Применение в комплексной реабилитации и обучении детей с врожденной расщелиной губы и нёба технологий «1С» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Шатова, Е. А. Применение в комплексной реабилитации и обучении детей с врожденной расщелиной губы и нёба технологий «1С» / Е. А. Шатова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/360/15521/ (дата обращения: 24.12.2024).



Представлена возможность применения технологий «1С» как одного из способов комплексной реабилитации и обучения детей с врожденной расщелиной губы и нёба, а также частота рождения детей с данной патологией в России и в мире. Дистанционное обучение инвалидов поможет решить такие проблемы, как выбор профессии и трудоустройство лиц с атипичной внешностью, а эти проблемы в настоящее время являются наиболее актуальными у подростков с врожденными пороками развития. Приведен пример программного продукта "1С: Электронное обучение. Образовательная организация”, с помощью которого, возможно, осуществлять сопровождение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: врожденная расщелина губы и нёба, врожденные пороки развития, критерии для установления инвалидности, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии «1С», дистанционное обучение, профессиональное образование, качество жизни детей с врожденной расщелиной губы и нёба, комплексная реабилитация, социальная адаптация.

The possibility of USING 1C technologies as one of the ways of complex rehabilitation and education of children with congenital cleft lip and palate, as well as the frequency of birth of children with this pathology in Russia and in the world, is presented. Distance learning for people with disabilities will help to solve problems such as the choice of profession and employment of persons with atypical appearance, and these problems are currently the most relevant in adolescents with congenital malformations. An example of the software product " 1C: E-learning. Educational organization”, with the help of which it is possible to support the training of disabled people and persons with disabilities.

Keywords: congenital cleft lip and palate, congenital malformations, criteria for the establishment of disability, training of disabled people and persons with disabilities, "1C” technology, distance learning, vocational education, quality of life of children with congenital cleft lip and palate, comprehensive rehabilitation, social adaptation.

Врожденная расщелина верхней губы и нёба — один из наиболее распространенных врожденных пороков развития и составляет около 13 % всех врожденных пороков развития человека. Частота рождения детей с расщелиной губы и нёба, по данным разных авторов, в России составляет 1:750–1085, в США — 1:600, в Японии — 1:588, в Африке — 1:2440. Основной причиной роста этой патологии в мире принято считать увеличение количества и мощи тератогенных факторов, а также увеличение числа носителей этого порока развития [9].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет систему оценки качества реабилитации при комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации пациентов с врожденной расщелиной губы и нёба (ВРГН) как стратегическую задачу.

В нашей стране данная патология является одним из критериев для установления групп инвалидности [1].

В Конвенции о правах инвалидов в статье 1 говорится о том, что к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Таким образом, устойчивым физическим барьером можно считать ВРГН.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, с 2018 г. из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». Без учета г. Байконур численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по субъектам РФ в январе 2019 года составила — 670006 человек, в Москве — 39926 человек.

Основной документ, защищающий права ребенка — это Конвенция о правах ребенка, в котором статья 23 посвящена детям-инвалидам, а статья 28 гласит: каждый ребенок имеет право на образование, кроме того, в статье 29 определены цели образования.

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых одно из ведущих мест, занимают дети с врожденной расщелиной губы и нёба [7].

Для детей-инвалидов при оформлении им статуса ребенок-инвалид разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Этим занимаются Медико-социальные экспертизы (МСЭ). Таким образом, дети-инвалиды, согласно ФГОС, должны обучаться в соответствии со своей индивидуальной программой реабилитации.

К сожалению, до настоящего времени в ИПР ребенка-инвалида не прописаны в полном объеме психолого-педагогический аспекты его реабилитации, так как в штат Медико-социальные экспертизы пока не входят специальные коррекционные педагоги и психологи. В связи с этим, для детей-инвалидов приходится составлять адаптированную образовательную программу.

