Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 07.03.2014

Статья просмотрена: 2492 раза

Библиографическое описание:

Гердт, Н. А. Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал» / Н. А. Гердт. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 184-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5262/ (дата обращения: 24.12.2024).

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа. Сущность и явление понятия «профессионально-творческий потенциал» рассматривается с точки зрения понятийного древа. Акцент делается на анализе и сравнении понятий в категориальном ряду.

Ключевые слова: профессиональное образование, потенциал, творческий потенциал, профессиональный потенциал, профессионально-творческий потенциал, актуальность, активность, возможности, условия, профессия, профессионал, творчество, творец.

This article presents the essential aspects of the formation of the concept of «professional creativity» as one of the priorities of modern education. The article investigates the concept as an object of phenomenological analysis. The essence of the phenomenon of the concept of «professional and creative potential» is considered from the point of view of the conceptual tree. The emphasis is on analysis and comparison of the concepts in the categorical row.

Keywords:professional education, potential, creativity, professional capacity, professional creativity, relevance, activity opportunities, conditions, profession, professional, creative, creator.

В настоящее время идёт коренное преобразование в области СПО, так как новые ФГОС диктуют современные требования к уровню обученности и развития выпускника нового поколения. Весь образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие студентов. Вот почему на первые позиции при обучении будущего специалиста современного производства выдвигаются требования в обеспечении максимального роста профессионально-творческих способностей студента как ведущей функции современного образования, формирования профессионально-творческого потенциала студента как непререкаемой доминанты успешной трудовой деятельности в производстве.

Однако, само по себе понятие «профессионально-творческий потенциал» требует анализа таких понятий как «потенциал», «профессия», «профессионализм», «профессионал», «профессиональный потенциал», «творчество», «творец», «творческий потенциал». Логика нашего исследования предполагает рассмотрение этих понятий по заданной схеме.

 
 
 

Рис. 1

Рис. 2

Начать свою работу мы бы хотели с определения понятия «потенциал» (от лат — «сила») — в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой силы.

Но если «разобрать» понятие потенциал на составляющие, то становится ясно, что оно сформировано из нескольких педагогических дефиниций.

1.                   Активность — динамическое свойство человеческой деятельности, свойство её собственного движения; динамика как источник преобразования.

2.                   Актуальность — важность, значительность чего-либо (свойства, явления, процесса и т. п.) для настоящего момента, современность, существенность, злободневность.

3.                   Возможности — наличие условий, благоприятных обстоятельств, способствующих осуществлению чего-либо (по Ефремовой).

4.                   Условия — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. (С. Я. Батышев)

При наличии лишь всех этих четырех составляющих мы можем говорить о потенциале.

Понятие

Определение

Автор

Потенциал

(от лат.potentia — сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для какой-нибудь задачи, достижения определённой цели, возможности определённого лица, общества, государства в определённой цели

Советский энциклопедический словарь — М.,1982.с. 1058

Потенциал

Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области

Социологический энциклопедический словарь — М., 1990.с.254

Потенциал

Источники, возможности, средства, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели: совокупные возможности индивида, организации,

Толковый словарь терминов и понятий. М.: «Нива России», 1996

Потенциал

Внутренние возможности

С. И. Ожегов

Нетрудно догадаться, что понятие «потенциал» имеет внутреннюю структуру. И очень часто отсутствие или невозможность формирования профессионально-творческого потенциала говорит о неиспользовании всех составляющих этого понятия.

Методологическое значение категорий «профессия», «профессионал», «профессиональный потенциал» чрезвычайно необходимо для понятия объекта исследования «профессионально-творческий потенциал».

В современном мире основной составляющей жизни общества является работа. Невозможно формировать личность отдельно от трудовой деятельности, ведь профессиональное обучение даёт не только специалиста, обученного профессионально-квалификационным навыкам, но и личность, устремлённую в будущее.

Профессия

Определённый род трудовой деятельности, который возник в связи с разделением труда, требующий для его выполнения специальных знаний и трудовых знаний и трудовых навыков, приобретённых индивидом в результате специального обучения или практики. Профессия предопределяется содержанием и характером труда, требующим для создания продукции и специфическими условиями производства данной отрасли

Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева.- М., АПО. 1998.

Профессия

это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию.

Толковый словарь Дмитриева

Профессия

Род деятельности, требующая специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального или духовного производства, накладывающий на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективность исполнения обязанностей в системе общественного разделения труда.

Социально-психологический портрет инженера: по материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М., 1977. С. 21–22

Профессионализм

Хорошее владение своей профессией

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Профессионализм

Приобретенная в ходе учебной и практической деятельности

способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей;

уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач

Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева.- М., АПО. 1998.

