Формирование и развитие у учащихся колледжей способности самостоятельного получения и переработки учебной информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Музафарова, Н. Г. Формирование и развитие у учащихся колледжей способности самостоятельного получения и переработки учебной информации / Н. Г. Музафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4182/ (дата обращения: 16.12.2024).

Основной задачей по планированию и подготовке учебного занятия является выбор, упорядочение и структурирование учебного содержания и его дидактическое обоснование преподавателем. При этом увязываются профессионально-научные, педагогические и образовательные аспекты специальной дидактики. Решающими факторами для определения содержания образовательных программ являются требования к будущей деятельности потенциальных специалистов. Его отбор осуществляется на основании принципов, как например:

1. Научность. 2. Принцип доступности/доходчивости. 3. Принцип связи теории и практики. 4. Принцип ориентирования на учебную цель. 5. Принцип планомерности. 6. принцип самостоятельности. 7.Принцип наглядности. 8. Принцип контроля, выходящего за рамки одного учебного предмета.

На основе этих принципов планируются, организуются и проводятся учебные занятия. При организации учебного процесса основное внимание надо уделять формированию и развитию у учащихся способности самостоятельного получения и обработки нужной информации.

Восприятие информации осуществляется через сознание. Знание о способствующих восприятию общих условиях открывает возможность управления эффективностью/устойчивостью учебных процессов. Эмпирические исследования части запоминания учебного содержания, в зависимости от способа восприятия информации, показали, что самостоятельное, близкое к практике получение информации с самостоятельным принятием решения ведет к наиболее интенсивному сохранению в памяти.

Если сделать дидактические выводы, то для формирования и развития у учащихся способности самостоятельного получения информации необходимо обеспечить следующее:

способствование самостоятельности учащихся на уроках

оптимизация наглядности урока преподавателям с учетом разнородного типа учащихся в составе группы

активизация к самостоятельному учению

мотивация к самостоятельной работе

Ниже приводятся виды самостоятельного получения информации из разных источников:

  1. Получение информации из непосредственной действительности

Работа с собраниями для отдельного, частного и сравнительного рассмотрения

Гербарийсобрание растений; Препараты (нативные препараты, препараты для длительного хранения, висячая капля); Образцы материалов; Образцы деталей и т.д.

Посещения и экскурсии (обнаруженная действительность)

Посещения предприятия; Посещение ярмарок и выставок.

Наблюдения

Производственные/ технологические процессы; Поведение животных; Растения в различные вегетационные периоды; Силовая передача у машин и инструментов и т.д.

Опыты и эксперименты (подготовленная действительность)

Опыты на открытом воздухе; Опыты в лаборатории или в кабинете для изучения спец.предмета в виде демонстрации преподавателем или как опыт, проводимый учащимися..

б) Получение информации при помощи технических средств обучения

Технические средства обучения передают лишь вторичный, переданный опыт действительности, так что он не является самой реальностью, а лишь ее отображением или имитированием. Правда, они позволяют в короткое время и в условиях школы наглядно объяснить действительность и в рамках информационного поиска вносят свой вклад в получение информации.

в) Классические средства обучения:

  1. Слайды и слайд- презентации позволяют наблюдателю устойчивое получение информации благодаря выбору времени рассмотрения и возможному повторению.

Требования:

  1. Подготовка содержания, соответствующего учащимся

  2. Однозначность и понятность содержания информации

  3. Точное представление содержания

Рабочие рекомендации:

  1. Целенаправленное применение – никакой чрезмерной нагрузки (при более продолжительных пассивных учебных фазах способность к концентрации снижается и учащиеся утомляются)

  2. Поддающиеся учету рабочие задания для сохранения внимания

  3. Итоговое закрепление ключевых суждений

  1. Модели - это упрощенные, абстрактные отображения реальности или имитирование технического продукта в уменьшенном масштабе.

Требования:

Обязательно указывать на объем сокращения/упрощения и возможные акцентирования

Рабочие рекомендации:

  1. структурная модель – разборная, но неподвижная

  2. действующая модель – разборная и подвижная

  1. Фильм (видео) - это электронный метод для записи и воспроизведения динамических изображений, которые можно сохранять на носителях информации.

Суда входит: Аналогичная запись на магнитной ленте, аналогичная обработка:; Цифровая запись на магнитную ленту, цифровая обработка; Цифровая запись на видеодиск DVD или жесткий диск; Цифровая запись на карту памяти, чаще всего более сильное сжатие.

Преимущества:

Освоение нового и непосредственного восприятия труднодоступных областей действительности; Оптимальное наглядное представление развития, событий, процессов движения в целом и пр.; Представление отдельных явлений в более масштабных предметных и смысловых взаимосвязях; Применение особых технических возможностей, как например, ускоренная съемка, замедленная съемка.

Рабочие рекомендации:

  1. Подготовка использования при помощи постановки перед учащимися учебной цели и раздачи рабочих заданий и заданий по наблюдению;

  2. Лимитировать время использования (не дольше 20 минут);

  3. Оценка использования при помощи контроля заданий и ответов на открытые вопросы.

Фильм – это вспомогательное средство для наглядного представления учебного содержания – он не для самого обучения.

  1. Печатные средства (учебники и специальная литература, специальные журналы, инструкции по эксплуатации и т.д.).

Требования:

  1. соответствие учащимся по своему объему и выражению;

  2. актуальные и совместимые по содержанию;

  3. конкретные и наглядны в представлении;

  4. доступные для приобретения.

Рабочие рекомендации:

  1. Заложить основные знания об информационном поиске и конспектировании;

  2. Заложить основные знания о терминах и иностранных словах;

  3. Предписания по наводящим вопросам для структурирования технических текстов

  4. Контроль успеваемости = анализ со стороны учащихся + ответы на вопросы.

V. Персональный компьютер со стандартным и пользовательским программным обеспечением и доступом к сети Интернет

Обусловленное стремительным развитием во всех областях экономики, знание недолговечно и получение информации приобретает новое значение. При этом увеличивающуюся потребность в образовании не могут удовлетворить ни традиционная культура учебы и обучения, ни традиционные методы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Кто хочет дорасти до требований информационного общества, тот должен постоянно актуализировать свою компетенцию в обращении с новыми техническими средствами обучения (и средствами массовой информации) и вновь и вновь актуализировать поток информации на долгие времена в профессиональной жизни.

Мы должны интенсивно готовить наших учащихся к этой самоуправляемой учебе на протяжении всей жизни. Методические рекомендации для конкретных примерных ситуаций могут быть руководством для преподавателей и помочь построить алгоритмы для аналогичного образа действия.

Нами разработаны «Этапы для самостоятельного получения специальной информации»:

1. Понять проблемную ситуацию. 2. Планирование образа действия. 3. Определение источников информации. 4. Приобретение необходимой информации. 5. Запоминание/сохранение полученной информации. 6. Предварительная обработка представленной информации. 7. Анализ и оценка информации. 8. Целенаправленный выбор важной информации. 9. Запоминание/сохранение выбранной информации. 10. Применение информации. 11. Оценка результатов.


Шаги действия по структурированию руководства к действию.
Определение цели работы в содержании и объеме: определение пр
едельно допустимого рабочего времени

    1. шаг: Структурирование работы, покрытие дефицита знаний и определение потребности в информации

    2. шаг: Подготовка поиска, стратегия поиска, при использовании сети Интернет: информационно-поисковые машины, каталоги

    3. шаг: Поиск, оценка информации, определение предпочитаемой информации, сокращение информации

    4. шаг: Переработка информации, документирование на жестком диске, информационном носителе или распечатка

    5. шаг: Контроль, обобщение и оценка результатов работы

Учеба при помощи руководства к действию предлагает пользователю целый ряд преимуществ:

  • возможность индивидуальной и комплексной учебы;

  • возможность самостоятельно регулируемой учебы под собственную ответственность;

  • возможность дифференцировать согласно предыдущим успехам;

  • возможность повысить чувство собственного достоинства и усилить учебную мотивацию;

  • возможность содействовать готовности к кооперации и способности работать в команде;

  • возможность развивать способность к решению проблем.

Однако существует целый ряд проблем реализации:

  • учащиеся должны признать необходимость самостоятельного поиска и получения информации;

  • способность самостоятельно действовать индивидуальна и соответственно должна развиваться преподавателем дифференцированно;

  • работа с цифровыми информационными носителями и сетью Интернет в том числе и на занятиях по специальному предмету требует основополагающей аппаратно-технической базы, ресурсов помещений и персонала, а также несложной школьной организации;

- преподаватель нуждается в широкомасштабном опережении по отношению к учащемуся; специальная, педагогическая и психологическая компетенция дополняются техническим образованием;

  • подготовка и разработка руководства к действию требует от преподавателя затрат времени.

Методика самостоятельного получения специальной информации:

Часть 1. Обращаться к учащимся; Понятная интеграция запланированного получения знаний по предметной области/специальности; Пробудить у учащихся любопытство к самостоятельному получению специальной информации в частности при помощи выбранных информационных источников, описать причинную связь между компетенцией в обращении с техническими средствами обучения и перспективными возможностями использования, выявить ограничения; Руководить чтением информационных источников, наводящие вопросы могут в общих чертах структурировать процесс, простая последовательность шагов с целью создания алгоритма, точное описание действий; для учащихся контроль за наглядным описанием или включенным видом на экране; Предусмотреть дифференциацию по предыдущим достижениям .

Часть 2. Применение цифровых информационных носителей или Интернет страницы в вымышленной проблемной ситуации; Ясное описание проблемы; Формулировка задания на поиск ;Определение носителей данных для учета результата; Определение условий контроля; Итоговая мотивация с точки зрения дальнейших возможностей применения цифровых технических средств обучения.

Преподаватель выступает на протяжении всего процесса получения знаний в качестве наставника. Он организатор, учебный консультант, модератор и информатор. Он определяет временные рамки, в случае сомнения поддерживает учащихся и контролирует результаты работы. Его способность интегрировать содержание руководства к действию в текущий урок по спец.предмету в значительной степени определяет мотивацию учащихся и успех работы.


Литература:

  1. Леонтьев А. Деятельность, сознание, личность. Берлин, 1987

  2. Гальперин П.Я. К вопросам психологии. Берлин, 1980

  3. Матерн, Б.; под руководством Хакера, В. Психологическая регуляция трудовой деятельности: внутренние модели – стратегии в требованиях к системам человек – машины, требование и нагрузка. Берлин, 1976

  4. ERTMER, P.A., NEWBY, T.J., MacDougall, M.: Student’s Responses and Approaches to Case-Based Instruction. American Educational Research Journal 1996, 33, S. 719-752.

Основные термины (генерируются автоматически): получение информации, техническое средство обучения, возможность, самостоятельное получение, учащийся, учебное содержание, Цифровая запись, информационный поиск, магнитная лента, специальная информация.


Похожие статьи

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Развитие учебно-материальной базы и формирование информационной среды в общеобразовательной школе

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Похожие статьи

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Развитие учебно-материальной базы и формирование информационной среды в общеобразовательной школе

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Задать вопрос