Портфолио - метод формирования навыков самоорганизации и успешной профориентации воспитанников училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Мякенко, Д. А. Портфолио - метод формирования навыков самоорганизации и успешной профориентации воспитанников училища / Д. А. Мякенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 24-30. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24708/ (дата обращения: 21.11.2024).

 

Помочь кадету обрести уверенность в своих силах на пути достижения успеха — задача каждого педагога. Педагог должен стимулировать внутреннюю активность воспитанника, его потребность в самосовершенствовании, самоорганизации, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

Выбор профессии определяет судьбу человека. Неудачно принятое решение на пороге профессионального выбора часто приводит к трагическим последствиям, и, наоборот, успешное профессиональное самоопределение — это активная, творческая, счастливая жизнь.

Важно, чтобы молодой человек не ошибся в своем выборе, именно поэтому необходимо, чтобы, выходя из стен училища, выпускник смог осознанно относиться к выбору будущей профессии. Очень важно на этапе выхода подростка из училища сформировать и развить у него образ собственного «Я», предложить ему с помощью педагога-тьютора изучить свои личностные особенности, собрать и проанализировать документы, подтверждающие успехи и достижения, провести «ревизию» различных видов собственной деятельности, то есть, оформить портфолио кадета.

Основная цель создания портфолио сводится к накоплению кадетом различных рабочих материалов, базы данных собственных достижений, развития личностных качеств, способствующих формированию адекватной самооценки, соотнесение способностей, возможностей, интересов выпускника с выбираемой профессией, а также повышению его ориентации в профессиональном мире.

Для решения поставленной цели возникла необходимость создания некого шаблона портфолио, с помощью которого будет возможно осуществить сопровождение воспитанника в ходе его жизненного и профессионального самоопределения.

За основу данного сопровождения было взято проектирование индивидуальной деятельности на основе интегративной, комплексной функции психолого-педагогического сопровождения развития навыков самоорганизации и профессионального самоопределения будущего воспитанника-выпускника.

Данное сопровождение в ходе формирования портфолио будет отражать основные жизненные и профессиональные замыслы ребенка и предполагает главные пути его реализации.

Назначением работы с портфолио в данном случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития «Путь к успеху» — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение воспитанником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.

Структура портфолио «Путь к успеху», как мы считаем, должна включать в себя четыре взаимосвязанных раздела, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития кадета в достижении жизненных планов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого сформулированы цели и выбраны средства их достижения.

Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности кадета и развивающих личностные качества.

Первый раздел:Самопознание и управление саморазвитием. Главное назначение этого раздела ввести ребёнка в понятие «самосознание». Определить в себе достоинства и недостатки. Соотнести свои потребности со способностями и возможностями. Посмотреть на себя со стороны. Определить свои жизненные ценности. Спроектировать картину своего будущего.

Второй раздел:Развитие качеств. Основными задачами данного раздела являются: определение и обобщение личностных качеств; сравнение понятий «характер» и «темперамент» и определение их взаимосвязи; формирование умений управлять своими эмоциями, воспитывать навыки стрессоустойчивости; определение и развитие в себе черт успешной личности.

Третий раздел:Развитие коммуникативных навыков. Задания этого раздела способствуют определению уровня коммуникативных способностей, учат строить отношения с людьми, развивать наиболее эффективные средства общения; помогают углубить знания и понимание таких качеств, как толерантность, дружба, лидерство, сотрудничество; сформировать понятие настоящего друга; учат эффективно сотрудничать в команде и развивать в себе лидерские качества.

Четвертый раздел:Оценка достижений. Можно сказать, что в нем представлена краткая история трудовых успехов ребёнка. В этом разделе помещается перечень документов (все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии во всевозможных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.). Этот перечень фиксируется в таблице. Сами документы могут также храниться в портфолио. Здесь находятся результаты различных творческих, проектных работ, указано участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, перечислены занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др. Также в разделе хранятся отзывы о личностном росте, успехах и достижениях, подготовленные педагогами и друзьями. В ходе работы над этим разделом кадет оценивает свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над созданием портфолио. Все четыре раздела должны иметь одинаковую структуру.

В ходе заполнения портфолио планируется проводить и организовывать:

 Индивидуальные беседы;

 Индивидуальное и групповое консультирование;

 Прохождение профессиональных проб, в зависимости от склонностей и интересов кадет;

 Экскурсии на базу предприятий, учебных заведений;

 Составление индивидуального маршрута обучения;

 Самоанализ личных успехов и достижений;

 Определение собственных жизненных планов на ближайшие годы;

 Выстраивание «Ступеней успеха»;

 Определение личных компетенций;

 Самоанализ личностных качеств.

 

Приложение 1

Разделы рабочего Портфолио

1. Страницы раздела «Мой портрет»

1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это — я)

Представление:

Фамилия, имя___________________

Дата рождения ____________________ (число/месяц/год)

Адрес________________________

1.2.Моя семья

Словесный портрет

Родословное дерево (по возможности)

1.3. Интересы и увлечения

1.4. Я кадет

Самооценка успеваемости

Любимые предметы

Мир чтения (предпочтения, любимые писатели, открытия в литературном мире)

Прогнозируемые результаты на этап обучения (научусь в этом году, хочу научиться…)

Может быть выложен лист диагностики, проведенной психологом

2. Раздел «Портфолио работ»

Перечень творческих работ (сами работы):

— доклады и рефераты (сообщения);

— проектные и исследовательские работы, описания экспериментов, моделей, макетов;

— сочинения, публикации, фотографии материалов выставок;

— мультимедийные проекты, цифровые ресурсы;

3. Раздел «Портфолио отзывов»

оценочные листы, материалы наблюдений за процессом обучения и развития;

— характеристики отношения кадета к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования и т. д.

— анализ самим кадетом своей деятельности.

4. Раздел «Портфолио достижений, документов»

сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения кадета: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т. п.).

 

 

Приложение 2

Критерии оценки Портфолио

1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и

научно-исследовательской деятельности

Показатель

Индикатор

Балл

1.Итоговые отметки по предметам

учебного плана

Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или по четвертям), умноженный на 10

 

 

 

 

3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проект-ной деятельности.

Училище

Город

Крым

Всероссийск.

Международ

 

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

9 баллов

 

Победитель

призер

участник

15

10

5

20

15

10

25

20

10

30

25

20

40

 

4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы

Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням

 

Училищный

Региональный

Всероссийский

Международный

 

1 м +5 баллов

2 м +3 балла

3м +1 балл

1 м +10 баллов

2 м +7 баллов

3м + 4балла

 

1 м +15 баллов

2 м +11 баллов

3м +7 баллов

 

1 м +20 баллов

2 м +15 баллов

3м +10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности

Показатель

Индикатор

Балл

 

1.Общественная деятельность

 

 

 

 

1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса

 

 

 

Уровень активности и качество выполнения поручений

 

Высокая активность кадета с учетом качества

выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

 

1.2.Сведения об участии в делах класса и училища (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т. д.)

 

5 баллов

 

 

3 балла

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

2. Спортивные достижения

 

2.1.Участие в спортивных соревнованиях

победитель

призер

участник

Уровень училища

 

 

15

10

5

Уровень города

 

 

20

15

10

Уровень Всероссийский

 

25

20

10

 

 

 

 

 

 

2.2. Занятия в спортивных секциях

По 5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

3. Творческие достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах

победитель

призер

участник

Уровень училища

 

 

15

10

5

Уровень города

 

 

20

15

10

Уровень Всеросс.

 

25

20

10

 

2.2. Занятия в студиях, кружках и пр.

По 5 баллов

 

 

 

3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.

 

Показатели

Индикаторы

 

Высокий уровень оценки

Хороший уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий уровень оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вырезки из СМИ о деятельности кадета или его творчестве

5

4

 

 

 

 

 

Похвальный лист по окончании года

 

5 баллов

Грамота или благодарственное письмо по окончании года (за активное участие в жизни класса)

5 баллов

Благодарственное письмо за особые успехи в какой-либо деятельности

 

5 баллов

 

4. «Творческая мастерская»

 

Показатели

Индикаторы

Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности кадет (оценивается в целом)

Уровень мастерства, качества выполненных работ (оценивается в целом)

Представленные работы (или фото c изображением работ)

0–10баллов

5–10баллов

Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности

0–6 баллов

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сводная

итоговая ведомость

по результатам оценки портфолио кадета

____________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, класс)

 

Показатели

Кол-во баллов по полугодиям

Итоговый

балл

1 полугодие

 

2 полугодие

1

Учебная деятельность

 

 

 

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

 

 

 

3

Спортивные достижения

 

 

 

4

Творческие достижения

 

 

 

5

Дополнительное образование

 

 

 

6.

Участие в мероприятиях и практиках

 

 

 

7

Участие в общественной жизни

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

D:\Старый диск D - 27. 01 .2015г\Диск D\Диана - СПКУ фото\5В СПКУ\b.800.600.0.0...images.stories.images.aprl2015.00067nov.jpgD:\Старый диск D - 27. 01 .2015г\Диск D\Диана - СПКУ фото\5В СПКУ\b.800.600.0.0...images.stories.images.aprl2015.132nov.jpgC:\Users\Urii\Desktop\6В фото\Воскресный день 06.09.15\IMG_1520.JPGЛитература:

  1. Климов Е. А., Чистякова С. Н. Основы производства. Выбор профессии. /Пробное учебное пособие для учащихся 7–8 классов средней школы — 2 часть, М.: Просвещение, 2008–64 с.
  2. Кухарчук А. М., Лях В. В., Макарова С. Г. Тесты для выбирающих профессию — Минск: «Современная школа», 2008.
  3. Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В.; под ред. Черниковой Т. В., Личное портфолио старшеклассника: учебно–методическое пособие, 2-е изд., стереотипное — М: «Глобус», 2007.
  4. Прутченкова А. С. Портфолио, или папка личных достижений ученика — М.: АПК и ПРО 2003.
  5. Чистякова С. Н. Основы профориентации школьников. — М.: Просвещение, 2003.
  6. Чистякова С. Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовки школьников. — М.: АПК и ПРО, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, достижение, раздел, участие, дополнительное образование, качество, конкурс, отзыв педагога, благодарственное письмо, личностный рост.


Похожие статьи

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Технология самомониторинга преподавателя ДОУ с целевой установкой на становление успешности старших дошкольников

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Формирование толерантных установок у воспитанников суворовского училища посредством патриотического воспитания

Применение инновационных технологий при организации самостоятельной работы суворовцев

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Похожие статьи

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Технология самомониторинга преподавателя ДОУ с целевой установкой на становление успешности старших дошкольников

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Формирование толерантных установок у воспитанников суворовского училища посредством патриотического воспитания

Применение инновационных технологий при организации самостоятельной работы суворовцев

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Задать вопрос