Но уже существует нормативно-правовая база, регламентирующая совместное межведомственное взаимодействие при обсуждении и составлении ИПР для каждого ребенка-инвалида. Опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 723 от 10.12.2013 года «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК)». Целью межведомственного взаимодействия МСЭ и ПМПК должна быть разработка оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Для улучшения качества жизни детей с ВРГН и для полноценной комплексной реабилитации таких пациентов необходимо непрерывное взаимодействие лечебно-диагностического, педагогического и социального подразделений [10].

Проведенное исследование в г. Екатеринбурге показало, что примерно у 85 % респондентов образ детей с расщелиной верхней губы и нёба сочетает в себе одновременно два аспекта: и физический, и психический недостатки. Это в свою очередь приводит к проблеме трудоустройства, так считают 35,2 % респондентов. Остальные отвели, что сегодня трудоустроиться может каждый член общества, у которого есть желание работать, независимо от того, какой порок у человека имеется [5].

По данным отечественных и зарубежных авторов, подростки с данной патологией, не смотря на физические и психические недостатки, получают среднее профессиональное и высшее образование. Например, в проведенном исследовании Набойченко Е. С. и соавт., говорится о том, что молодые люди в своих ответах на вопрос о выбранных профессиях врача или педагога указывали, что они хотели бы в будущем помогать в социально-личностном становлении детям с врожденной челюстно-лицевой патологией.

Профессиональное образование является одним из первостепенных факторов при продвижении по карьерной лестнице, особенно учитывая вступление в законную силу профессиональных стандартов. При этом следует учитывать, что для обучающихся с различными ОВЗ получение профобразования это крайне мощный и эффективный инструмент социальной и трудовой реабилитации, а также большой шаг к обретению и повышению собственной экономической независимости. И в этом процессе во многом помогает применение технологий и ресурсов "1С”, например, получить знания и навыки работы в программах и разработки (запросы, отчеты) на платформе "1С: Предприятие 8" [8].

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья многие образовательные учреждения и сами обучающиеся сталкиваются с проблемами, которые условно можно разделить на две группы — это отсутствие, частичное или полное, специалистов, работающих с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и частичное или полное отсутствие материально-технического обеспечения образовательного процесса инвалидов [8].

Одним из способов решения этих проблем является применение различных дистанционных методов обучения, в том числе с применением технологий и ресурсов "1С”. Перед любой образовательной организацией стоит сложная задача выбора базового программного продукта, который станет основой обучения студента компьютерным информационным технологиям в различных областях. Безусловным лидером в решении этой проблемы является фирма "1С” (ее продукты постоянно развиваются в направлении применения в различных предметных областях; отвечают качествам, наиболее значимым для экономиста, бухгалтера, управленца, инженера; просты и надежны в эксплуатации, внесении изменений в области данных; совместимы программы с другими учетными программами) [8].

В настоящее время существует достаточно большое количество способов обучения: видеоконтент, аудиоконтент, электронные книги, вебинары и online-тренинги. По результатам проведенного исследования Савиным А. Б. и соавт., наибольшее количество баллов набрали online-тренинги.

Дистанционное обучение — это возможность для инвалида получить профессиональное образование. Электронные и интернет-технологии открывают для людей с ограниченными возможностями здоровья новые перспективы и позволяют получить профессию в максимально удобном для себя режиме. Для учебы достаточно иметь компьютер, ноутбук или планшет с интернет-доступом. Данные платформы предлагают следующие преимущества: широкий выбор специальностей, социализация, диплом государственного образца, легкое изучение материала [11].

Кроме того, полученные результаты научного исследования Савина А. Б. и соавт., говорят о правильности выбора критериев авторами, которые применяются к дистанционным методам обучения: актуальность, достоверность, доступность, понятность и, что не маловажно, стоимость.

