Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.11.2017

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Заборчук, Ю. Н. Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта работы) / Ю. Н. Заборчук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2814/ (дата обращения: 16.11.2024).



Портфолио — это своеобразное «досье достижений» человека, которое характеризует сферу его интересов, степень адаптации в коллективе, уровень профессиональных качеств, основные черты характера.

Систематическое пополнение портфолио несомненно может помочь ребенку самоопределиться в жизни, правильно выбрать дело, которым впоследствии он будет заниматься, ведь грамотно выстроенный материал при определенных условиях формирует понимание того, что ребенку по-настоящему интересно, что лучше всего получается, где он может наиболее полно проявить свои способности. Недаром специалисты говорят, что сначала надо несколько лет поработать на портфолио, а потом уже портфолио будет работать на тебя.

Пополнение портфолио будет способствовать повышению трудолюбия ребенка, росту его знаний, что поможет затем во взрослой жизни быть успешным человеком.

В нашем классе успешно ведётся работа по составлению портфолио. В папках содержится богатый материал, начиная с общих сведений об ученике, заканчивая его достижениями в той или иной области. Здесь все интересно: чем увлекался во внеурочное время, и в каких конкурсах и соревнованиях принимал участие, и в каких местах побывал с классом, с родителями, что нового узнал, чему научился. Фотографии, замечательные рисунки, авторские произведения в стихах и прозе на различные темы — это ли не те самые «вехи», позволяющие ребенку обозначить свое «я»?

Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что использование портфолио является здоровьесберегающей технологией, которая позволяет повысить стрессовоустойчивость ребенка и способствует скорейшей адаптации его в коллективе.

Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова:

‒ создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

‒ максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

‒ развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

‒ формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

‒ формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

‒ приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

‒ формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

В нашем классе мы используем электронный вид портфолио. Считаем что оно имеет ряд преимуществ:

  1. Всегда яркое и насыщенное фотоматериалами, без лишних материальных затрат, и, вместе с тем компактное;
  2. Подразумевается, что учащемуся среднего и старшего звена гораздо интереснее и удобнее работать с электронным носителем, чем с бумажным;
  3. У детей с нарушениями зрения и графомоторных функций бумажная версия портфолио практически невозможна (плохо видят и медленно пишут, а некоторые дети вообще не могут писать). Заполнение таких портфолио, как правило, осуществляется родителями и, как правило, в выходные дни. В результате родитель весь день занят, а ребёнок остаётся без прогулок и мероприятий выходного дня. Мы категорически против этого!

Девизом нашей работы с портфолио ученика является фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Наша работа строится следующим образом:

В создании портфолио заняты почти все основные педагоги класса.

Титульный лист, раздел «Моя учёба» и «Достижения» курирует учитель, «Общественная работа» и «Творчество» — воспитатель, «Мои впечатления» — родители, «Мой мир» — дефектолог, в постоянном контакте со всеми участниками.

Основная масса материала находится в классе- детские работы, фотографии с уроков и занятий. Фотоматериалы, которые есть у родителей дома, они пересылают нам по электронной почте. Нам же на месте остаётся лишь поместить файлы в соответствующий раздел.

При работе с портфолио мы соблюдаем следующее:

‒ за компьютером ребёнок проводит не более 7–10 минут раз в неделю;

‒ работа с портфолио ведётся только при наличии положительного эмоционального настроя,

‒ прямое, ведущее участие ребёнка. Он должен сам подбирать фото и прочие материалы.

Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру:

Титульный лист

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Раздел «Мой мир»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы»небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Раздел «Моя учёба»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Моё творчество»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

Раздел «Мои впечатления»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Раздел «Отзывы ипожелания»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!". А что если вместо того же «Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей».

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «Работы, которыми я горжусь»

Раздел «Содержание»

Этот лист придется обновлять довольно часто.

Систематическая работа с детским портфолио поможет учителю, воспитателю и родителям, и младшим школьникам решать важные задачи:

Своевременно отмечать успехи каждого учащегося;

Проследить индивидуальный рост успешности учащегося;

Формировать самооценку;

Учить ребёнка добиваться решения поставленных задач.

Литература:

  1. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т. В. Светенко, И. В. Галковской. — Псков: ПГПИ, 2003.
  2. НовиковаТ. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт-М.:2012
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Аcademia, 2000
  4. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. (Учебно-методическое пособие). Издательский дом «Академия», — М.: 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): раздел, ребенок, Работа, начальная школа, портфолио, титульный лист, активное участие, небольшой рассказ, портфолио ученика, творческая деятельность.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Задать вопрос