Проведение заочных научно-практических конференций обучающихся как ресурс и продукт формирования культуры самостоятельной работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Проведение заочных научно-практических конференций обучающихся как ресурс и продукт формирования культуры самостоятельной работы / О. А. Козырева, А. А. Павловский, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5255/ (дата обращения: 16.12.2024).

Потребность развивающейся личности в самовыражении и самореализации объективно выделяет несколько направлений такого рода деятельности — спорт, наука, искусство и культура (в нашей ситуации мы исключили религию как форму и ресурс, продукт и механизм становления личности). Одним из феноменов, определивших в поле своего возделывания способы и средства, формы и методы, ресурсы и типы, приемы и условия самостоятельного повышения качества и количества планируемого и реализуемого продуктивного самовыражения и самореализации, — является культура самостоятельной работы [1, 2]. Полидефинитность понятия «культура самостоятельной работы» позволяет в условиях мультикультурного образовательного пространства найти способы и средства, методы и условия качественного решения субъектно-средовых противоречий, предопределяющих развитие и личности, включенной в систему полисубъектных и межгрупповых взаимоотношений, и среды в целом, состоящей из социально ориентируемых субъектов деятельности и общения, включенных в процесс сохранения и преумножения ценностей и богатств государства и народа.

Уточним понятие «культура самостоятельной работы» и приведем пример реализации идей данного процесса в структуре образовательных учреждений, описав одно из направлений определения сформированности — практику организации заочной научно-практической конференции для обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Под культурой самостоятельной работы будем понимать, с одной стороны — в нашем случае, — продукт и процесс самостоятельной верификации способов и форм продуктивной постановки и решения субъектно-средовых противоречий, фасилитирующих полноценное включение личности в социальные отношения, предопределяющих качество и возможности самодетерминации, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в одном или нескольких направлениях ведущей деятельности и общения, располагающих богатым оптом реализации модели «образование через всю жизнь».

С другой стороны, под культурой самостоятельной работы (КСР) будем понимать реализацию 4-хуровневой модели становления личности, в которой последовательно, своевременно, дополняя друг друга появляются дидактические новообразования — качественное владение всевозможными способами фиксации информации (объектный уровень сформированности КСР), качественное владение моделированием как ресурсом создания различных средств или инноваций, располагающих общество и личность к культурно-деятельностному самовыражению и самореализации (индивидуальный уровень сформированности КСР), своевременное включение моделируемых и уточняемых, верифицируемых и продуцируемых инноваций в личную практику (субъектный уровень сформированности КСР), распространение апробированных инноваций в широкие круги социальных и социально-профессиональных отношений и пространств (личностный уровень сформированности КСР).

В таком понимании и определении термина КСР необходимо пояснить, что культура самостоятельной работы обучающегося и культура самостоятельной работы педагога имеет общие корни, но уровень и качество, возможности и приоритеты, продукты и ресурсы формирования и сформированности данных процессов различаются качеством и количеством, уровнем и типом формируемых знаний, умений, навыков, компетенций, база которых представляет собой общеучебные знания, умения, навыки и компетенции, на основе которых субъект обучения и образования самостоятельно формирует частно-предметные, общекультурологические и профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, предопределяющие возможность и качество самовыражения личности в деятельности и продуктивную самореализацию в структуре освоения и детализации, верификации и модификации моделей ведущей деятельности и общения. Одним из самых удобных продуктов современной педагогической практики для изучения качества и возможностей саморазвития, самореализации и самовыражения личности является портфолио обучающихся [3, 4], а для педагогов — это профессионально-педагогический кейс [5, 6]. Формы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся собраны в источнике [1], уточнены и дополнены в источнике [2], практика формирования культуры самостоятельной работы у каждого обучающегося и педагога уникальна по природе и ситуативна по особенности и возможностям личности в структуре решения проблем и задач, дилемм и противоречий педагогически и социально, профессионально и личностно обусловленных явлений и процессов, феноменов и механизмов, ресурсов и продуктов.

В 2012/2013 уч. г. была апробирована возможность изучения особенностей сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся в структуре проведения заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося», проводимой на факультете физической культуре Кузбасской государственной педагогической академии 06–07 мая 2013 года, в этом году даты не будут измены и сроки проведения очередной заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» будут — 06–07 мая 2014 года.

Цель заочной научно-практической конференции обучающихся: создание условий осознания результатов обучения и образования обучающегося, содействие процессам самоопределения, социализации, саморазвития, самореализации, самосовершенствования обучающихся учреждений среднего и дополнительного образования, которую мы можем переформулировать для исследования в другой форме — изучение теории и практики моделирования портфолио в контексте сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося и различных педагогически связанных процессов — самоидентификации личности, самодетерминации личности, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в различных направлениях деятельности и общения, культуры и науки, искусства и спорта.

В участии заочной, научно-практической конференции принимали и будут принимать участие обучающиеся с 1 по 11 классы образовательных учреждений среднего и общего образования (МБОУ ООШ, МБОУ СОШ, МБОУ — лицей, МБОУ-гимназия), заявки на участие в конференции и портфолио принимались до 6 мая 2013 года по электронной почте konkurs-portfolio2013@yandex.ru, в этом учебном году также — до 6 мая 2014 года по электронной почте konkurs-portfolio2014@yandex.ru. Как обычно — в любой научно-практической конференции участникам, принявшим участие в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося», выдавались и будут выданы сертификаты об участии, а лучшие портфолио будут отмечены дипломами I-III степени заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Требования, предъявляемые к оформлению и выполнению портфолио обучающегося, сведены к следующим:

-          портфолио обучающегося может быть оформлен в текстовом редакторе MS Word или выполнены в презентациях PowerPoint;

-          портфолио должно содержать:

а) титульный лист, на котором отмечены фамилия и имя обучающегося, город, класс, педагог или родитель, выбранный в качестве научного руководителя;

б) содержание портфолио, отражающего результаты учебы, участия и номинаций в различных конкурсах, программах, кружках, секциях и пр., перспективы выбора будущей профессии и личной позиции обучающегося в его самоопределении и самореализации;

в) итоговый слайд или лист презентации, отражающий окончание работы обучающегося ОУ (образовательного учреждения) над портфолио; возможны пожелания и отражение личного мнения обучающегося.

В структуре реализации цели проводимой конференции были выделены различные направления изучения особенностей и возможностей становления личности и сформированности культуры самостоятельной работы, так появились первые теоретико-эмпирические и статистические расчеты, иллюстрирующие целостность и уникальность педагогически обусловленных явлений и процессов, связанных с продуктивным самовыражением личности [7], принадлежностью к той или иной выделяемой возрастной группе [9], затем выделились по различным видам и критериям приоритеты и направления, объединяющие участников конференции, — различные виды спорта [8], социального статуса [10], возможность подготовки будущих педагогов по ФК к участию в научно-практических конференциях обучающихся [11]. Возможность и качество моделирования портфолио обучающегося зависит от объективных, субъектных и субъективных факторов, некоторые из которых мы можем указать: принятие ценностей и норм культуры и образовательного пространства в соответствии с приоритетами и целями становления личности, самостоятельности и продуктивной самореализации (объективно), субъектной позиции личности и воспитательно-образовательного, антрополого-ноосферного мнения социальной (профессиональной) среды в структуре оценки значимости того или иного события или явления — конкурса или личностного общения и взаимодействия (две составляющие — субъектность и субъективность) и пр. Работа по изучению и формированию КСР обучающегося будет продолжена в различных ее формах, где научно-практическая конференция является наивысшей и объективной с позиции принятия норм культуры и нормального распределения способностей личности, включенной в социально-культурные и воспитательно-образовательные отношения.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учеб.-метод. пособ. к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

2.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2012. — 113 с.

3.         Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 38 с. [+прил. на DVD].

4.         Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учеб. пособ. /Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. — Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. — 46 с. [+прил. на DVD].

5.         Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. /И. А. Горбунова, О. А. Козырева.– Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+прил. на DVD].

6.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD].

7.         Руковицын, Н. А. Понятие самоидентификации и самореализации личности в контексте моделирования портфолио обучающегося / Н. А. Руковицын, О. А. Козырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 62–64.

8.         Козырева, О. А. Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой / О. А. Козырева, Н. В. Логачева, В. С. Ступин // Педагогика: традиции и инновации: матер. IV Междун.науч. конфер. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1–3.

9.         Лапыгина Е. В. Ресурсы, формы и методы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в структуре моделирования портфолио /Е. В. Лапыгина, О. А. Козырева //Образовательная среда сегодня: стратегии развития: сб. стат. Междун. заоч. науч.-практ. конфер. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 263–265.

10.     Комякова, И. В. Специфика моделирования портфолио детьми, оставшимися без попечения родителей,как социально-педагогическая проблема /И. В. Комякова, О. А. Козырева //Инновационные технологии образования: матер. Всеросс. науч.-практ. конфер. — Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. — С. 76–79.

11.     Идигешев, В. Р. Специфика подготовки будущих педагогов по ФК к моделированию портфолио обучающегося, занимающегося спортом /В. Р. Идигешев, С. А. Кириенко, О. А. Козырева // Педагогическая мастерская: матер. II Междун. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. — С.163–165.

12.     http://vk.com/portfolioxxi

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, научно-практическая конференция, I-III, культура, научно-практическая конференция обучающихся средних, образовательное пространство, участие, электронная почта.

Похожие статьи

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Похожие статьи

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования