам управления и контроля данного вида деятельности, поскольку для студента важно осознать суть проблемы, разработать план её решения, подобрать необходимые средства и наиболее рациональные способы решения обозначенной проблемы, довести решение познавательной задачи до конца и соотнести результаты работы с изучаемыми явлениями и т. д.
Далее, мы определили, что самостоятельная познавательная деятельность основывается на работе с информацией. В связи с этим возникает необходимость использования способов работы с различными источниками информации [6, с.18–19]. В данную группу способов познавательной деятельности входят: 1) методы поиска информации; 2) методы понимания (интериоризации) информации; 3) методы обработки информации; 4) методы накопления и систематизации информации; 5) методы представления информации (демонстрационные методы).
Третью группу методов самостоятельной познавательной деятельности, взаимодополняющую уже перечисленные и обеспечивающую её успех, составляют способы исследовательской деятельности. Выбор данной группы методов обусловлен тем, что результаты познавательной деятельности студентов педвуза должны отвечать научному уровню познания и выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-исследовательской работе в вузе. Исследуя вопросы организации учебно-исследовательской работы в вузе, Н. В. Ипполитова и Н. С. Стерхова [2, с. 84–94] указывают, что наиболее значимыми для высших учебных заведений являются индивидуальные (доклады, рефераты, статьи, сообщения, исследовательские проекты, курсовые, дипломные и ВК работы и т. д.), групповые (исследовательские кружки, сообщества, объединения, семинары, проблемные группы и т. д.) и массовые (Недели науки, конференции, форумы, симпозиумы, ассамблеи, конгрессы и т. д.) формы исследовательской деятельности.
Выделив группы способов самостоятельной познавательной деятельности, мы определили их содержание, которое отразили в таблице 3.
Таблица 3
Способы самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза
Название группы способов |
Содержание группы способов |
способы управления и контроля |
осознание сути проблемы; разработка плана решения проблемы; подбор необходимых средств и наиболее рациональных вариантов решения обозначенной проблемы; соотношение результатов работы с изучаемыми явлениями; регулярная фиксация результатов работы и отслеживание их динамики; чередование работы и отдыха и т. д. |
способы работы с различными источниками информации |
методы поиска информации: поиск учебной литературы по разделам («Общий», «Философия», «Религия», «Общественные науки (математика)», «Прикладные науки», «Искусство и спорт», «Литература и литературоведение», «История», «География») библиотечного каталога: персональному, тематическому картотечному; алфавитному, систематическому, предметному; учетному, служебному, алфавитному, сводному и электронному; поиск информации в системе Интернет: указание адреса страницы; передвижение по гиперссылкам; обращение к поисковому серверу (поисковой системе); поиск информации в действиях преподавателя физической культуры; поиск информации посредством повседневной познавательной деятельности — наблюдение, беседы, опросы и т. д. |
методы понимания (интериоризации) информации: следование заданному или выбранному направлению действий; прогнозирование событий; изложение мыслей другого человека своими словами; формулировка излагаемой в тексте проблемы; выявление сути изучаемого текста; разбиение текста на смысловые куски; составление глоссария; выявление связей и отношений, характеризующих данный фрагмент реальности; анализ и репродукция техники двигательного действия преподавателя и т. д. |
|
методы обработки информации: составление плана; составление схем; составление таблиц; тезирование; аннотирование; конспектирование; реферирование; контент-анализ различных видов информации (зрительной, слуховой, двигательной и т. д.); |
|
методы накопления и систематизации информации: составление картотек; составление тематических каталогов; составление баз данных; составление портфолио; составление фото-, видео-, аудиорядов с последовательным изображением элементов двигательного действия; собирание пазла целостного двигательного действия из элементов; систематизация двигательных действий по признакам и т. д. |
|
методы представления информации (демонстрационные методы): составление презентаций и слайд-шоу; составление портфолио; подготовка кейсов самостоятельной познавательной деятельности; оформление фото-, выставок результатов самостоятельной познавательной деятельности; демонстрация спортивных достижений во время смотров-конкурсов и т. д. |
|
способы исследовательской деятельности |
теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта и т. д.); эмпирические методы (педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (интервью, беседа, анкетирование и др.); методы математической статистики и т. д.). |
Итак, проведенное теоретическое исследование показало, что:
- потенциалом самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза, являются средства и способы данного вида деятельности, используемые в ходе решения познавательных задач;
- к средствам самостоятельной познавательной деятельности относится все то, что необходимо для реализации цели данного вида деятельности (самостоятельное решение познавательных задач), а именно — материальные и идеальные объекты, которые служат источником информации или инструментами для усвоения её содержания;
- для успешного осуществления самостоятельной познавательной деятельности необходимо использование трех групп методов: 1) способы управления и контроля данного вида деятельности; 2) способы работы с различными источниками информации; 3) способы исследовательской деятельности.
Литература:
1. Диканская Н. Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования / Н. Н. Диканская. — Ставрополь, 2000. — 182 с.
2. Ипполитова Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов вуза в свете компетентностной парадигмы образования [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Актуальные проблемы непрерывного образования: сборник научных статей / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. — Москва-Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010. — С. 84–94.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176 с.
4. Коршунова Н. Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике [Текст] / Н. Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1. — М.: Педагогика, 1991. — С. 9.
5. Словарь психолога-практика [Текст] / сост. Ю. Головин. — Изд 2-е, перераб. и доп. — Минск: Харвест, 2003. — 976 с.
6. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с.
7. Стерхова, Н. С. Развитие познавательной самостоятельности будущих учителей физической культуры [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. С. Стерхова, Е. А. Шамонин; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. — 128с.
8. Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат» [Текст] / Н. Н. Трубников. — М.: Высш. школа, 1968. — 120 с.
9. Цвелая И. А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования / И. А. Цвелая. — Брянск, 2000. -167 с.
10. Kay, M. Глоссарий терминов обследования. Электронное здравоохранение. ВОЗ 6. Глобальное обследование электронного здравоохранения. — 2005г. [Интернет ресурс] / M. Kay, J. Dzenowagis, М. Olesen, P. Boucher. — Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/622/word.