Автор: Нарженкова Татьяна Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 15.08.2016

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Нарженкова Т. Н. Особенности формирования метапредметных результатов у детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 373-376.



1 сентября 2016 года в силу вступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт направлен на обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся, имеющих особые образовательные потребности, на повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подходов в образовании, повышение конкурентоспособности выпускников, формирование комфортной социокультурной среды в образовании и включение родителей в образование школьников [4].

Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития (далее ЗПР) в современной литературе описываются довольно разные категории детей, для которых характерно временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения [2, 3].

У детей с ЗПР в разной степени наблюдаются какие-либо нарушения внимания, памяти, восприятия и/или других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ЗПР Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО) представлена в двух вариантах: вариант 7.1 для обучающихся с ЗПР к моменту поступления в школу достигших уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме со сроком обучения 4 года и вариант 7.2 для обучающихся с ЗПР к моменту поступления в школу с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы со сроком обучения 5 лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.

Результаты немногочисленных исследований показывают, что у школьников с особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, метапредметные учебные действия. Эти школьники затрудняются предлагать общие приемы решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на варианты решения задач. Им трудно понимать смысл художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи. Учащиеся с особыми образовательными потребностями испытывают сложности в формировании и реализации компонентов универсальных учебных действий, связанных с организацией учебной деятельности — регулятивных. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, т. е. целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов. Кроме того, у этих обучающихся недостаточно сформирована саморегуляция деятельности, в особенности — волевой аспект.

Особые трудности вызывает овладение коммуникативными универсальными учебными действиями, обеспечивающими социальную компетентность. Школьники с ограниченными возможностями здоровья часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству; не умеют четко формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации; затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнера, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, продуктивный диалог [5].

Именно поэтому обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование Адаптированной основной образовательной программы (с программой коррекционной работы), специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций [1].

Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Метапредметные навыки — это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов [6].

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [4].

Для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах организовывается инклюзивное обучение, то есть совместное обучение нормально развивающихся детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах.

Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Основная цель общеобразовательного учреждения — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Задачи педагога — организация в классе безбарьерной, предметно — развивающей среды; создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития корректировать их развитие создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности; создание как можно больших возможностей для их самостоятельной жизни; привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса; организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Для повышения качества коррекционно-развивающей работы необходимо выполнение следующих условий: формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать; побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью; установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса: работа в парах (объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища); групповая работа по одной теме (объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы); ученик вместо учителя (объясняет тему); подготовка сообщения по теме. Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах:

  1. Ориентировочный: учитель четко формулирует задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род, число, падеж, подчеркнуть и т. д. (выбор остается за ребенком);
  2. Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку);
  3. Контрольно-оценивающий: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект — рефлексия). Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Учитель подбирает необходимый наглядный материал — картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки. В то же время ученик, в процессе совместной работы с классом усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают все ученики.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности. Стандарт предлагает 1–2 часа ритмики и не менее 5 часов внеурочной деятельности, носящей коррекционно-развивающий характер. Эти занятия должны быть использованы на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи, совершенствования мыслительных операций и мелкой моторики, то есть направлены на формирование именно тех важнейших и необходимых умений, которые нужны конкретной группе детей или отдельному ребенку для успешного овладения метапредметными учебными действиями.

К сожалению, не во всех школах есть такие специалисты, как психологи, дефектологи и логопеды. К счастью, их можно привлекать из других организаций, создавая сетевое взаимодействие. Но, так как специалисты очень сильно загружены своей работой, то, чаще всего, вся нагрузка по коррекционно-развивающей работе ложится на плечи педагога. А поскольку не все педагоги в должной мере владеют специальной психологией и педагогикой, то, на мой взгляд, самый оптимальный вариант — составление программы внеурочной деятельности совместно с логопедом (дефектологом) или психологом, где специалисты помогут педагогу провести входную диагностику, подобрать наиболее эффективные упражнения для устранения дефекта и составить мониторинговые исследования после прохождения каждого блока программы, а затем, просмотрев (проанализировав) полученные результаты предложат работу по дальнейшей коррекции.

Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР — это родители. Очень часто бывает так, что они остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования). Стандарт же предлагает проводить не только просветительскую работу с родителями, но и сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и классные мероприятия. Очень многие родители ввиду разных причин (занятость на работе, образовательный уровень, состояние здоровья и т. д.) не задумываются о том, какую огромную роль в воспитании ребенка играет семья, как на развитие их дитя влияют внутрисемейные отношения, семейные традиции, отношение родителей к детским переживаниям, к вредным привычкам, к спорту, чтению и т. д.). Задача педагогических работников не только об этом рассказывать, но и помогать родителям самосовершенствоваться вместе с детьми в вопросах обучения и воспитания.

Итак, из-за определённых индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития универсальные учебные действия формируются сложнее. Поэтому, для того чтобы помочь детям успешно осваивать образовательный стандарт, в школе создаются специальные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей. Для этого в образовательном учреждении разрабатывается специальная система работы, которая отражается в Адаптированной основной образовательной программе (в программе коррекционной работы, программе внеурочной деятельности), согласованной работе учителя начальных классов со специалистами и (или) педагогами, реализующими программу коррекционной работы и родителями (законными представителями) обучающихся. Каждое образовательное учреждение разрабатывает свои модели и подходы к формированию метапредметных результатов. В этом вопросе оно опирается на разработанные и утвержденные примерные образовательные программы, опыт работы коррекционно-развивающих и интегрированных занятий с детьми ЗПР (своих педагогов и педагогов специальных (коррекционных) школ VII вида), на новые научные исследования в области коррекционной и (или) инклюзивной педагогики и психологии и исходит из кадрового обеспечения (используя возможности сетевого взаимодействия) и материально-технических условий.

Литература:

  1. Калашникова С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Школьная педагогика. — 2015. — № 2.
  2. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. http://www.studfiles.ru/preview/2379729/
  3. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Лекция № 2 ЗПР. Понятие «задержка психического развития». http://www.studfiles.ru/preview/3349580/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2004 № 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / http://минобрнауки.рф/documents/5132
  5. ФГОС: Выявление особых общеобразовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  6. Формироваие метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС. М. В. Литовченко http://www.zavuch.ru/methodlib/427/116175/#sthash.LAuSXMFf.dpbs
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, начального общего образования, задержкой психического развития, внеурочной деятельности, особыми образовательными потребностями, коррекционной работы, основного общего образования, программу коррекционной работы, метапредметных результатов, решения учебных задач, уровне основного общего, Адаптированной основной образовательной, реализующими программу коррекционной, особые образовательные потребности, особых образовательных потребностей, учителя начальных классов, духе сотрудничества, основной образовательной программы, детьми ЗПР, атмосферы эмоционального комфорта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос