Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел «Личностные достижения»
Авторы: Панаева Татьяна Викторовна, Дяглюк Петр Николаевич, Матвеева Елена Зиноновна, Овсепян Генрик Айрапетович, Шаров Юрий Викторович
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (12) июнь 2018 г.
Дата публикации: 21.05.2018
Статья просмотрена: 2081 раз
Библиографическое описание:
Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел «Личностные достижения» / Т. В. Панаева, П. Н. Дяглюк, Е. З. Матвеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 2 (12). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/93/3384/ (дата обращения: 23.12.2024).
Портфель индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются документы и работы, демонстрирующие усилия, прогресс и индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в училище.
Технология портфеля — это современная эффективная форма оценивания и действенное средство, позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся, формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, социальной и др.) и является одним из средств практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Анализ материалов Портфеля служит основой оценки личностных результатов образовательной деятельности образовательного учреждения и ложится в основу разработки планов воспитательной работы с обучающимися.
Назначением Портфеля является познание личностных особенностей обучающегося с целью их усовершенствования в определенном направлении.
Воспитатель знакомится с содержанием Портфеля каждого обучающегося, обобщает полученную информацию (анализирует успешность воспитательной работы в текущем учебном году), предоставляет ее в неперсонифицированном виде старшему воспитателю до 10 июня текущего учебного 10, года и сам использует информацию при разработке плана воспитательной работы на следующий учебный год.
В структуре Портфеля выделяются разделы «Внешние достижения» и «Личностные достижения».
Раздел «Внешние достижения» включает в себя:
‒ Портфолио документов
‒ Портфолио работ
‒ Портфолио отзывов
Раздел «Личностные достижения» включает:
‒ блок «Я познаю себя» (самопознание и управление саморазвитием), главной задачей которого является помощь обучающемуся в создании образа своего «я», формировании представления о своей личности и оценке своих возможностей. Этот блок включает в себя материалы некоторых психологических тестов, практических заданий, тренировочных упражнений, нацеленных на раскрытие у обучающегося внутренних возможностей и развитие его умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание акцентируется на осмыслении своей роли во взводе, в семье, в училище. Блок включает также распечатку следующих разделов (заполненных обучающимся) Портфолио системы «LMS Школа»: «Немного о себе»; «Я и суворовское училище», «1 четверть», «2 четверть», «3 четверть», «4 четверть», «Карта достижений».
‒ блок «Я— культурный человек», который направлен на содействие культурному росту обучающегося, знакомство с такими понятиями, как родной язык, литература, культура получения знаний, культура поведения и развлечений, культура речи и формулы речевого этикета. Этот блок включает в себя результаты тестов, выбора форм поведения и т. п.
‒ блок «Я— гражданин», который способствует личностному становлению суворовца-патриота: углублению знаний о родном крае, об истории своей семьи, стимулированию интереса к изучению своих прав, воспитанию уважительного отношения к законам своей страны и символике государства. Этот блок включает в себя результаты самоанализа, анализа своего места в социуме и т. п.
В конце учебного года с помощью Листа самооценки (Приложение 1) обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
Презентация иоценка портфеля
- Обучающиеся 1–2 курса имеют право, 3–5 курсов обязаны презентовать содержание своего Портфеля достижений на общем собрании роты по итогам учебного года.
- Решение о составе комиссии по оценке Портфеля и форме презентации принимает педагогический совет роты и закрепляет в протоколе не позднее февраля текущего учебного года.
- Воспитатель доводит эту информацию до сведения обучающихся до начала весенних каникул.
- Презентация Портфеля проводится с 1 по 10 июня текущего учебного года во второй половине дня.
- Для оценки Портфеля обучающихся 3–5 курсов используется балльная система (Приложение № 2).
- На презентацию Портфолио приглашаются все педагоги училища.
- По результатам презентации Портфолио воспитатель создает образовательный рейтинг обучающихся.
- Поощрение обучающихся с лучшими результатами осуществляется по решению старшего воспитателя.
- Оценку выступления осуществляет экспертный совет по портфолио, в который входят представители родительской общественности, органов училищного самоуправления, педагоги, представители администрации. Презентация портфолио оценивается по бальной системе, где учитываются: сроки создания портфолио, количество и качество представленных работ, самостоятельность, логичность рассуждений, культура речи, отражение собственной позиции обучающегося (самооценка) относительно представленных работ.
Приложение № 1
Анкета для проведения самоанализа личных достижений обучающегося
- Я горжусь такими достижениями, как .
- С особым интересом я выполнял (участвовал) _________________________
- Мне пришлось делать усилия над собой, чтобы закончить работу по _________
- Я чувствую изменения в таких качествах характера, как ______________
- В следующем году я буду участвовать в______________________________
для того, чтобы ________________________________________________.
Приложение № 2
Лист самооценки индивидуальных достижений обучающегося
№ |
ПОКАЗАТЕЛЬ |
ИНДИКАТОР |
БАЛЛ |
||||||||
Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности |
|||||||||||
1 |
Итоговый балл по предметам уч. пл. |
Средний балл отметок на период оценивания (среднее арифметическое за 1, 2 и 3 четверть), * 10 |
|||||||||
Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проектной деятельности. |
Балл за статус участника/призёра/победителя |
||||||||||
Училищных |
Городских |
Областных |
Всероссийских |
Международных |
|||||||
Победитель |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
||||||
Призер |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
||||||
Участник |
5 |
10 |
10 |
20 |
20 |
||||||
Достижения в общественной деятельности |
|||||||||||
2 |
Выполнение поручений |
Высокая активность |
Средняя активность |
Низкая активность |
|||||||
Сведения об участии в делах взвода |
5 |
3 |
1 |
||||||||
Достижения в спортивной деятельности |
|||||||||||
3 |
Участие в спортивных соревнованиях |
Балл за статус участника/призёра/победителя |
|||||||||
Училищных |
Городских |
Областных |
Всероссийских |
Международных |
|||||||
Победитель |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
||||||
Призер |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
||||||
Участник |
5 |
10 |
10 |
20 |
20 |
||||||
Занятия в спортивных секциях/клубах |
Высокая активность суворовца на занятиях |
Средняя активность суворовца на занятиях |
Низкая активность суворовца на занятиях |
||||||||
5 |
3 |
1 |
|||||||||
Достижения втворческой деятельности |
|||||||||||
4 |
Участие в творческих конкурсах |
Балл за статус участника/призёра/победителя |
|||||||||
Училищных |
Городских |
Областных |
Всероссийских |
Международных |
|||||||
Победитель |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
||||||
Призер |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
||||||
Участник |
5 |
10 |
10 |
20 |
20 |
||||||
Занятия в объединениях доп.обр. |
5 |
3 |
1 |
||||||||
ИТОГО |
|||||||||||
Литература:
- Комолкина Т. А., Панаева Т. В. Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище // Молодой ученый. — 2018. — № 3. — С. 199–202.
- Локальный акт Казанского суворовского военного училища «Положение о портфеле индивидуальных достижений обучающихся».
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.