На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. При этом исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств. Изучение особенностей познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения. [1]
При этом следует отметить, что в настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Одновременно ориентация современного общего образования на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей предполагает его творческое развитие в целостном учебно-воспитательном процессе.
Творческое мышление является важным компонентом развития личности учащегося, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Уровень развития творческого мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. [3]
Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта с новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. [2]
Отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, Ю. Т. Матасов, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Стребелева) подчеркивали, что мышление представляет собой не только натуралистическое развитие процесса. Указанные авторы развивают теорию, в соответствии с которой развитие мышления и психики имеет социально-историческую обусловленность.
Изучение особенностей развития творческой деятельности детей имеет большое значение в педагогическом процессе. Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений необходимо для изучения особенностей развития творческого мышления.
С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами проведено экспериментальное исследование на базе ЦРР Д/с № 86 «Колокольчик» г. Якутска. Для эксперимента были отобраны две группы, в каждой по 10 детей. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли дети с общим недоразвитием речи, в контрольную (КГ) — дети без речевых нарушений.
Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой обстановке. Каждому ребенку индивидуально объяснялось задание. Дети имели достаточно времени на обдумывание и объяснение своего выбора.
При определении уровня развития творческих способностей использовался тест Торренса «Незаконченный рисунок». [4] Было выявлено, что дети из экспериментальной группы смогли из 10 заданий выполнить в среднем 5–6. Также им потребовалось больше времени на выполнения заданий, чем детям без нарушений речевого развития. Около 40 % детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень творческого мышления, а большинство детей без речевых нарушений имеют средних уровень творческого мышления, что говорит об отставании в развитии творческого мышления от своих сверстников без речевых нарушений. Данные теста приведены в диаграмме 1.
Рис. 1. Результаты сравнительного анализа уровня творческого мышления
По тесту Ф. Вильямся «Дорисовывание фигур» [4] было выявлено, что из 12-ти рисунков, дети с общим недоразвитием речи смогли нарисовать в среднем только 8–9 рисунков, что свидетельствует о недостаточном уровне развития такого качества творческого мышления, как беглость. Что касается оригинальности, то многие дети экспериментальной группы рисовали снаружи стимульной фигуры, а значит, их рисунки нельзя считать достаточно оригинальными, а в контрольной группе нашлись такие, кто рисовал одновременно и внутри, и снаружи.
Средние показатели экспериментальной группы равны 52 баллам в общем, а контрольной группы 65 баллам. Это говорит о том, что у детей с общим недоразвитием речи творческое мышление развито меньше, чем у детей без речевых нарушений (диаграмма 2).
Рис. 2. Результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах по тесту Ф.Вильямса
По тесту Гилфорда «Использование предметов» [4] было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается более низкий уровень оригинальности, чем у детей без нарушений речевого развития.
Дети с общим недоразвитием речи дали наименьшее количество ответов, чем их сверстники без нарушений речи. Ответы детей экспериментальной группы были простыми, неоригинальными, что говорит о низком уровне таких качеств творческого мышления, как оригинальность и симпатическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Средние показатели экспериментальной группы равны 20 баллам в общем, а контрольной группы — 35 баллам (диаграмма 3).
Рис. 3. Результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах по тесту Гилфорда
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что дети с общим недоразвитием речи имеют более низкий уровень творческого мышления по сравнению с детьми без речевых нарушений. Дети экспериментальной группы испытывали трудности при выполнении заданий направленных на определение уровня развития творческого мышления. Дети с нормальным речевым развитием практически не испытывали трудностей при выполнении заданий, большинство рисунков дошкольники с нормальной речью делали сразу и с удовольствием, некоторые дошкольники с общим недоразвитием речи делали беспорядочные рисунки, затруднялись описать словами свои изображения.
Выявленные особенности мышления обусловлены связью между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии творческого мышления.
Воспитание правильной речи при любых её нарушениях неминуемо связано с воздействием и на творческое мышление, и на сферу эмоционально-волевую (воспитание мотиваций, отношений и т. п.), и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс.
Развитие мышления дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Накопление словаря, освоение грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение — необходимое условие для развития мышления у дошкольников.
Литература:
1. Волкова Л.С, Туманова Т.В, Филичева Т.Б, Чиркина Г.В; Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов. — М.: Владос, 2003. — 480 с.
2. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
3. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. — М: Школьный психолог, 2001. — 486с.
4. Туник Е. Е. Диагностика креативности. — М.: Иматон, 2008. — 245с.