К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Архипова Наталия Петровна, Маганева Елена Геннадьевна, Юдина Лариса Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 09.04.2014
Статья просмотрена: 235 раз
Библиографическое описание:
Архипова, Н. П. К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. П. Архипова, Е. Г. Маганева, Л. П. Юдина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5412/ (дата обращения: 11.12.2024).
По результатам комплексной диагностики на психолого-медико-педагогической комиссии детям часто ставится диагноз: задержка психического развития смешанного генеза, даются рекомендации обучать ребенка по учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VII вида (СКОУ YII вида).
Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть социальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние годы перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии становится социальная адаптация в условиях интеграции. Одним из вариантов интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедрена в образовательных организациях Самарской области. Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет:
1) избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение;
2) создать условия для их проживания и воспитания в семье;
3) обеспечить их постоянное общение с нормально-развивающимися детьми; 4) способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Работа с детьми с ОВЗ должна строиться на оказании со стороны педагога различных видов помощи: стимулирующей, направляющей, обучающей. В профессиональной деятельности необходимым условием является расширение знаний педагога по проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ. С учетом этого в работе педагогов присутствует системный подход к реализации поставленных целей, он включает в себя:
- планирование работы с родителями детей с ОВЗ;
- проведение в начале учебного года анкетирование детей с ОВЗ с целью выявления их интересов;
- планирование тематики видов коррекционной деятельности педагога в процессе проведения уроков и внеурочных мероприятий;
- диагностику уровня обученности и воспитанности с применением различных методов и приемов: фронтальный опрос, тестирование, письменные задания.
Рассмотрим несколько наиболее распространенных моделей реальности, возникающих при работе с детьми с ОВЗ.
Для обучающихся с выраженным общим недоразвитием речи характерна несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении построить грамматически правильно оформленное предложение, в затруднении логически связано передать содержание рассказа, в неправильном анализе и синтезе слов. Коррекционную работу следует начинать с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. Затем осуществить переход к работе над предложением.
Следующий этап работы — формирование связной речи. На данном этапе обучающимся предлагается выполнить различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий и творческий), затем задания по составлению рассказов (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану). Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия с уточнением представления о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги.
Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуск гласных букв, пропуск или добавление слогов в слове. Первый год коррекционной работы завершается развитием звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Учитывая, что у обучающихся с мягко выраженным общим недоразвитием речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание, память). На протяжении всего первого года коррекционной работы в занятия должны быть включены задания, направленные на развитие этих процессов.
Обучение действиям с числами обучающихся данной категории строится на неабстрактном материале. Допускается при решении примеров использовать счетный материал, линейки в течение длительного времени. Изучение таблицы сложения и вычитания (умножения) в пределах 10, 100 строится по такому же принципу. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ является алгоритмизация. Это различные памятки — инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки помогают правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.
Следует отметить, что стойкие затруднения у обучающихся с ОВЗ вызывает решение составных арифметических задач. От обучающегося требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Особое внимание следует уделять этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, необходимо научить обучающегося вычленению в ней наиболее трудного звена и предложить выполнить упражнение, которое подготавливает обучающегося к восприятию материала. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние). Целесообразно «погрузить», ввести каждого обучающегося в задачу как действующее лицо. Обучающийся должен представить себе, как он едет в поезде, собирает урожай, делает покупку. Слова задачи должны быть понятны им. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации важно использовать наглядные действия или чертеж. При решении задачи следует оказывать помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Обучающийся записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись педагога для обучающегося с ОВЗ промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи, а также составление алгоритма разбора задачи, по которому он успешно выполнит ее.
Для восполнения пробелов в знаниях обучающихся с ОВЗ и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности. Дифференцированные задания с учетом особенностей обучающегося с ОВЗ способствуют преодолению пассива его развития, восполнению пробелов в знаниях; заложат основу для успешного изучения им курса математики.
В свою очередь изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила: слова — предмет — кто? что? — это существительное; слова — одинаковый корень — это родственные слова. Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.
Для детей с ОВЗ необходимо организовывать внеурочное общение:
- создавать форумы по интересам;
- проводить викторины, соревнования, игры, олимпиады, конференции, конкурсы.
Это проблема важна, так как большинство обучающихся детей с ОВЗ не имеют культуры работы в форумах, в конкурсах, и в связи с заниженной самооценкой или запущенностью по предмету они не стремятся участвовать в предложенных мероприятиях. Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности. Приведем несколько примеров построения внеурочной деятельности в нашей образовательной организации.
Программа «Домисолька» приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности. Наряду с эстетической важностью и художественной ценностью пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей и в значительной степени способствует решению задач охраны здоровья детей.
Программа внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и обеспечивают чтение произведений различных по содержанию и тематике. Программа построена таким образом, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы обучающегося.
На основе программы «Маленький мастер» незаметно для обучающихся проводится большая коррекционно-развивающая работа. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Занятия стимулируют развитие памяти, мыслительные процессы. Материалы и система занятий подобраны в последовательности с учетом сезонных изменений в природе, событий в окружающей жизни и по степени усложнения.
Программа внеурочной деятельности «Мой друг — компьютер» актуальна в связи с тем, что компьютерная техника все больше проникает в повседневность и предусматривает знакомство обучающихся с элементами компьютерной грамотности. Программа имеет коррекционную направленность, так как дети осваивают обучающие игры, способствующие развитию памяти, логического мышления; помогающие закреплять вычислительные навыки и навыки правки орфографии. В процессе обучения осуществляется коррекция познавательных процессов: внимания, воображения, а также недостатков развития мелкой моторики рук и замедленной реакции (за счет работы с клавиатурой компьютера). Развивается способность одновременно включать в работу зрительный, двигательный и слуховой анализаторы. Значимый результат работы по названной программе — повышение самооценки обучающегося, его успешность.
В воспитательной работе большое значение придаем преодолению негативного отношения детей к учению, созданию доверительных отношений со взрослыми, формированию ученического коллектива на основе привлечения каждого обучающегося к активной общественно полезной деятельности и посильному производственному труду.
Таким образом, педагогическая интеграция формирует у обучающихся с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, а коррекционная работа с ними основана на диагностике проблемы, сборе информации о проблеме и путях ее решения, проведении консультации на этапе принятия решения и разработки плана решения проблемы, помощи на этапе решения проблемы.
Большое внимание необходимо уделять родителям обучающихся, поскольку многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разным жизненным ситуациям.