Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 854 раза

Библиографическое описание:

Матвеева Л. Н., Галкина Е. М. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 604-607. — URL https://moluch.ru/archive/149/41968/ (дата обращения: 18.06.2018).



Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребёнка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму.

Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти.

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые — Йосиро Цуцуми и Намикоси Токудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста разработаны такими психологами, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. А непосредственно развитием мелкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др.

По мнению В. А. Сухомлинского, «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [4].

Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения действий, которые должны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный — лучше поиграю с машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется». При развитии тонкоординированных движений руки необходима систематическая тренировка, но... это должно быть не механическое повторение движений, а осознаваемое» [1].

Е. Е. Соколова и О. Т. Тарасова отмечают, что «детям дошкольного возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее — вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и рече-двигательного аппарата неразрывно связаны» [3].

Кроме того, мы наблюдаем и другие трудности, например, не всегда получается правильное написание элементов, теряется рабочая строка, рука быстро устаёт, довольно часто встречается «зеркальное» письмо. Также многие дошкольники не различают, где находится право, где лево, что такое страница, а что такое лист, в связи с этим они не укладываются в общий темп работы.

Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта и совершенствования навыков ручной умелости. Однако важно учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте следует только готовить к письму, а не обучать ему, чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть в связи с формированием неправильной техники письма.

Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук. От развития мышц руки, а именно, скоординированности движений, ловкости кистей, пальцев зависит зрелость мелкой моторики, а также точность выполнения графических движений. В связи с этим мы предположили, что если разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс в старшей группе комплекс упражнений по развитию мелкой моторики, то подготовка руки к письмуустарших дошкольниковбудет проходить более эффективно.

При подборе заданий и упражнений для комплекса мы учитывали то, что в основе письма лежат двигательные и графические навыки.

Ю. М. Тонкова, ссылаясь на исследования В. А. Силивон, отмечает, что двигательные навыки предусматривают:

‒ лёгкость руки, развитость мелкой мускулатуры пальцев, сенсорно-двигательную связь и координацию, которые позволяют выполнять произвольные движения более точные по скорости, силе, размаху и направленности;

‒ развитость пространственной двигательной координации и ориентации на ограниченной плоскости: клеточке, строке, линейке; быстрое нахождение правой и левой сторон;

‒ сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;

‒ развитость аналитического восприятия и способности к воспроизведению буквенных знаков или предметных изображений поэлементно-целостным способом.

Графические навыки включают:

‒ умение красиво и ненапряженно (т. е. легко) рисовать вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии);

‒ умение легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона;

‒ сохранение устойчивой правильной позы при письме или рисовании [5].

Кроме этого, выделяют следующие направления, по которым следует развивать детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму:

‒ чувство ритма (умение координировать слово и движения в заданном темпе);

‒ ручная умелость (рисование, лепка, конструирование);

‒ пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги);

‒ графические навыки (раскрашивание, штриховка, копирование по образцу, по точкам и т. д.).

Для развития мелкой моторики рук и подготовки руки к письму применяют следующие упражнения и методические приёмы:

‒ пальчиковые игры;

‒ массаж кистей рук;

‒ манипуляции с мелкими предметами (вырезание ножницами, перебирание зёрен или круп, застёгивание пуговиц, конструирование, нанизывание бусин, завязывание веревочек, собирание мозаики);

‒ рисование;

‒ лепка (из пластилина, глины, теста);

‒ аппликация;

‒ игры с песком и водой;

‒ специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Отдельные задания дети выполняют в ходе непосредственной образовательной деятельности, например, лепке из пластилина, глины или соленого теста, конструировании, рисовании, аппликации согласно планированию.

Кроме этого, детям предлагаются пальчиковые игры, упражнения для подготовки руки к письму, а также происходит обучение технике самомассажа и пальчиковой гимнастике. Все эти упражнения вошли в разработанный нами комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников (рис.1).

Рис.1. Структура комплекса упражнений, направленного на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников

Целесообразно вести подготовку к обучению письму одновременно во всех направлениях. В игровой деятельности необходимо формировать у детей интерес к графическим упражнениям, при этом ставить перед ними игровые задачи: «Нарисовать предмет по точкам», «Соединить точки», «Нарисовать узор по клеточкам» и т. д. Такие игровые упражнения дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Предлагая детям различные упражнения, важно помнить, что необходимо соблюдать гигиенические правила письма, чтобы дети не были перегружены, выполняли задания с удовольствием. Наиболее сложными для детей являются задания в прописях и штриховки. После такой работы обязательно проводится пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук. Соблюдая такие правила письма, дети легче преодолевают трудности, которые возникают с технической стороны.

Для диагностики готовности руки к письму у старших дошкольников и определения эффективности комплекса была выбрана методика тестирования школьной зрелости Керна — Йирасека, который предполагает выполнение трех заданий «Рисунок фразы», «Рисунок точек», «Рисунок человека» [2]. Все три задания методики направлены на определение степени развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать.

При сравнении результатов выполнения заданий теста на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента выявлено более существенное повышение показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Так, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем готовности к письму увеличилось на 31 %, детей с низким уровнем стало на 23 % меньше, тогда как в контрольной группе эти показатели изменились на 8 % и 15 % соответственно.

Это доказывает эффективность разработанного комплекса упражнений для подготовки старших дошкольников к письму через развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, практическая значимость нашего исследования определяется возможностью использования разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие мелкой моторики, в практической деятельности воспитателей детского сада в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму, а также может быть рекомендован родителям дошкольников.

Литература:

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. ‒ Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 304 с.

2. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М.: Просвещение, 1991.‒ 303 с.

3. Соколова Е.Е, Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. ‒ М.: Просвещение, 1969.‒ 52 с.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньса школа, 1985. — 557 с.

5. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). ‒ М.: Буки-Веди, 2012. ‒ С. 137–139.

Основные термины (генерируются автоматически): подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая моторика, развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, комплекс упражнений, упражнение.


Ключевые слова

мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос