Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кошелев, А. А. Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника / А. А. Кошелев, О. А. Козырева, Ю. Б. Сметанникова, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2541/ (дата обращения: 18.12.2024).

Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося как дидактическая единица процесса обучения, социализации, саморазвития, самореализации представляет собой единичный факт получения такого рода результата, детально иллюстрирующего качественное протекание процесса и выявление позитивных преобразований как в структуре личностного генеза, так и в структуре деятельностного, культурологического и полисистемного (мультисредового) генезов. В процессе индивидуального обучения данная возможность доказана многовековой практикой домашнего воспитания и обучения, в результате чего личность ситуативно и осмысленно воспринимает социальный опыт с его культурологическими, деятельностными, акмеологическими, аксиологическими, мультисредовыми, антропологическими нюансами ретрансляции и восприятия социальных норм, приоритетов, эталонов культуры и деятельности в системе ограничений и возможностей саморазвития, социализации, самореализации и самосовершенствования.
Необходимо уточнить, как возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающихся связана с результативностью данной деятельности, т.е. выделить критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся в спектре распределения способностей, склонностей, предпочтений, уровня здоровья, качества жизни семьи и социального и профессионального статуса родителей, сформированности мотивации учения, уровня притязаний личности, сформированности интеллектуального, физического, социального, трудового и прочих видов воспитания в системе полисубъектных отношений. Известно, что на результативность формирования любого качества влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят наследственность, т.е. система генетических ограничений, предопределяющих результаты самореализации и саморазвития личности в среде и деятельности, в культуре и спорте, в науке и искусстве и пр. К внешним факторам относят факторы социальной среды и педагогического взаимодействия.
Продуктивность как качество личности рассматривается рядом педагогов с позиции креативности, гуманизма, состоятельности, конкурентоспособности, устойчивости, мобильности и прочих ценностей современного педагогического поля, реализующего цели и задачи современного образования на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Если выделить общепринятые критерии сформированности культуры самостоятельной работы – личностный, социальный и профессиональный, то можно упустить тот факт, что в условиях учета особенностей нормального распределения всех качеств и характеристик у обучающегося, можно потерять саму личность, выступающую в полусубъектные отношения и преобразования на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Всевозможные достижения у обучающегося могут представлять труд педагогической практики и системной мотивации достижений результатов в достаточно высоком уровне притязаний личности, включенной в неустанный процесс смены ролей, отношений, моделей социализации, саморазвития, самореализации, где роль среды и поля профессионалов и педагогов недооценить не возможно. Так практика моделирования портфолио обеспечивает своеобразное поле саморазвития, социализации и самореализации обучающегося в деятельности и общении на различных уровнях рассмотрения данного феномена или явления.
Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимосвязанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр.), отражающих достижения данного субъекта в различных областях деятельности, науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Цель портфолио – наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения школьника, обучающегося суза (среднего учебного заведения) или любого другого субъекта обучения и образования в свободной, воспитательно-образовательной среде, создание перспектив ближайшего и дальнего развития, определяющих принятие моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Рассмотрим портфолио с позиции сохранения по четырехуровневой модели форми­рования самостоятельности обучающегося:
1) репродуктивный уровень – уровень, на котором обучающийся по аналогии составляет свой продукт анализа и синтеза, старается выглядеть на фоне чужих, ранее моделированных работ не хуже, а может быть и лучше, но данная работа ведется им не осознанно, а в соответствии с моделью социализации и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
2) репродуктивно-вариативный уровень – уровень, на котором обучающийся предлагает и реализует вариации традиционной, классически рассматриваемой модели портфолио;
3) поисковый уровень – уровень, на котором обучающийся пытается найти своё уникальное, это может быть наиболее оптимальный путь моделирования формы и содержания портфолио и деятельности, где обучающийся поставлен перед выбором создания продукта в его деятельности или продукта, констатирующего его деятельность, в результате происходит становление личности, его формирование и развитие, в которых он принимает социальные нормы и констатирует результаты своих поисков, становясь в них творцом и результатом преобразований среды, культуры, общения и пр.;
4) творческий уровень – уровень, на котором обучающийся становится личностью в полном смысле этого феномена, продуктивность и состоятельность, самостоятельность и креативность, гуманизм и духовность, конкурентоспособность и устойчивость, обеспеченность и благополучие, здоровье и искусство являются показателями сформированности и востребованности личности в среде социальных и профессиональных отношений, адаптированности и социализированности.
В рамках данных критериев можно определить показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося: репродуктивность (низкий уровень) и продуктивность (достаточный уровень) или же репродуктивность (объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы) и продуктивность (индивидуальный, субъектный и личностный уровни сформированности культуры самостоятельной работы).
Качественные преобразования модели социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах обеспечивают сохранение уровня здоровья, создание условий для не только потребления материальных и моральных благ, но и для их производства, что немаловажно в современном социокультурном пространстве.
Кроме того, взаимосвязь школьной и внешкольных практик обеспечивают более гибкое формирование моделей самореализации, саморазвития и социализации, в структуре которых хорошо прослеживается процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося или школьника.
В анализе результатов моделирования портфолио часто используют балльно-рейтинговую систему оценки, т.е. за каждую номинированную ценность в выбранном критерии предлагается выставить или набрать определенное количество баллов, а затем данные участников ранжируются (устанавливается упорядоченная последовательность лиц, набравших определенное количество баллов, т.е. на первом месте – один (с самым большим результатом баллов), на втором – другой и т.д., участники списка представлены в убывающей последовательности баллов).
В связи с проблемой объективной оценки результатов моделирования портфолио можно ввести следующие критерии оценки:
  • Адекватность, научность, достаточность представляемой информации в структуре портфолио.
  • Структурированность и аккуратность в отражении результатов деятельности, занесенных в портфолио.
  • Владение и уместное использование средств новых информационных технологий обучения в структуре иллюстрации/презентации портфолио.
  • Соблюдение норм русского языка, владение эстетикой, богатством, тонкостью и проницательностью русского слова в структуре оформления портфолио.
  • Информационно-оформительские компоненты портфолио (эстетичность, наглядность, аккуратность, системность, систематическое обновление результатов деятельности в портфолио, использование разнообразия согласованных средств оформления, выполнения и презентации портфолио и пр.).
  • Умение сворачивать и разворачивать информацию.
  • Умение организовывать личный поиск в традиционных и новых информационных ресурсах (опосредован наличием различных выступлений, продуктов деятельности и общения и пр.).
  • Своевременное наполнение портфолио результатами личных и коллективных достижений, где есть личный вклад автора/владельца портфолио.
  • Инициативность и самостоятельность (опосредованы результатами обучения в различных сферах жизнедеятельности школьника).
  • Соблюдение принципов гуманно-личностных отношений и основ самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
В данных критериях нет сравнения результатов деятельности, а есть только результаты оформления, которые не наносят вреда здоровью обучающегося, а стимулируют в соревновательном плане развитие эстетических вкусов, потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, общении. В таком контексте реализуется модель «Нельзя объять необъятное». По любым разработанным критериям можно легко ввести шкалирование с любой одной или более шкал, известных и широко практикуемых в современной системе оценки результатов.
Мы бы остановились на порядковой шкале или интервальной шкале. Так, например, все выставленные показатели мы бы оценивали по классической пятибалльной шкале, а затем суммировали результаты и приводили их в качестве показателей качества моделирования портфолио.
Или же можно взять 10-балльную шкалу в качестве показателя сформированности каждого критерия (у нас выделено 10 критериев), в итоге получается максимальный результат суммы, равный 100. Данный результат легко переходит в процентное представление результатов оформления портфолио, содержащего не только результаты оформления, но и результаты деятельности школьника, где гибкость, тактичность, дальновидность, лояльность педагога позволяют стимулировать деятельность и общение школьника.
Можно минимизировать расчетно-графические работы, логико-статистические расчеты по выявлению уровня сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося в соответствии с выбранными критериями и показателями в системе представления репродуктивно-продуктив­но­го знания за счет использования двоичной системы обозначения результатов, т.е. «0» – отсутствие сформированного качества или способности, освоения модели деятельности общения, предопределивших низкий уровень сформированности исследуемого явления – процесса формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, а также «1» – уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося достигнут. Данные меры можно использовать, т.к. в системе представления данных о нормальном распределении всех явлений, событий, качеств и результатов в педагогике и психологии сформированность культуры самостоятельной работы обучающегося является одним из формируемых свойств личности, сведенной к культурологической основе, выраженной в полидефинитном явлении и процессе, раскрытом нами в нескольких смыслах и моделях, раскрывающих особенности и специфику формирования культуры самостоятельной работы обучающихся. В соответствии с данным положением мы можем выделенное количество обучающихся, участвовавших в эксперименте в любой момент увеличить и провести новый подсчет результатов в соответствии с наличием продуктов или увеличением количества их в практике социальных, школьных, внешкольных взаимоотношений, системно способствующих становлению личности и, как следствие, социализации, самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Данное явление легко изучать по наличию портфолио обучающегося/школьника.

Литература:
  1. Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа обучающегося, культура, саморазвитие, самореализация, самостоятельная работа, самостоятельная работа обучающихся, возможность формирования культуры, нормальное распределение, общение школьника, процесс формирования культуры.

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Полисистемный подход и возможность формирования культуры самостоятельной работы педагога

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков