Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Токарева О. В. Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6025/ (дата обращения: 14.08.2018).

Развитие общей и мелкой моторики у детей является одним из приоритетных направлений педагогической работы. В процессе становления инклюзивной практики в образовании вновь приобретают актуальность вопросы работы над моторикой уже применительно к современному обновленному контингенту учащихся, а именно особенности работы по развитию мелкой моторики руки у детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ.

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей общей моторики. В ряде работ отмечается недостаточность мелкой моторики руки у детей с речевой патологией, и особенно у детей с нарушениями интеллекта. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаика, конструктор, пазлы), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др. [3]

Зарубежные исследования также показывают, что для правильного развития моторной координации у детей необходимо раннее педагогическое вмешательство с целью развития компенсаторных координационных механизмов и предупреждения развития негативных изменений в развитии личности [5].

В результате проведенного Винтаевой Т. Н. исследования установлено, что к началу школьного обучения ни у детей с интеллектуальной недостаточностью, ни у детей с нарушениями речи не наблюдается того уровня развития общей и мелкой моторики, который характерен для нормально развивающихся детей того же возраста. Вместе с тем выявлено, что и нормально развивающиеся первоклассники к моменту поступления в школу не всегда овладевают навыками координированных действий с предметами [1].

Основываясь на данных исследования, просматривается необходимость осуществления педагогической работы по развитию ручной моторики и у детей с нормальным развитием и у детей с ОВЗ.

Также отметим, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на этапе его завершения существуют определенные требования к освоению образовательной программы. Например, Е. О. Смирнова выделяет следующие характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, способность разрешать конфликты, положительное отношение к себе и к другим; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, мастерить поделки из различных материалов и т. п. [2]

На наш взгляд, занятия, направленные непосредственно на развитие ручной моторики способствуют не только решению непосредственно основных задач, но и задач социализации детей, развитию позитивного отношения к своей личности и личности другого, а также к осуществляемой деятельности. Для достижения указанных целей занятия конструктивной деятельностью (мастерские по изготовлению продуктов детской деятельности, реализация проектов и другие формы) могут быть интегрированы с игровой, художественной деятельностью, что существенно повышает мотивацию детей к деятельности.

Для развития ручной моторики в настоящее время используется большое количество разнообразных техник. Педагог имеет возможность выбирать материал, с которым будет работать, исходя из возможностей того контингента детей, который представлен в инклюзивной группе. Это может быть оригами, аппликация, в том числе с использованием природного материала, круп, тканей, квиллинг, рисунок песком, гратташ, теневые игры, пальчиковый театр и другие техники. Работа может осуществляться и индивидуальным способом, но с целью достижения целей развития коммуникативных способностей и осуществления социального взаимодействия детей целесообразнее использовать малогрупповой или групповой метод, на этапе знакомства и выполнения индивидуальных заданий возможна работа в парах. При подборе детей в малые группы или пары зарубежные авторы рекомендуют группировать детей разных способностей с целью развития взаимопонимания и взаимовыручки в процессе сотрудничества между детьми. При выборе данной педагогической стратегии основная задача педагога заключается в грамотном педагогическом сопровождении процесса совместной деятельности педагога и детей.

А. П. Овчарова выделяет следующие этапы процесса сопровождения:

подготовительный;

психолого-педагогической диагностики;

аналитический;

коррекционный;

завершающий. [4]

Остановимся подробнее на коррекционном этапе, где осуществляется работа в соответствии с поставленной целью, в нашем случае развитием мелкой моторики руки.

Задачи коррекционно-развивающей работы педагога решаются в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей. Для нас наиболее важными представляются следующие:

Здоровье:

-          сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребенка;

-          развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Социализация:

-          формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

-          формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Познание:

-          формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

-          развитие речи как средства познания.

Коммуникация:

-          развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-          развитие устной речи во всех видах детской деятельности.

Художественное творчество:

-          формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

-          удовлетворение потребности детей в самовыражении.

С целью повышения эффективности развития ручной моторики мы используем на занятиях здоровьесберегающие педагогические технологии: приемы самомассажа и массажа рук с помощью массажных мячиков, эспандеров, тренажеров, а также пальчиковую гимнастику в сочетании с артикуляционной.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста позитивно воспринимают обучение приемам самомассажа рук (пальцы, ладони, кисти и предплечья). Техника выполнения массажных приемов адаптируется педагогом для каждого ребенка. Сложности, возникающие у детей с особенностями развития, компенсируются выполнением приемов массажа педагогом или другим ребенком при работе в парах. Занимая по времени всего 5–10 минут, самомассаж, как здоровьесберегающая технология, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Большинство средств развития мелкой моторики носят индивидуальный характер воздействия. Роль педагога при этом состоит в том, чтобы учить детей общению друг с другом, умению увидеть, когда нужно проявить участие и оказать поддержку другому ребенку, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Если работа проводится в парах, где один из детей имеет особенности развития, важно, чтобы другой ребенок был личностно готов к общению, то есть позитивно воспринимал ситуацию. Педагог при этом является носителем образцов взаимодействия, предлагая детям примерить на себя различные социальные роли: преподавателя, своего помощника. Важно учитывать индивидуальные особенности личности ребенка. Одни дети постоянно соперничают со сверстниками, стараясь лидировать, у них преобладает эгоистическая мотивация. Другие стараются всем помочь, для них главное — интересы группы, общие игры. Это ребенок с альтруистической мотивацией. Для третьих важно каждое требование взрослого, выступающего в роли учителя. У них сильным оказался мотив достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Из удовольствия от совершения похвального поступка появляется первичное чувство долга. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует. Эти особенности возраста могут стать большим подспорьем в работе педагога при умелом использовании.

Работа над развитием мелкой моторики не исчерпывается системой занятий, насколько бы регулярными и грамотно организованы они ни были. Развитие движений — физиологический процесс, нуждающийся в постоянном подкреплении практикой. Как следствие, нельзя обойти вниманием и работу с семьями детей. Работа с родителями проводится в различных формах: мастер-классы, семейное коллективное творчество, наглядные пособия, распечатки комплексов гимнастики и пальчиковых игр, консультации специалистов, выставки продуктов детского творчества. Развитие моторики должно стать образом жизни для ребенка, что и следует донести до родителей. За недостатком времени можно развивать моторику, включая ребенка в обычные домашние дела (перебирание крупы при приготовлении пищи, приготовление теста, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Нельзя забывать и приемы массажа и самомассажа, пальчиковой гимнастики, которым следует научить родителей. Выполнять их нужно и перед учебной деятельностью и перед любой другой, требующей скоординированной работы рук. Можно добавить игровые варианты, играть всей семьей. Остается добавить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

1.                  Винтаева, Т. Н. Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторного компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] / Т. Н. Винтаева. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-

2.                  melkoi-motoriki-v-svyazi-s-razvitiem-sensomotornogo-komponenta-rechi-u-pervoklas.

3.                  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.google.com/document/d/

4.                  1GAim6M9Q52ENarfQvHDD57ww3ykTdPHoTUxgzyIedV8/edit?pli=1.

5.                  Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_

6.                  Razvitie_sensornoi_sferi/index.html.

7.                  Овчарова, А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии интеллекта [Электронный ресурс] / А. П. Овчарова. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii.

8.                  Missiuna, C. Children with Developmental Coordination Disorder: At home, at school, and in the community [Электронный ресурс] / C. Missiuna, L. Rivard & N. Pollock. — Режим доступа: http://dcd.canchild.ca/en/EducationalMaterials/resources/dcd_developmental_

9.                  coordination_disorder_home_school_community_booklet.pdf.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное образование, нормальное развитие.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста... ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как... ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное образование, нормальное развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста... ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как... ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное образование, нормальное развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Задать вопрос