Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Усикова, Е. В. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития / Е. В. Усикова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5184/ (дата обращения: 16.11.2024).

Физический недуг ребенка влияет не только на него самого, но и на его окружение. У детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом, не формируется чувство доверия к другим людям, достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего является их замкнутость, изоляция, нарушения в сфере социальных контактов. Данные особенности негативно влияют на построение межличностных отношений, выбор стратегии и выбор взаимодействия.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей с ДЦП влияют на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений.

Для полноценного психического развития школьника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение.

Исходя из актуальности выдвинутой проблемы, мы выбрали тему нашего исследования: «Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и словной нормой развития».

Целью исследования являлосьизучить и выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития.

Гипотезой исследования мы предполагаем, что существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебность.

В статье на основе данных проведенного исследования раскрыты особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебность.

В настоящей работе поднимается проблема формирования межличностных отношений как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности и общения. В связи с этим у детей с ДЦП для полноценного психического развития важен не только сам процесс общения с взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение.

«Межличностные отношения» — это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения [1, с. 35–45].

Под детским церебральным параличом (ДЦП) понимается тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденное) [2, с. 52]. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы [3, с. 254].

Предметом исследования явились межличностные отношения детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Объект исследования: 20 детей 9–11 лет, из них 10 детей имеют ДЦП, и 10 детей с условной нормой развития. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27» г. Абакан. Использовались три методики для исследования межличностных отношений (Т. Лири, А. Эткинда, Рене Жиля). Для анализа критериев особенностей межличностных отношений использовалась бальная система оценки, которая позволяет выделить 3 уровня развития: низкий, умеренный, высокий. Для подсчетов результатов использовалась программа SPSS.

Нами выявлены особенности межличностных отношений детьми с детским церебральным параличом:

-          по методике Рене Жиля значимых различий не выявлено между детьми с ДЦП и условной нормой (в среднем 7–8 баллов);

-          методика цветовой тест отношений по А. Эткинду — методика диагностики межличностных отношений Т. Лири были выявлены значимые различия между младшими школьниками с нормой развития и ДЦП (p≤ 0,05) (6–8, 8–6 баллов). Представлено в таблице 1 и 2 ниже:

Таблица 1

Уровни типа межличностных отношений с окружающими младших школьников с условной нормой и ДЦП. (по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири)

Уровни

Мл. шк. с нормой развития

Мл. шк. с ДЦП

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкий

1

10

1

10

Умеренный

8

80*

6

60*

Высокий

1

10*

3

30*

Таблица 2

Отношение межличностных отношений младших школьников с условной нормой и ДЦП (Цветовой тест А. Эткинда)

Отношение

Мл. шк. с нормой развития

Мл. шк. с ДЦП

Кол-во

%

Кол-во

%

положительный

8

80*

6

60*

нейтральный

1

10

2

20

отрицательный

1

10

2

20

Обобщая результаты исследования, мы выделили особенности, характерные для межличностных отношений учащихся:

-          сильная привязанность к родителям (до 100 %);

-          братья и сестры часто замещают друзей (до 75 %);

-          отсутствие друзей или небольшое их количество (от 55 % до 85 %);

-          умеренный уровень общительности (в большинстве случаев от 65 % до 80 %);

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития, что изучение межличностных отношений в психологии является актуальным. Изучением межличностных отношений активно занимались как зарубежные авторы, так и отечественные, однако до сих пор проблема остается актуальной.

В своем исследовании мы придерживались точки зрения отечественных ученых, которые межличностное отношение понимают как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности и общения.

Проанализировав клинико-психологические характеристики детей с детским церебральным параличом, можно сделать вывод, что для них характерны: снижение мышечного тонуса, нарушение координации движений, равновесия, дефекты в речи, проблемы в социальной адаптации, замедленный темп психических функций.

В эмпирической части исследования нами было выявлено, статистически значимые различия в проявлении отрицательных отношений к сверстникам и окружающим у детей с ДЦП и у детей с нормой развития.

Таким образом, гипотеза о том, что существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебностью.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития, что изучение межличностных отношений в психологии является актуальным. Изучением межличностных отношений активно занимались как зарубежные авторы, так и отечественные, однако до сих пор проблема остается актуальной.

В своем исследовании мы придерживались точки зрения отечественных ученых, которые межличностное отношение понимают как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности и общения.

Проанализировав клинико-психологические характеристики детей с детским церебральным параличом, можно сделать вывод, что для них характерны: снижение мышечного тонуса, нарушение координации движений, равновесия, дефекты в речи, проблемы в социальной адаптации, замедленный темп психических функций.

В эмпирической части исследования нами было выявлено, статистически значимые различия в проявлении отрицательных отношений к сверстникам и окружающим у детей с ДЦП и у детей с нормой развития.

Таким образом, гипотеза о том, что существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебностью.

Литература:

1.         Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т., Тимонина, О. В. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. — Киев, 1988. — С. 35–45.

2.         Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. 52 с.

3.         Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. // Психология. 1999. с. 254.

Основные термины (генерируются автоматически): детский церебральный паралич, младший школьный возраст, межличностное отношение детей, отношение, норма развития, ребенок, условная норма развития, преобладающий тип отношений, совместная деятельность, эмоциональное отношение.

Похожие статьи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Проблема самоидентификации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на этапе младшего подросткового возраста

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности неврологических осложнений у детей с сахарным диабетом 1-го типа

Похожие статьи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Проблема самоидентификации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на этапе младшего подросткового возраста

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности неврологических осложнений у детей с сахарным диабетом 1-го типа