Автор: Щербакова Елена Викторовна

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 2099 раз

Библиографическое описание:

Щербакова Е. В. Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 276-279.

Для современного учителя важно уметь моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж и авторитет. Имидж — это образ человека, который складывается среди других людей. Это понятие было введено в начале 60-х годов XX столетия. В середине 90–х гг. XX в. появились первые отечественные разработки по имиджированию. Понятие имидж происходит от латинского слова imago — образ и с лексемой — imitari, т. е. имитировать.

Имидж — это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании.

Имидж — это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки.

Выделяют разные типы имиджа.

Воспринимаемый имидж — это тот образ, который отражает то, как видят нас другие.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды).

Личностный имидж — это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами.

Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками.

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения.

Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение.

Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих:

1.         Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит.

2.         Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д.

3.         Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби.

4.         Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.

5.         Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой.

6.         Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.

Деятельность учителя публична, поэтому одним из профессиональных умений должно быть умение самопрезентовать себя. Самопрезентация — это способность показать свои определенные качества той или иной аудитории, в определенной ситуации, с определенной целью. Большое значение самопрезентация имеет при создании первого впечатления.

Создание имиджа педагога — сложный и длительный процесс. Приступая к формированию собственного имиджа, педагогу можно начать с рефлексии, проанализировать сущность педагогической деятельности и собственное восприятие образа учителя. Важно не только выявить качества, необходимые современному учителю, но и определить для себя то качество, которое будет «изюминкой» индивидуального профессионального поведения.

Далее необходимо сформировать свой визуальный образ. Он включает в себя не только внешний вид, но и средства невербального общения (жестикуляцию, мимику и т. д.). Внешний вид педагога является одним из факторов успешности педагогической деятельности. Внешний вид помогает человеку решить задачу привлечения к себе внимания, создать положительный настрой на себя, показать себя симпатичным человеком. Основные требования к внешнему виду: тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе школьников, родителей, своих коллег, поэтому к выбору одежды он должен подходить очень внимательно и придерживаться одного из важнейших правил этикета: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим.

Имидж педагога соотносится с преподаваемым им предметом. Должно быть соответствие образа учебного предмета и индивидуально — личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Учитель- словесник должен тщательно следить за своей речью, не допускать стилистических и речевых ошибок, вырабатывать каллиграфический почерк, показывать пример начитанности, правильной работы с книгой, быть знакомым с литературой разных жанров и времен. Учитель физической культуры должен стать примером здорового образа жизни.

Авторитет (от лат. auctoritas) — достоинство, сила, власть, влияние. Авторитет — это добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Выражается в способности направлять без принуждения поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Он основан на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте

Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. А. С. Макаренко отмечал, что смыл авторитета педагога состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность. Педагог, не имеющий авторитета, не может быть педагогом.

Авторитет учителя — это его профессиональная и личностная позиция, определяющая влияние на учащихся, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные качества.

Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. Авторитет педагога оказывает сильное психолого-педагогическое и эмоциональное воздействие на обучаемых.

К особенностям авторитета педагогаисследователи относят:

-          нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления);

-          нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убежденность);

-          интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;

-          уважение личности воспитанника, создающее благоприятную атмосферу взаимодействия обучающихся и педагога.

Структура авторитета педагога:

-          профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразии и др.);

-          личностный компонент (характерологическая составляющая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность);

-          ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);

-          культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);

-          социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии; социальный престиж профессии; социальные (профессиональные) стереотипы и др.);

-          ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).

Авторитет учителя определяется его многофункциональностью, поэтому профессиональные требования к учителю представлены и собственной профессиональной эрудицией по преподаваемому предмету, и знанием разнообразных методик обучения, и владением педагогическими технологиями.

В раннем возрасте авторитетом для ребёнка выступают родители. С одной стороны они являются носителями ценностей, которыми должен овладеть дошкольник, с другой — они призваны контролировать процесс овладения этими ценностями.

С поступлением ребёнка в школу происходит расширение круга его общения, появляются новые авторитетные для него лица. Успешность развития личности школьника во многом зависит от того, насколько авторитетными становятся педагоги в его глазах, а также от отношенческих позиций: «ученик — учитель». Возможность влияния педагога на учащихся полностью зависит от его авторитета.

