Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта работы)
Автор: Заборчук Юлия Николаевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 12.11.2017
Статья просмотрена: 301 раз
Библиографическое описание:
Заборчук, Ю. Н. Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта работы) / Ю. Н. Заборчук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2814/ (дата обращения: 16.11.2024).
Портфолио — это своеобразное «досье достижений» человека, которое характеризует сферу его интересов, степень адаптации в коллективе, уровень профессиональных качеств, основные черты характера.
Систематическое пополнение портфолио несомненно может помочь ребенку самоопределиться в жизни, правильно выбрать дело, которым впоследствии он будет заниматься, ведь грамотно выстроенный материал при определенных условиях формирует понимание того, что ребенку по-настоящему интересно, что лучше всего получается, где он может наиболее полно проявить свои способности. Недаром специалисты говорят, что сначала надо несколько лет поработать на портфолио, а потом уже портфолио будет работать на тебя.
Пополнение портфолио будет способствовать повышению трудолюбия ребенка, росту его знаний, что поможет затем во взрослой жизни быть успешным человеком.
В нашем классе успешно ведётся работа по составлению портфолио. В папках содержится богатый материал, начиная с общих сведений об ученике, заканчивая его достижениями в той или иной области. Здесь все интересно: чем увлекался во внеурочное время, и в каких конкурсах и соревнованиях принимал участие, и в каких местах побывал с классом, с родителями, что нового узнал, чему научился. Фотографии, замечательные рисунки, авторские произведения в стихах и прозе на различные темы — это ли не те самые «вехи», позволяющие ребенку обозначить свое «я»?
Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что использование портфолио является здоровьесберегающей технологией, которая позволяет повысить стрессовоустойчивость ребенка и способствует скорейшей адаптации его в коллективе.
Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова:
‒ создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
‒ максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
‒ развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
‒ формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
‒ формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
‒ приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
‒ формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
В нашем классе мы используем электронный вид портфолио. Считаем что оно имеет ряд преимуществ:
- Всегда яркое и насыщенное фотоматериалами, без лишних материальных затрат, и, вместе с тем компактное;
- Подразумевается, что учащемуся среднего и старшего звена гораздо интереснее и удобнее работать с электронным носителем, чем с бумажным;
- У детей с нарушениями зрения и графомоторных функций бумажная версия портфолио практически невозможна (плохо видят и медленно пишут, а некоторые дети вообще не могут писать). Заполнение таких портфолио, как правило, осуществляется родителями и, как правило, в выходные дни. В результате родитель весь день занят, а ребёнок остаётся без прогулок и мероприятий выходного дня. Мы категорически против этого!
Девизом нашей работы с портфолио ученика является фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Наша работа строится следующим образом:
В создании портфолио заняты почти все основные педагоги класса.
Титульный лист, раздел «Моя учёба» и «Достижения» курирует учитель, «Общественная работа» и «Творчество» — воспитатель, «Мои впечатления» — родители, «Мой мир» — дефектолог, в постоянном контакте со всеми участниками.
Основная масса материала находится в классе- детские работы, фотографии с уроков и занятий. Фотоматериалы, которые есть у родителей дома, они пересылают нам по электронной почте. Нам же на месте остаётся лишь поместить файлы в соответствующий раздел.
При работе с портфолио мы соблюдаем следующее:
‒ за компьютером ребёнок проводит не более 7–10 минут раз в неделю;
‒ работа с портфолио ведётся только при наличии положительного эмоционального настроя,
‒ прямое, ведущее участие ребёнка. Он должен сам подбирать фото и прочие материалы.
Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру:
Титульный лист
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы»— небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Раздел «Моя учёба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел «Моё творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
Раздел «Мои впечатления»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Раздел «Отзывы ипожелания»
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!". А что если вместо того же «Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей».
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Раздел «Работы, которыми я горжусь»
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «Работы, которыми я горжусь»
Раздел «Содержание»
Этот лист придется обновлять довольно часто.
Систематическая работа с детским портфолио поможет учителю, воспитателю и родителям, и младшим школьникам решать важные задачи:
Своевременно отмечать успехи каждого учащегося;
Проследить индивидуальный рост успешности учащегося;
Формировать самооценку;
Учить ребёнка добиваться решения поставленных задач.
Литература:
- Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т. В. Светенко, И. В. Галковской. — Псков: ПГПИ, 2003.
- НовиковаТ. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт-М.:2012
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Аcademia, 2000
- Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. (Учебно-методическое пособие). Издательский дом «Академия», — М.: 2010.