Профессионал

Человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Профессионал

Лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия занятиями, пониманием дела и умениями.

Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева.- М., АПО. 1998.

Профессиональный потенциал

это перспектива развития профессиональных отношений личности к миру, которая состоит в приобретении новых, обусловленных профессией, средств познания, понимания, овладения, преобразования мира вещей, мира других людей, мира своего «я». Развитие профессиональных отношений к миру включает в себя и выражает еще многообразие жизненных отношений личности. Через развитие профессиональных отношений получают стимул к развитию другие жизненные сферы человеческого бытия.

Ефимова Е. А. Формирование творческой самореализации будущего педагога 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук 2007

Профессиональный потенциал

Часть способностей людей, которая непосредственно необходима и/или пригодна для выполнения профессиональных задач работников в организации (профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный и жизненный опыт и т. п.)

Толочек В. А. Современная психология труда. СПб., 2005. С.257

В трудах учёных (Заруцкого, Бояринцева) отслеживается тесная связь между понятиями «профессия»→«профессионал»→«профессиональный потенциал». Многомерность и взаимосвязь их определяется проблемностью и перспективностью, учётом специфики и новейшими достижениями в науке.

При правильном построении процесса обучения в профессиональной организации труд для будущего специалиста должен стать не только потребностью, источником дохода, но и необходимостью для творческого выражения собственного «Я», объектом получения удовольствия.

Перспективный работник отличается степенью творчества, степенью развития, степенью обученности и креативности. Работодатели нуждаются в разносторонне развитом специалисте, в котором основой являются профессионально-творческие способности как доминанта успешной трудовой деятельности и карьерного роста. Несомненно, каждый студент должен в процессе обучения овладевать базовыми знаниями будущей профессии, но без творческого потенциала стать грамотным специалистом практически невозможно. Однако очень маленький процент студентов видит в творчестве основу своего профессионализма, конкурентоспособности на современном рынке труда.

Понятию «творчество» посвящено огромное количество научных исследований и работ (Пахтусовой, Мясниковой, Черепановой, Лешер, Ступинина и др.), имеется множество противоположенных суждений, мнений, теорий. В определении сущности творчества все авторы пытались отобразить его особенности, рассмотреть это понятие в различных видах деятельности, найти и выделить что-то общее и индивидуальное, расчленить этапы на возрастные особенности, генетическую предопределенность и способы развития творческих способностей.

К. С. Петров, исследуя философские аспекты творческой деятельности человека, определил творчество «... как процесс получения новых социально значимых результатов. Он осуществляется в единстве и взаимопереходе социальной значимости и новизны, в диалектической «борьбе» объекта и субъекта творчества».

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Но даже если эта попытка будет удачной, всё равно ему необходим руководитель, который направит стремление в нужное русло, поможет посмотреть на мир с различных граней.

Мы представляем себе творческого человека как оригинально мыслящего, способного на нестандартные решения. Умения нестандартно мыслить и находить оригинальные решения — основная задача педагогов в развитии творческого потенциала студентов. Такое качество помогает создавать новое, оригинальное во взаимодействии с ЗУН.

Творчество

высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности», где в центре внимания — психолого-педагогический аспект проблемы

Педагогическая энциклопедия

Творчество

деятельность человека, создающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной ценностью. Являясь результатом усилий, труда отдельного человека, оно носит общественный характер

Большая советская энциклопедия

Творчество

высшая форма психической активности, самостоятельности; способность создавать нечто новое, оригинальное

Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса, М., «Академия», 1996 г., с. 41

Творчество

психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.). Особое место втворческом процессе занимает воображение, которое должно быть обеспечено знаниями, подкреплено способностями и целеустремленностью, сопровождаться эмоциональным тоном. Вся эта совокупность психической активности может привести к открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Учебное пособие «Общая психология» Под ред. В. В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с., ил.

Творчество

(англ. Creative potential) — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и обобщенно-исторической уникальностью. Это совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

БСЭ

Творчество

это успешный полёт мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее

Наука и искусство проектирования. Методы проектирования и научное обоснование решений. М.: «Мир», 1973, 264 с.

Творчество

Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей

С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка

Творец

Человек, который создает, создал что-нибудь творчески

Толковый словарь Ожегова

Творческие способности — это способность личности видеть привычные и повседневные вещи своим нетрадиционным, для него одного правильным взглядом. Эта способность напрямую зависит от широты кругозора человека. Чем выше уровень его развития, тем легче ему взглянуть на исследуемый объект с разных ракурсов.

Творческие способности постоянно «толкают» личность на стремление получения больших знаний не только в окружающем мире, в области своей основной деятельности, но и прогрессии в смежных областях.Мы считаем, что творческими способностей обладает каждый. Но у кого-то не было возможностей понять это, а у кого-то в нужный момент не нашлось человека, ведущего к формированию творческого потенциала.

Э Кей (1849–1926) предлагала для развития творческих способностей ребёнка использовать помимо школьного обучения семейное воспитание, выстаиваемое на методе естественных последствий, объединить обучение с реальной жизнью, включать детей в различные виды творческой деятельности. Для развития творческих способностей ребёнка главное организовать среду, с которой взаимодействует ребёнок, создать условия для упражнения природных сил в реальной жизни.     По сравнению с теорией свободного капитала 18–19 века учение о свободном воспитании ребёнка Кей отличалось новизной, поскольку это учение предписывало соблюдать и защищать права ребёнка.

Творческие способности

преобразование знаний

Учебник для гуманитарных вузов под общей ред. доктора психологических наук, профессора В. Н. Дружинина. Серия «Учебник нового века» 2001

Главной составляющей потенциала личности является творческий потенциал. При развитии потенциала увеличивается познавательный интерес к профессии, повышается интеллектуальный уровень, креативность личности, обнаруживаются особые успехи в решении творческих задач, повышается убеждённость в правильности своих поступков.

Т. Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.

Л. А. Даринская: «Творческий потенциал — это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал, по мнению автора, характеризуется через:

-          стремление значимости собственной личности (самореализацию);

-          творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

-          способность к самовыражению;

-          рефлексию собственной жизнедеятельности;

-          ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве.

Развитие творческого потенциала происходит в процессе решения различных задач, в которых ответ может быть как субъективным, так и объективным для каждой личности.

Творческий потенциал можно представить как сложное понятие, включающее в себя множество социальных, педагогических компонентов для преобразования окружающего мира в различных сферах деятельности. В той или иной степени «творческий потенциал» можно сравнить с «творческими способностями», которые выстраивают свою работу как отражение ЗУН в творческом разрезе достижения высокого профессионального уровня.

Неповторимость каждого студента мы можем понять ещё на первых занятиях, но умение реализовать себя как творческую личность с креативным мышлением дано далеко не каждому. Представить себя и самореализоваться как творческий профессионал способны не все. Основная масса студентов, да и педагогов, действуют по привычным, заранее отработанным нормам, где не нужно заботиться о формировании творческого потенциала, творчески мыслить и действовать.

Л. К. Веретенникова предлагает рассматривать творческий потенциал как интегральную характеристику личности. Она отмечает, что ядром творческого потенциала выступает способность личности к созиданию нового, оригинального, т. е. способность к творчеству. Вместе с тем творческий потенциал личности не может быть сведен только к этой способности, последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других качеств личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью, предполагает сформированность системы других, тесно связанных с ней и взаимопроникающих качеств личности. Среди них психические процессы, интеллект, направленность и другие. Веретенникова Л. К. подчеркивает, что каждый должен иметь возможность заниматься творчеством, и для этого должны быть развиты необходимые способности, умения. Проявлению творчества ребенка надо учить, следует своевременно позаботиться о формировании потребности в творческой деятельности с пробуждения к ней настоящего интереса.

Несомненно, творческий процесс по развитию творческого потенциала студентов должен быть непрерывен, так как эпизодическая деятельность малоэффективна и не приведёт к развитию творческого подхода к труду, к изобретательству. Формирование творческого потенциала — это непрерывная творческая деятельность тендема педагога и студента на протяжении всего срока обучения.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы — из всего этого в совокупности и составляют творческий потенциал.

С точки зрения Ю. Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития.

Ю. П. Саламатов в своей работе «Как стать изобретателем», говоря о творческом процессе, отмечает: «С творческими задачами человек сталкивается всю жизнь, но решает их далеко не всегда на творческом уровне. Что такое творческий уровень? Если сказать очень коротко, это простое решение задачи, кажущееся обыденному сознанию предельно сложной. Часто такие решения называют остроумными, изобретательными. Парадокс процесса создания нового состоит в том, что сложное новое сделать просто, а простое новое — чрезвычайно сложно. Иными словами, не всякое новое является продуктом творчества».

«Творческая... деятельность, — говорит А. Н. Леонтьев, — есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика) — нового, неизвестного для него научного знания, метода и т. п., но известного, как правило, в общественном опыте»

«Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. Внешние факторы играют значительную роль в развитии творческого потенциала, однако созидающей силой и его ядром являются внутренние факторы. Источником творческой активности человека является информационно — энергетический обмен, осуществляющийся за счёт мотивационно-деятельностного потенциала человека. Творчество рассматривается как пульсация энергии разных уровней» (Пышнограй Е. И.).

Творческий потенциал

(англ. Creative potential) — совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности

БСЭ

Творческий потенциал

(лат. potential — сила) — совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности

БСЭ

Творческий потенциал

это система личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, направленности, определяющих освоения педагогических инноваций, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности — творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения

В. Г. Рындак и Л. В. Мещерякова (В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). — М.: Педагогический вестник, 1998. — 116 с

Творческий потенциал

совокупность возможностей и способностей для освоения профессиональной деятельности

Андреев С. П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущих специалистов. — Екатеринбург, 2004

По мнению М. М. Зиновкиной основными составляющими профессионально-творческого потенциала специалиста являются:

1)                  обладание профессиональной квалификацией, определяемой квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта, а также ключевыми квалификациями и компетенциями

2)                  владение современными методологиями профессионального творчества;

3)                  сформированное творческое профессиональное мышление

4)                  развитые профессионально-творческие личностные черты, качества и способности

Профессионально-творческий потенциал

это совокупность свойств и качеств личности, необходимых и достаточных для успешного осуществления профессионально-творческой деятельности.

Андреев С. П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста // В сб. мат. всероссийск. научно-практ. конференции «Педагогические системы развития творчества» — Екатеринбург: РГППУ, 2004. — С. 6–8

На данном этапе современное общество развивается ускоренными темпами. Это сказывается и в потребности специалистов нового формата, ставит перед современным образованием новые цели и задачи в обучении студентов среднего профессионального образования. В настоящее время каждый выпускник СПО должен уметь максимально использовать свои способности, применять приобретённые умения и навыки в нестандартных ситуациях, профессионально правильно реагировать на изменения, происходящие в мире.

Формирование и активизация профессионально-творческого потенциала — основная задача современного образования. Но этот процесс не должен останавливаться на выпуске из средне специальной организации. Получить диплом специалиста — это не значит, что в будущем все выпускники смогут проявить себя как профессионально и творчески сформированные личности. Необходимо формировать этот потенциал систематически.

По определению С. И. Ожегова «формировать — придавать определённую форму, законченность; создавать, составлять, организовывать, сформировать». И этот процесс постоянен. А благодаря рассмотрению аспектов развития СПО с точки зрения истории мы можем сделать вывод, что формирование профессионально-творческого потенциала является одним из главных условий подготовки кадров. А сама проблема, много раз выходившая на передний план и уходившая в забвение, не теряет своей актуальности.

Литература:

1.         Адакин Е. Е. Теория и методика развития творческого потенциала студента: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / Е. Е. Адакин. — Кемерово, 2006

2.         Андреев С. П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста // В сб. мат. всероссийск. научно-практ. конференции «Педагогические системы развития творчества» — Екатеринбург: РГППУ, 2004. — С. 6–8.

3.         Бояринцева Е. А. Профессиональный потенциал в условиях информации Российского общества: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук: 22.00.03 / Е. А. Бояринцева.- Саратов, 2011

4.         Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Л. К. Ветеренникова. — Казань, 1997

5.         Гринь Г. В. Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Г. В. Гринь. — Москва, 2012

6.         Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000

7.         Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. -- М.: Приоритет-МВ, 2006. — 48 с.

8.         Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. В. Мясникова. — Чебоксары, 2010

9.         Нургалеев Л. Н. Развитие творческого потенциала профессионального училища: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Л. Н. Нургалеев. — Екатеринбург, — 2003

10.     Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 2000. 944с.

11.     Пахтусова Н. А. Формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях ВУЗов: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н. А. Пахтусова. — Челябинск, 2011

12.     Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса, М., «Академия», 1996 г., с. 41

13.     Советский энциклопедический словарь — М.,1982.с. 1058

14.     Социологический энциклопедический словарь — М., 1990.с.254

15.     Тигров В. П. Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.01/ В. П. Тигров. — Тамбов, 2009

16.     Толковый словарь терминов и понятий. М.: «Нива России», 1996

17.     Толковый словарь / под ред. Д. В. Дмитриевой. — ООО «Издательство Астрель». 2003

18.     Уварина Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: Диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / Н. В. Уварина. — Челябинск, 2007

19.     Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1998

20.     Яцкова О. Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века [Текст] / О. Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 73–76

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, способность, профессионально-творческий потенциал, профессиональное образование, творчество, творческая деятельность, профессиональный потенциал, современное образование, толковый словарь, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности

В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

К вопросу о соотношении категорий «компетентность» и «компетенции»

В статье рассматривается сущность и содержание категорий «компетентность» и «компетенция». Отмечается интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности. Приводится результаты анализа зарубежных и...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Похожие статьи

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности

В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

К вопросу о соотношении категорий «компетентность» и «компетенции»

В статье рассматривается сущность и содержание категорий «компетентность» и «компетенция». Отмечается интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности. Приводится результаты анализа зарубежных и...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...