В основе послушания ученика лежат доверие к учителю, убеждённость в его правоте, готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые решения. Высоко ценится учениками высокая предметная компетентность, квалификация, человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость.

Атмосфера, создаваемая авторитетным педагогом, пробуждает стремление к творческой деятельности, самоутверждению, стремлению жить и работать в коллективе.

То, какие чувства ассоциируются у ученика с учителем, имеет первостепенное значение в построении авторитетных отношений. Личные и профессиональные качества учителя могут создавать как позитивные, так и негативные предпосылки, таким образом, либо способствуя формированию его авторитета, либо отягощая ситуацию, и усложняя решение этой проблемы.

Если педагог ориентирован на превосходство своей роли, на авторитарные методы управления, это приводит к потере интереса к учёбе, к безволию и бездумному повиновению ребенка. Власть учителя, не подкреплённая личным авторитетом, оказывает на воспитанников деморализующее влияние.

Существуют ложные формы создания авторитета. Иногда педагоги допускают панибратство в отношениях с учащимися, заискивают перед ними, чем ставят себя в зависимое от них положение. Такие взаимоотношения негативно сказываются на качестве обучения и на авторитете педагога.

Необходимыми качествами педагога являются сила воли, умение до конца довести свои требования, умение владеть своими эмоциями в раздраженном состоянии, уравновешенность, умение избежать высокомерия, многословия, грубых выражений, самовосхваления.

Авторитет отдельного учителя эффективно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива, имеющего свое лицо, единство целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие личности.

Важной составляющей профессионального саморазвития педагога является педагогическая этика. Педагогическая этика — это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Специфика педагогической этики обусловлена тем, что педагог имеет дело с хрупким, изменяющимся «объектом воздействия» — ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Закладывая основы мировоззрения, учитель дает учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому усвоить идеи и ценности высокой морали и стремиться воплощать их в жизнь. Педагогическая этика выявляет особенности проявления педагогической морали, формы реализации принципов нравственности, этических категорий в педагогическом труде.

С этим напрямую связано такое понятие, как педагогическая справедливость — это мера объективности воспитателя, уровня его нравственности, воспитанности, добра, честности, гуманизма. Педагогическая справедливость проявляется в учительской оценке поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности.

Педагогический такт — одна из форм реализации педагогической этики. Педагогический такт — есть проявление чувства меры в деятельности учителя, включающее в себя гуманизм, безусловное уважение личностных достоинств ученика, справедливость, выдержку, умение владеть своими эмоциями и настроением в отношениях с учениками, их родителями, коллегами.

Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему, деловой тон общения, внимательность, чуткость педагога.

О наличии педагогического такта у учителя говорит:

-          внешний облик учителя;

-          умение грамотно и целесообразно оценивать и решать педагогические задачи, выходить из сложных ситуаций;

-          умение сдерживать собственные чувства и эмоции, не терять самообладания в сложной ситуации;

-          умение сочетать разумную требовательность с чутким отношением к ученикам.

В заключение хочется отметить, что формирование эффективного имиджа и прочного авторитета на основе педагогической этики и такта в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога является на сегодняшний день залогом формирования учительского мастерства.

Литература:

1.         Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. — М.: Академия, 1999. — 160с.

2.         Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Владос, 2004.- 224 с.

3.         Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М: Народное образование, 1997.- 320 с.

4.         ЩербаковаТ.Н., Щербакова Е.В Имиджелогия для современного педагога. М.: Перспектива, 2012. — 210 с.

5.         Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы /  «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Часть I): материалы международной заочной научно - практической конференции. (23 ноября 2011 г.) стр.71-83 — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. — 112c.

Основные термины (генерируются автоматически): имиджа педагога, профессионального имиджа педагога, саморазвития педагога, образ человека, Структура имиджа педагога, педагогической деятельности, Похожая статья, авторитета педагога, саморазвития будущего педагога, Авторитет педагога, Внешний вид педагога, профессионального саморазвития педагога, Профессиональную репутацию педагога, Необходимыми качествами педагога, профессиональная нравственность педагога, Возможность влияния педагога, и на авторитете педагога, чуткость педагога, поведения педагога, воспринимаемый образ учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос