Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи
Автор: Васильцова Елена Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 27.01.2018
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Васильцова, Е. В. Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи / Е. В. Васильцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3092/ (дата обращения: 08.11.2024).
Гимназия № 44 города Сочи, в которой я работаю, является инновационным общеобразовательным учреждением, включающим в свою структуру четыре общеобразовательные ступени — дошкольную (начиная с младшей группы, дети в возрасте 2-х лет), начальную школу, основную школу и среднюю школу. Общеобразовательное учреждение такого типа возникло в 90-е годы прошлого века в период перестройки и является единственным в городе Сочи. Гимназия № 44 территориально расположена в двух зданиях. В одном находятся дошкольная и начальная ступени, а в другом — основная и средняя. Я работаю с детьми в начальной школе.
Я думаю, что каждый педагог сталкивается с рядом проблем в образовательном процессе, одной из которых является оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов — практиков на эту проблему.
Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, является портфолио.
Я не буду останавливаться на терминологии и давать определение понятию портфолио, так как, на мой взгляд, ни для кого из нас это не секрет.
В своей практике, я столкнулась с тем, что многие педагоги, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеют в виду простое собрание работ или новый способ оценки учебных достижений. С моей же точки зрения, этот инновационный продукт носит системный характер.
Радует то, что жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Тем не менее, в нашей гимназии было разработано «Положение о портфолио индивидуальных достижений учащегося Гимназии № 44».
Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Обязательное условие успешной работы — знакомство родителей с данной технологией. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители — участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. В начальной школе дети с удовольствием заполняют странички портфолио, выполняют упражнения, тесты и практические задания, собирают грамоты, дипломы, сертификаты и фотографии. Ученики наполняют портфолио удачно написанными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами. Помещают свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
В результате коллективной работы «портфолио» первоклассника приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.
В моем классе разделы «портфолио» были классифицированы на основании проведенных мною исследований в 1 классе по выявлению склонностей учащихся к той или иной сфере деятельности. Я считаю, что связь интересов детей и разделов «портфолио» неразрывно связана. А именно — 18 % учащихся, имеющих предметную одаренность определили раздел «Мои достижения в учебе»; 41 % — творческую одаренность — раздел «Мое творчество»; 22 % детей — спортивную одаренность — «Мои достижения в спорте» и 19 % учащихся, обладающих явно — выраженными лидерскими качествами — «Школьные праздники и экскурсии». Обязательным является заполняемость всех разделов «портфолио» вне зависимости от прямых интересов ребят. Это делается для того, чтобы у детей появилась возможность и желание реализовывать себя в других областях.
Безусловно, я бы выделила гораздо больше разделов «портфолио». Однако, отдельным и очень важным его разделом является дневник достижений младшего школьника. В 2005 году наша гимназия № 44 включилась в инновационную программу ПНШ, по которой мы работаем по сей день. Требования ФГОС к современной школе включающие, необходимость развития у детей таких важных качеств как, готовность к оценке своих поступков, результатов собственной деятельности на уроке и вне урока, способствовали появлению новой серии пособий издательства Академкнига «Дневник достижений младшего школьника».
«Навигационная система» пособий представляет собой алгоритм действий, следуя которому ребенок осознает и отмечает свои успехи и достижения в урочной и внеурочной деятельности, оформляя страницы пособия рисунками, фотографиями, подписями, схемами; самостоятельно оценивая свои знания и положительный опыт взаимодействия с одноклассниками и взрослыми.
Важным этапом работы с «портфолио» является его оценка, которая осуществляется 1 раз в конце учебного года по следующим критериям:
Раздел |
Индикатор |
Баллы |
Титульный лист, «Содержание» |
красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото. |
– 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям; – 3 балла — незначительные замечания. |
Раздел «Мои достижения в учебе» |
1. Итоговые отметки по предметам учебного плана. |
Средний балл отметок на период оценивания за учебный год. |
2. Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проектной деятельности, творческих конкурсах. |
Школьный — 5 баллов (победитель+ 15, призер+10). Муниципальный — 6 баллов (победитель+ 20, призер+15). Областной/региональный — 7 бал (победитель+ 25, призер+20). Всероссийский — 8 баллов (победитель+ 30, призер+25). Международный — 9 баллов (победитель+ 35, призер+30). |
|
Раздел «Мое творчество» |
наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ. |
– 5 баллов — наличие от 5 и больше работ; – 3 балла — количество работ составляет 3–4; – 1 балл — недостаточная информация о творчестве ученика. |
Раздел «Мои достижения в спорте» |
1. Участие в спортивных соревнованиях. |
Уровень: Школьный (победитель15, призер10, участник 5). Городской (победитель25, призер15, участник 10). Областной/ Региональный (победитель 30, призер20, участник 15). |
2. Занятия в спортивных секциях, клубах. |
Участие — 5 баллов. |
|
Раздел «Школьные праздники и экскурсии» |
– наличие поручений, фото, сообщений и т. п. – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т. д. |
– 5 баллов — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше); – 3 балла — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3–4); – 1 балл — недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений; – 5 баллов — наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т. д. |
Раздел «Дневник достижений младшего школьника» |
– заполняемость всех разделов дневника; – наличие рисунков, фото, творческих работ; – красочность оформления, правильность заполнения, эстетичность. |
– 1 балл — отсутствие данных работ; – 5 баллов- заполняемость всех разделов дневника. |
В конце учебного года учащийся презентует содержание своего портфолио на родительском или классном собрании, на конференции и т. п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.