Ежегодно на базе колледжа в рамках дуального обучения и в декаду профессиональных дисциплин проводятся мероприятия различного направления — круглые столы, конференции, внеклассные мероприятия на сцене колледжа, культурно массовые мероприятия за пределами учебного заведения, конкурсы и турниры. Их организация стала частью работы методической службы и предметно-цикловой комиссии. Но наиболее ценным мероприятием на мой взгляд является конференция, так как, именно обмениваясь опытом и взглядами, студенты получают достоверную информацию от своих товарищей и учатся не просто выступать, но и обосновывать свой выбор на определенной теме. Большим преимуществом является подготовка к конференции, сбор информации, способы ее донесения до оппонентов и возможно реализация основных идей в реальность.
Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является научно-практическая конференция [1].
Конференция (от лат. conferre — собирать в одном месте) — это форма коллективного обсуждения и изучения каких-либо актуальных проблем; собрание, совещание организаций, групп, государств, а также отдельных лиц для обсуждения и решения определенных вопросов. По видам конференции подразделяются на научные, практические и политические.
Педагогической наукой давно отмечен тот факт, что студенческая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, они активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у студентов формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности — от определения проблемы до защиты полученных результатов.
Научно-практическая конференция в Белгородском правоохранительном колледже ориентирована на развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности студентов и формирование универсальных навыков исследовательского характера. Организацией и проведением конференции руководит методическая служба, но подготовкой работ и студентов занимается педагогический состав. Каждый студент, желающий принять участие в данном мероприятии, определяется с темой выступления. Далее работа проводится в 3 этапа: этап сбора заявок, этап работы над исследовательским проектом и этап проведения конференции.
На первом этапе необходимо определиться с преподавателем, а именно куратором исследовательского проекта. Преподаватель дает заявку на участие в конкурсе методической службе, где заявленную тему и данные студента, готовившего исследование.
На втором этапе идет работа над проектом, а именно:
- Составляется план работы
- Изучается теоретическая часть
- Охарактеризуется и конспектируется исследовательская часть работы
- Описываются полученные выводы по заявленной теме
- Готовится доклад и презентация по заявленной теме выступления.
На третьем этапе проводится сама научно-исследовательская конференция, где жюри заслушивают работы и выставляют оценки студентам, лучшие работы награждаются дипломами 1–3 степеней, участники получают сертификаты, а преподаватели, подготовившие студентов к научно-практической конференции, получают грамоты от образовательной организации.
Познавательная активность выступает как метод получения новых знаний по неизученным ранее темам или разделам, а именно позволяет исследовать, изучать, выявлять что либо, отвечающее личным интересам студента. Познавательная активность дает возможность студенту углубиться в своих знаниях, изучить интересный вопрос более глубоко и индивидуально, под руководством руководителя проекта.
Конференции не могут полностью заменить самостоятельную научную работу, но они могут дополнить эту деятельность. Научные конференции полезны тем, что позволяют делиться опытом, общаться на научные темы и все это в неформальной обстановке, что, несомненно, влияет на качество научного процесса.
Научные конференции позволяет студентам ознакомиться с актуальными проблемами науки с непосредственным участием и под руководством куратора. При рассмотрении теоретической и практической части исследовательской работы студент имеет право обратиться за помощью наставникам практик и дуального обучения. В этом случае студент имеет большое преимущество, так как появляется возможность рассмотрения проблемы не только в теории, но и на практике. Возможность сопоставить теоретические данные с практической реализацией, выявить недостатки и пути решения, и если позволяют возможности, внедрить на небольшой промежуток времени полученные выводы в практику и закрепить положительный результат самостоятельно. В том случае, если есть положительная динамика от реализованных идеей, есть возможность участия в подобном мероприятии на более высоком уровне. Таким образом, конференции помогут не только ознакомиться с чужими открытиями, а также прийти к своим открытиям, убедиться в их правильность и получить и закрепить профессиональные навыки и знания. Помимо этого, каждый участник конференции учиться выступать перед публикой, развивает в себя новые качества, в том числе качества оратора, лидера и будущего специалиста.
Участие в конференциях позволяет развивать личные и профессиональные качества, что впредь пригодятся в работе. Некоторые работодатели ценят наличие подобного опыта как участие в конференциях, так как считают этот опыт полезным и необходимым для формирования профессионализма. Поученные грамоты, благодарственные письма и сертификаты студенты могут внести в портфолио. Участие в научных конференциях способствует знакомству с интересными людьми и работодателями.
Участие в научных студенческих конференциях поможет:
– выстраивать и грамотно излагать свои мысли;
– научиться использовать научный стиль в своих работах;
– научиться самостоятельно обрабатывать информация и готовить презентацию;
– уверенно отвечать на вопросы и научиться настоять на своём;
– научиться не бояться публичных выступлений;
– обогатить свой опыт и знания;
– убедиться в верном направлении учёбы;
– приобрести новых знакомых и единомышленников.
Участие в таких мероприятиях, несомненно, может дать хорошие плоды, развить нужные качества и дать толчок к личностному росту. И что не менее важно, студент, ведущий активную научную деятельность, который не боится дискутировать на волнующие темы и неоднократно «держал удар» на выступлениях зачастую попадает в поле зрения будущих работодателей.
Для большинства студентов участие в научной конференции первый опыт исследовательской деятельности. Все темы конкурсных работ должны быть актуальны на данное время и практикоориентированны. Исследования должны содержали элементы новизны, быть ориентированы на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса. Темы, выбранные конкурсантами, под руководством кураторов проектов, должны быть исследованы и изучены за время подготовки к конференции, должны быть сделаны конкретные выводы по проблематике вопроса. Ценным будет являться творчество, интеллектуальная продуктивность, генерация новых идей студентами. Обязательным элементом каждой исследовательской работы должна являться практическая часть, основанная на собственных исследованиях автора. Все конкурсанты должны продемонстрировать практическую часть своей работы, представив самостоятельность изучаемого вопроса.
Участие в Конференции для студентов — это хороший урок публичного выступления, где они оттачивали свое мастерство выражать мысли. Публичные выступления развивают уверенность и повышают самооценку.
Опыт организации конференции показал, что в результате работы над исследовательским проектом, подготовки к конференции у учащихся экспериментальной группы наблюдается развитие исследовательского характера, что дает возможность правильно и глубоко изучать и подготавливать курсовые работы к публичной защите, правильно и грамотно ставить перед собой проблемные вопросы и находить пути решения, внедрять предложенные идеи в практику и делать аргументированные выводы.
У студентов наблюдается повышение уверенности в результате, снижение страха неудачи в собственной деятельности, повышение интереса к содержанию учебного предмета информатики, а также формирование целого ряда универсальных учебных действий исследовательского характера.
Таким образом можно сделать вывод, что цель проведения конференций в учреждениях СПО:
– стимулирование интереса студентов к изучению и исследованию актуальных проблем в различных областях знаний и жизнедеятельности;
– повышение престижа и популяризация научных знаний и интеллектуально-творческой деятельности среди студентов;
– выявление, поддержка творческих и талантливых студентов.
– формирование предпосылок к социальной адаптации студентов, развитие у них коммуникативных навыков;
– обмен опытом в интересах дальнейшего повышения уровня проектной и исследовательской деятельности;
– создание электронной коллекции творческих работ студентов, которую можно использовать в учебном процессе;
– выявление и поощрение преподавателей, ведущих учебно-исследовательскую работу со студентами.
Литература:
- Малышева Е. Н., Галиева Ф. М., Петрова В. В. Методические рекомендации по организации научно-практической конференции «телекоммуникационные технологии» В 9 КЛАССЕ // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10–9. — С. 2060–2063;