Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 3795 раз

Библиографическое описание:

Колдунова, К. П. Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / К. П. Колдунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 651-656. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27799/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены особенности психомоторики детей с ОНР, а также описывается проведенное исследование психомоторики детей с недоразвитием речи и с нормой речевого развития. Автором выдвигается предположение, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью проявлений, проводится сравнительный анализ результатов детей обеих групп. Исходя из результатов исследования заключается, что логопедическое воздействие должно осуществляться дифференцированно с учетом механизмов выявленных нарушений и структуры речевого дефекта.

Ключевые слова: ОНР, психомоторика, общая моторика, ручная моторика, артикуляторная моторика, мимическая моторика.

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.Как показали исследования М. М. Кольцовой, развитие речи ребенка находится в тесной взаимосвязи с состоянием его моторной функции. Это объясняется тем, что в коре головного мозга двигательные, речевые зоны и проводящие пути анатомически близки и функционируют взаимосвязано. [2]

Дети с ОНР, являются основным контингентом групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу.

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации; снижение «двигательной» памяти, которое выражается в нестойкости формирования двигательных навыков; трудности в овладении выразительными движениями; неспособности осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации (упражнения типа «двигательные перевертыши»).

При выполнении основных видов движений (бег, прыжки, метание, бросание, лазание, упражнения в равновесии) у детей с ОНР наблюдается несогласованность движений рук и ног, несоблюдение направления движения, чрезмерные наклоны головы; при прыжках наблюдается отсутствие амортизирующих движений; метание осуществляют без замаха, у них не наблюдается активных движений рук, туловища и ног и т. д.

Чем не благополучнее анамнез, тем тяжелее речевой дефект и в большей степени нарушены психомоторные функции у ребенка [2].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил предположить, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью проявлений. Следовательно, логопедическое воздействие должно осуществляться дифференцированно с учетом механизмов выявленных нарушений и структуры речевого дефекта.

Для подтверждения этого утверждения нами было проведено исследование психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и с нормой речевого развития.

В исследовании принимали участие дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение детский сад. В исследовании приняли участие 24 ребенка, из них 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень речевого развития), они составили экспериментальную группу, и 12 детей того же возраста с нормальным речевым развитием, они составили контрольную группу. Средний возраст испытуемых — 6 лет.

Методика эксперимента включала в себя следующие разделы: исследование состояния общей, ручной, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры.

Для исследования психомоторной сферы дошкольников экспериментальных и контрольной групп, были подобраны и апробированы следующие методики: «шкала моторной одаренности» Н. И. Озерецкого, представляющая собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической и динамической координации, скорости, отчетливости движений и двигательной памяти [1]; метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 16 лет из «Практикума по возрастной психологии» под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, для детей 5–6 лет [3]; упражнения на выявление особенностей кинетического и кинестетического праксиса [3]; тестовая методика экспресс — диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (в методике использованы речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой (1988г.) и Е. В. Мальцевой (1991г.)) [5]; обследование моторики артикуляционного аппарата (методика Г. В. Бабиной) [4]; тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам) [4].

Так же психомоторная сфера дошкольников дополнительно оценивалась по следующим параметрам: статическая координация движений; динамическая координация движений в процессе последовательно организованных движений; динамическая организация движений в процессе одновременно организованных движений; скорость движений; двигательная память; отчетливость движений. При диагностике мимической и артикуляционной моторики параметр «динамическая организация движений в процессе одновременно организованных движений» не выделялся.

Качественный анализ полученных результатов дал возможность в соответствии с имеющимися особенностями разделить дошкольников на 4 группы, каждая из которых характеризуется разным уровнем сформированности психомоторики (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение детей ЭГ иКГ по уровням развития психомоторики

Уровень

Кол-во детей КГ (чел.)

Кол-во детей ЭГ (чел.)

Высокий

10

0

Средний

2

0

Ниже среднего

0

9

Низкий

0

3

Процентное распределение детей по уровням развития психомоторики показано на рисунке.

Рис. 1. Распределение детей ЭГ и КГ по уровням развития психомоторики на констатирующем этапе (%)

Сравнительная оценка развития психомоторики дошкольников с ОНР и с нормой речевого развития по выделенным нами параментрам показана на рисунках 2–5.

Рис. 2. Сравнительная характеристика состояния общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием

Рис. 3. Сравнительная характеристика состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием

Рис. 4. Сравнительная характеристика состояния артикуляторной моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием

Рис. 5. Сравнительная характеристика состояния мимической моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием

Итак, в 1 группу с высоким уровнем развития вошли 10 дошкольников с нормальным речевым развитием. У детей данной группы отмечается сформированность всех изучаемых параметров психомоторики и нет нарушений церебральных уровней организации движений.

Во 2 группу со средним уровнем развития психомоторики вошли 2 дошкольника с нормальным речевым развитием. У этих детей отмечались нарушения статики, динамики, скорости движений. Нарушения статики проявлялись в недлительном удержании равновесия (не более 7–8 секунд из 10 необходимых), в одном случае ребенок, теряя баланс, пытался удержаться за стоящий рядом стул. У детей вызвали трудности задания, требующие согласованной работы разных групп мышц и быстрого переключения с одного элемента на другой. Так, при выполнении прыжков с места без разбега через ленту дети задевали ее при прыжке ногами, приземлялись на пятки, более трех раз меняли темп наматывания нитки во время маршировки. Отмечался медленный темп выполнений заданий при исследовании состояния ручной моторики, с появлением сопутствующих движений. При исследовании состояния артикуляторной моторики отмечалась смазанность, нечеткость артикуляции, неполный объем движений и быстрая утомляемость. Мимика детей достаточно выразительна.

На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности руброспинального уровня (А), уровня синергий (В) и нижнего подуровня пространственного поля (С1).

В 3 группу с уровнем развития психомоторики ниже среднего вошло 9 дошкольников с ОНР. Моторика этих детей отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью движений. Нарушения статики проявлялись в значительной трудности сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей, а также в трудности удержания заданной артикуляторной позы. У детей данной группы снижены динамические характеристики движений, недостаточно сформирована целевая точность, пространственная организация двигательного акта. Так, дети падали или касались руками пола после прыжка через ленту, легко садились на пол без помощи рук, но не могли без этой помощи подняться. Движения рук чаще всего выполнялись в неровном темпе, с нарушением их амплитуды с напряжением пальцев при удержании карандаша, с многочисленными синкинезиями. Отмечалась аритмичность, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц артикуляторного аппарата.

На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности уровней (А), (В), (С1),а также пирамидного уровня организации движений (С2).

Наконец, в 4 группу с низким уровнем развития психомоторики вошли 3 дошкольника с ОНР. У детей данной группы отмечается низкий уровень развития двигательных качеств, низкая степень сформированности двигательных навыков, слабо развиты координационные способности, недостаточно сформирована их произвольная регуляция и пространственная организация, нарушена смысловая сторона двигательного акта, что проявляется в трудностях запоминания инструкции в полном объеме. Наибольшие затруднения у детей возникли при выполнении тестов на исследование двигательной памяти. Дети либо суетились, либо выполняли задание очень медленно. Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечались трудности перехода от одного двигательного элемента к другому.

На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности уровней (А), (В), (С1), (С2), а также теменно-премоторного, кортикального уровня (D), отвечающего за смысловую организацию и реализацию движений.

Из рисунков 2–5 видно, что у детей ЭГ в отличие от детей КГ, в определенной мере страдают все изученные компоненты психомоторики. Наиболее значимые различия обнаружены по следующим показателям: динамической координации движений, двигательной памяти и скорости движений. Внутри изучавшихся групп также наблюдались значительные индивидуальные различия.

На основе полученных данных нами были определены рекомендации по коррекции нарушений психомоторики у детей с ОНР. Построение содержания методических рекомендаций осуществлялось с учетом качественного своеобразия нарушений психомоторики в каждой из выделенных в ходе констатирующего эксперимента групп. Учитывая общие особенности моторной сферы у детей II,III,IV групп, мы предлагаем и общие направления работы.

Так, при работе с этими детьми необходимо особое внимание уделять развитию статической и динамической координации движений, устранению нарушенного согласования двигательного акта с внешним пространством и развитию зрительно-пространственной ориентировки. Тренировка координации, точности и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий. В связи с несовершенством работы пирамидного уровня организации движений частной задачей при работе с детьми III группы является развитие скорости движения и целевой точности. При работе же с детьми IV группы важно особое внимание уделять не только развитию технической стороны двигательного акта, но и совершенствованию смысловой его стороны, что обусловлено нарушением нормального участия теменно-премоторного, кортикального уровня (D).

Литература:

  1. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями / Т. В. Кабанова, О. В. Домнина. — М.: Гном, 2010. — 104 с.
  2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.: Сов. Россия, 1973. — 345 с.
  3. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 704 с.: ил.
  4. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
  5. Семенова М. Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста / М. Г. Семенова, Н. А. Горст // Естественные науки. — 2009. — № 2 (27). — С.153–155.
Основные термины (генерируются автоматически): детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, нормальным речевым развитием, координации движений, организации движений, динамической координации движений, уровня организации движений, уровнем развития психомоторики, скорости движений, следствием несформированностью согласованной, движений рук, детей ЭГ, координация движений, организованных движений, организация движений, несформированностью согласованной деятельности, психомоторики детей, двигательного акта, сформированности психомоторики, детей КГ.


Ключевые слова

общая моторика, ОНР, психомоторика, ручная моторика, артикуляторная моторика, мимическая моторика., мимическая моторика

Похожие статьи

Задать вопрос