Реализация и поддержка электронного обучения в образовательных организациях может осуществляться с помощью программного продукта "1С: Электронное обучение. Образовательная организация”, поскольку данный программный продукт соответствует большинству выбранных критериев, а также, с его помощью, возможно, осуществлять сопровождение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор системы "1С” в качестве инструментального средства для осуществления обучения объясняется рядом причин:

– доступные цены на лицензионный продукт;

– дружественная политика фирмы "1С” в отношении образовательных учреждений;

– наличие большого количества методического материала на сайте компании;

– наличие учебников по изучению и использованию программных продуктов, разработанных на платформе "1С: Предприятие”;

– наличие учебных версий продуктов "1С”, которыми обучающиеся могут пользоваться для самостоятельной работы.

Данные исследования показывают, что выбранные критерии являются актуальными, а полученные результаты могут представлять определенный интерес, как для сотрудников образовательных организаций, так и для обучающихся различных возрастных групп, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ [8].

Следовательно, создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой ориентации и интеграции в обществе является важнейший социальной задачей государства. Решение этой проблемы должно проводиться с учетом медико-биологических, социально-правовых позиций [10].

Но в современных социально-экономических условиях в РФ возможности детей с умственными и физическими ограничениями, как и возможности их семей, остаются значительно ограниченными в сфере медицинской помощи, профессионального выбора, образования, трудоустройства, участия в культурной, экономической и политической жизни.

Все это дало нам основание углубленно изучить эту проблему и разработать новые подходы к комплексной реабилитации детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области.

Литература:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н
  2. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 723 от10.12.2013года «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
  4. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов”.
  5. «Конвенция о правах ребенка” (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  6. Набойченко Е. С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью / Специальное образование. № 2. — 2009 г. С. 29–35.
  7. Набойченко Е. С., Баранская Л. Т. Особенности развития эмоционально-личностной сферы у подростков с атипичной внешностью / Образование и наука. № 3 (60). — 2009 г. С. 80–87.
  8. Обухова Н. В. Особенности развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба//Специальное образование. — 2015. -№ 4. — С. 70–87.
  9. Савин А. Б., Олейник Т. В., Шатова Е. А. Возможность применения технологий «1С» как способ реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Сборник научных трудов XIX международной научно-практической конференции «Использование технологий «1С» в образовании и их применение для развития кадрового потенциала цифровой экономики». Под ред. д.э.н., профессора Д. В. Чистова. Часть 1. Москва, 2019 г. С. 566–569.
  10. Стоматология детского возраста: учебное пособие / под ред. Ад. А. Мамедова, Н. А. Геппе. — ГЭОТАР — Медиа, 2020. — 184 с.: ил.
  11. Супиев Т. К., Мамедов Ад.А., Негаметзянов Н. Г. Врожденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2013.
  12. Электронный ресурс удаленного доступа. Онлайн обучение для инвалидов: http://www.csomo.ru/news/onlajn-obuchenie-dlya-invalidov/ (Дата обращения: 29.11.2019 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, врожденная расщелина губы, врожденный порок развития, индивидуальная программа реабилитации, образовательная организация, программный продукт, профессиональное образование, Электронное обучение, верхняя губа, дистанционное обучение.

Ключевые слова

дистанционное обучение, профессиональное образование, социальная адаптация, врожденные пороки развития, врожденная расщелина губы и нёба, критерии для установления инвалидности, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии «1С», качество жизни детей с врожденной расщелиной губы и нёба, комплексная реабилитация

Похожие статьи

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Методические аспекты опроса семей пациентов с врожденными пороками сердца

Врожденные пороки сердца (ВПС) не имеют тенденции к снижению, в структуре причин младенческой смертности занимают ведущее место среди всех врожденных пороков развития, являются причиной инвалидизации детей, характеризуются высокой летальностью при ес...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Похожие статьи

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Методические аспекты опроса семей пациентов с врожденными пороками сердца

Врожденные пороки сердца (ВПС) не имеют тенденции к снижению, в структуре причин младенческой смертности занимают ведущее место среди всех врожденных пороков развития, являются причиной инвалидизации детей, характеризуются высокой летальностью при ес...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...