Специфика и продуктивность моделирования портфолио обучающегося среднего звена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Завьялова, Я. Е. Специфика и продуктивность моделирования портфолио обучающегося среднего звена / Я. Е. Завьялова, Е. В. Митькина, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5474/ (дата обращения: 22.12.2024).

Портфолио как объект изучения педагогической и социально-педагогической практики в системе среднего образования вызывает немалый интерес, определяющийся через так называемую «технологию портфолио», педагогические условия включения портфолио обучающегося в структуру продуктивного обучения, метод проектов «портфолио обучающегося» и пр.

Под портфолио обучающегося среднего звена будем понимать презентацию или любой другой электронный ресурс (вплоть до классического сканированного портфолио), в которой обучающейся в выделенном направлении или самостоятельно обозначенных видах и формах творчества, науки, спорта, культуры и искусства определил и пояснил достигнутые им вершины согласно различным представлениям о способах и формах самовыражения и самореализации, опосредованных общественным мнением (социальными приоритетами) и личностным, уникальным пониманием необходимости достижения вершин в тех или иных видах деятельности и общения.

Аксиолого-акмеологические особенности моделирования портфолио обучающегося среднего звена (система принципов детерминации и верификации основ построения портфолио обучающегося) могут быть сведены к следующим положениям:

1.         Свобода и ответственность за определяемые и иллюстрируемые ресурсы самоидентификации, самоопределения, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха.

2.         Научность, наглядность, доступность, объективность, последовательность, системность в представлении данных о результатах деятельности и себе самом.

3.         Культуросообразность и природосообразность высказываний и терминологического аппарата, определяющего особенности презентации (портфолио).

4.         Учет индивидуальных особенностей личности и социокультурных или социально-образовательных норм, определяющих приоритеты и возможности той или иной деятельности.

5.         Акмепроектирование и акмепрограммирование личности в структуре анализа достижений в контексте формирования адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний и внутренней мотивации деятельности.

6.         Продуцирование и верификация основ ведущей деятельности как механизма саморазвития и самореализации, самосовершенствования и социализации личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредовых отношениях.

7.         Своевременная профориентация и профессиональное самоопределение личности структуре обучения в СОШ и ДЮСШ, клубов, секций, студий и пр.

8.         Преемственность и востребованность результатов современного обучения и образования в условиях непрерывного профессионального образования.

Совокупность основных положений, определяющих возможности детерминации и верификации основ построения портфолио обучающегося в структуре системы принципов социально-педагогического взаимодействия, верифицируются и модифицируются в структуре полисубъектных и межгрупповых отношений. Качество детерминации и возможности моделирования ситуативно иллюстрируют и возможности личности обучающегося, и специфику социума, создающего и реализующего условия для социализации, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения [1–7].

Выделим компоненты сформированности продуктивной составляющей в структуре становления личности обучающегося и ресурсах формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, фасилитирующей самостоятельное получение определенного результата в деятельностно-практической сфере. В структуре нашей работы это может быть социальный компонент, личностный компонент и профессиональный компонент.

Социальный компонент определяется возможностями включения личности обучающегося в социальные отношения. Личностный компонент определяется возможностями самостоятельного личностного развития и формирования в структуре детерминируемых направлений и качеств.

Профессиональный компонент определяется возможностями профессионального самоопределения, профессионального обучения, профессионального становления, профессиональной самореализацией и профессиональным самосовершенствованием (для обучающегося среднего звена — это может быть заменено успехами в учебе и различных направлениях внешкольного воспитания — дополнительного образования детей и юношества).

Критерии и показатели в структуре определения специфики и продуктивности моделирования портфолио обучающегося среднего звена могут быть сведены к следующим показателям — востребованность (внешнему) и удовлетворенность деятельностью (внутреннему); критериям — продуктивность и гуманизм. Продуктивность рассматривается как завершенность, самостоятельность продукта ведущей деятельности и общения обучающегося, его уникальность и универсальность использования в практике детерминации или применения в различных направлениях социокультурных отношений, предопределяющих и востребованность, и удовлетворенность в структуре сформированности данного показателя. Гуманизм рассматривается как высшая ценность культурно-исторического пространства, верифицирующая нормы общественной морали и эталоны этики, права, общения, способы и формы преобразования объективного в интересах человека и государства.

Приведем модель оценки портфолио обучающегося среднего звена в контексте выделенных компонентов, критериев и показателей (модель 1, 2).

Модель 1. Модель определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена (технологический ресурс)

Продуктивность

Гуманизм

Социальный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Личностный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Профессиональный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Самый примитивный способ оценки — это выделение трех групп — трех уровней — низкий уровень — «3», средний уровень — «4» и высокий уровень — «5». Другой способ — выделение пять уровней — низкий, допустимый, средний, высокий и профессиональный. Их оценка может быть определена через модель-формулу, из которой вычисляются относительные значения для каждого уровня.

Третий способ — за каждый продукт в ресурсах моделирования портфолио обучающегося в различных номинациях оценки ставится 1 балл, затем баллы суммируются и по итогам определяется тот или иной уровень в соответствии с заявленными способами и формами оценки сформированности того или иного педагогически обусловленного процесса, свойства, явления или качества.

Возможна система определения шкалы, например, — 10 или 100 балльной, по которой оценивается общее и частное процессуальное образование в структуре сформированности личности обучающегося.

Модель 2. Модель определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена (профессионально-педагогический ресурс)

Продуктивность

Гуманизм

Социальный

Продуктивная социализация (социальное признание, одобрение, поощрение и пр.)

Общая культура

Продуктивная адаптация (комфортность в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях)

Коммуникативная культура

Личностный

Самопрезентабельность (способность отразить последовательно, логично, объективно достижения и определяемые идеи)

Культура межличностных отношений

Состоятельность в выбранном направлении личностного роста (наличие грамот, благодарственных писем, кубков, медалей и пр.)

Культура самостоятельной работы или внутриличностного становления

Профессиональный

Профессионализм (у нас качественное обучение, т. е. на «4» и «5»)

Профессиональная культура

Профессиональная продуктивность (наличие целостных личностно значимых продуктов ведущей деятельности в спектре реализуемых компетенций и норм отношений)

Акмекультура

После определения качества и способов оценки моделирования портфолио и определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена можно выделить совокупность направлений и номинаций в структуре поощрения обучающихся в ресурсах проводимой работы, например, — в заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Качество моделируемых и презентуемых портфолио зависит от личностного и мультисредового становления, где семья и воспитательно-образовательная среда средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий определяет возможности и практику самовыражения личности, отражаемую и характеризуемую через специфику сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, являющейся причиной и следствием всех преобразований внутриличностного становления обучающегося и объективного преобразования социума как среды, создающей и реализующей оптимальные условия для полноценного становления гражданина, труженика, семьянина.

Портфолио обучающегося среднего звена содержит ресурс, в структуре которого необходимо вовремя создать предпосылки для нивелирования несформированных или деформированных качеств личности, ценностей и ценностных ориентаций, способов и форм принятия норм культуры, форм, способов и возможностей самоутверждения, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения, хобби и отдыха, обеспечив тем самым повышение качества всех личностно и социально значимых педагогически детерминируемых процессов в старшем звене и самостоятельной жизни, опосредованной возможностями качественного включения личности в условия непрерывного профессионального образования.

Литература:

1.         Лапыгина Е. В. Ресурсы, формы и методы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в структуре моделирования портфолио / Е. В. Лапыгина, О. А. Козырева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 263–265.

2.         Логачева, Н. В. Подготовка будущих педагогов по ФК к работе с портфолио обучающегося / Н. В. Логачева, И. А. Горбунова, О. А. Козырева // Инновационные подходы к подготовке специалиста в условиях глобализации образовательных процессов: матер. IIIМеждун. науч. конф. — Владимир: изд-во ВлГУ, 2013. — С. 303–306.

3.         Ступин, В. С. Особенности моделирования портфолио в контексте идей гуманизма и продуктивности /В. С. Ступин, В. П. Зубанов, О. А. Козырева // Development of the creative potential of a person and society: mat. of the II intern. sc.conf. on January 17–18, 2014.- Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». — С. 197–198.

4.         Устинова, Л. А. Качество и специфика моделирования портфолио обучающегося в среднем звене /Л. А. Устинова, О. А. Козырева //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. стат. Всеросс. науч.-практ. конфер. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 28–30.

5.         Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учеб.-метод. пособ. к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

6.         Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2011.- 38 с. [+прил. на DVD].- ISBN 978–5-85117–615–9.

7.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2012.- 113 с.- ISBN 978–5-85117–675–3.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающееся среднее звена, ведущая деятельность, структура, возможность портфолио обучающегося, самосовершенствование личности, структура личности, личностный компонент, непрерывное профессиональное образование, профессиональный компонент, социальный компонент.

Похожие статьи

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена

Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Методический аппарат оценки результативности управленческого консультирования

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена

Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Методический аппарат оценки результативности управленческого консультирования

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся