Инвестирование в здравоохранение Республики Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Инвестирование в здравоохранение Республики Казахстан / С. А. Ющук, Д. К. Рыскулова, А. Д. Абдрахманов [и др.]. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/253/13976/ (дата обращения: 17.12.2024).



За последние годы рынок медицинских услуг в Казахстане претерпел глобальные изменения, сформировалась рыночная среда и устойчивый спрос на широкий спектр медицинских услуг, а объем рынка платных медицинских услуг вырос в разы.

По оценкам экспертов, рынок частного здравоохранения обладает огромным потенциалом роста и развития, но в совершенно новом формате. Очевидно, что ужесточение конкуренции требует использования эффективных подходов управления, опирающихся на современные технологии.

Множественные изменения и огромный потенциал отрасли открывают благоприятные возможности для привлечения стратегических партнеров и получения сверхприбыли при своевременном и правильном входе на рынок.

В последние годы наблюдается повышенное внимание к проблемам в сфере здравоохранения и развития, растет заинтересованность в решении этих проблем и формируется понимание того, что развивающиеся страны и их партнеры должны искать новые пути совместной работы по достижению общих целей. Но несмотря на растущую озабоченность последствиями плохого здоровья и бедности для глобальной безопасности, наряду с обеспокоенностью крайне несправедливыми условиями в мире, тех усилий, которые предпринимались до сегодняшнего дня, недостаточно для решения проблемы дефицита ресурсов здравоохранения. Реализация целей в сфере здравоохранения требует отказа от привычных методов и решительного подхода к работе с фундаментальными факторами, которые ограничивают национальный потенциал и не позволяют странам разорвать порочный круг бедности и болезней [1, с. 84].

Эффективность развития здравоохранения как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т. д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т. д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр: 845 долл. США на душу населения в Испании; 13,5 % ВВП, или свыше 3465 долл. на душу населения в США; 9,4 % ВВП, или 1650 долл. на душу населения, во Франции, 10,3 % ВВП, или 2064 долл. на душу населения, в Канаде). В итоге правительства большинства стран стали разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения и т. д. [2, с. 14].

Следствием этого явились значительные изменения в финансировании медицинских учреждений, которые послужили основной предпосылкой к использованию современных экономических методов управления учреждениями здравоохранения.

Сокращение государственных дотаций, контроль расходов со стороны страховых компаний, внедрение этических стандартов в медицине привели к тому, что со стороны учреждений здравоохранения повысился спрос на внешние дополнительные инвестиции, что привело к росту конкуренции на инвестиционном рынке. Ей способствовало еще и то, что коммерческие предприятия ставят своей конечной целью получение прибыли, которая зависит от качества лечения, а государственные и муниципальные учреждения должны выдерживать конкуренцию, а значит, также совершенствовать услуги, для чего необходимы дополнительные средства.

В данных условиях предприятия заинтересованы как в привлечении дополнительных пациентов, что предполагает предложение высококачественных услуг, работу высококвалифицированного персонала, так и в формировании положительного имиджа устойчивого предприятия, надежного объекта для инвестирования, обладающего дополнительной социальной значимостью.

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Казахстан по данным Агентства по статистике Республики Казахстан представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности вРеспублике Казахстан, 2011–2017гг.

Год

Инвестиции в основной капитал

млн. тенге

в % к предыдущему году

2011

5 010 231

102,9

2012

5 473 161

104,1

2013

6 072 687

106,9

2014

6 591 482

104,2

2015

7 024 709

103,7

2016

7 762 303

110,5

2017

8 749 322

112,7

Итак, согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан в период с 2011 по 2017 год в Казахстане наблюдается ежегодный рост инвестиции в основной капитал. Ежегодный рост составляет от 2,9 до 12,7 % по отношению к предыдущему году. Максимальный рост был зафиксирован в 2017 году. Следует отметить, что данная тенденция к росту наблюдается с 2015 года.

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Казахстан по отраслям экономики по данным Агентства по статистике Республики Казахстан представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности вРеспублике Казахстан по отраслям экономики, 2011–2017гг., млн. тенге

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

109 424

133 945

139 627

173 281

163 907

253 691

Промышленность

2 653 463

2 864 313

3 069 814

3 508 871

3 863 090

4 320 396

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

1 593 634

1 599 703

1 769 433

1 984 974

2 296 567

2 730 134

Обрабатывающая промышленность

481 934

610 666

686 852

728 557

825 290

877 916

Электроснабжение, подача газа, пара

349 759

416 356

441 512

570 185

545 064

490 871

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

228 136

237 589

172 017

225 155

196 169

221 475

Строительство

58 048

70 137

60 159

69 221

98 102

63 667

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

95 587

117 551

113 608

136 040

137 826

156 321

Транспорт и складирование

896 323

1 038 745

1 453 656

1 192 640

1 138 572

1 176 239

Услуги по проживанию и питанию

32 579

41 159

36 218

49 373

48 336

80 780

Информация и связь

137 041

132 746

112 206

122 955

105 371

57 739

Финансовая и страховая деятельность

37 689

37 303

54 067

59 291

53 601

61 523

Операции с недвижимым имуществом

483 185

459 359

527 458

658 511

787 366

916 233

Профессиональная, научная и техническая деятельность

76 554

93 591

60 539

61 591

51 014

51 919

Деятельность в области административного обслуживания

26 239

36 782

28 763

54 942

141 169

237 900

Государственное управление и оборона

54 994

71 455

53 066

47 188

37 446

35 959

Образование

161 610

187 717

154 639

220 360

198 607

207 507

Здравоохранение и социальные услуги

100 439

79 987

103 250

113 950

74 649

64 334

Искусство, развлечения и отдых

74 933

101 423

97 796

113 523

113 630

68 779

Предоставление прочих видов услуг

12 123

6 947

7 821

9 745

12 023

9 316

Итак, согласно представленным данным инвестиции в здравоохранении в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизились на 13,8 %. Всего в структуре инвестиций, инвестиции в здравоохранение в 2016 году составили 0,82 %, что составляет одну из самых низких статей. Для сравнения следует отметить, что ниже только доля инвестиций в «профессиональную, научную и техническую деятельность», «услуги по проживанию и питанию», «информация и связь» и т. д.

Динамика инвестиций инвестиции в здравоохранении в РК в 2011–2016 годах представлена ниже (рис.2).

Рис. 1. Динамика инвестиций инвестиции в здравоохранении в РК в 2011–2016 годах, млн. тенге

Итак, согласно представленным данным в период с 2014 по 2016 год произошло значительное снижение инвестиций в здравоохранение с 113 950 млн. тенге до 64 334 млн. тенге. Снижение составило 56,5 %.

Структура инвестиций в здравоохранение в Республике Казахстан в 2016 году представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура инвестиций в здравоохранение, в строительство, в Республике Казахстан в 2016 году

Итак, в структуре инвестиций в здравоохранение в Республике Казахстан в 2016 году основную долю составляют инвестиции в строительно-монтажные работы — 83 %. Наименьший процент составляет «проектно-изыскательные работы» — 1 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиции в здравоохранении в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизились на 56,5 %. Всего в структуре инвестиций, инвестиции в здравоохранение в 2016 году составили 0.82 %, что составляет одну из самых низких статей.

Анализ ресурсной базы здравоохранения Республики Казахстан свидетельствует о том, что неуправляемое (или слабо управляемое) развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между регионами и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации медицинских организаций в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи.

Для здравоохранения Республики Казахстан характерен высокий уровень износа основных фондов. В сложившихся условиях повышается необходимость повышения ресурсного потенциала здравоохранения, определения стратегических и тактических задач эффективного управления ресурсами здравоохранения. К основным стратегическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести создание системы стратегического планирования развития здравоохранения, разработку сценариев развития здравоохранения, переход на метод БОР (бюджет ориентированный на результат), модернизацию отрасли, переход на отраслевую систему оплаты труда и пр. К основным тактическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести разработку табелей и программ оснащения оборудованием организаций здравоохранения, внедрение бюджетирования в деятельность системы, органов и организаций здравоохранения и пр [3].

Причем эффективное распределение ресурсов должно отражаться, во-первых: в распределении средств между здравоохранением и другими секторами экономики; во-вторых: распределение средств между различными секторами системы здравоохранения (например, между лечением и профилактикой); в-третьих: распределение между отдельными службами здравоохранения.

Литература:

  1. Исмагулова Д. М., Айдаралиева А. А. Понятие инвестиций и их роль в экономике // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.1. — С. 83–86.
  2. Ахметов В. И., Биртанов Е. А. Менеджмент больниц // Open medical channel OMC.– 2007.– № 2(6).– С. 14–16.
  3. Гаврилов С. С., Биртанов Е. А., Салов Р. В., Ахметов В. И. К вопросу о квалификации врачей и среднего медперсонала стационаров РК // Денсаулық сақтауды дамыту журналы.– 2007.– № 1(42).– С. 35–40.
  4. Закон Республики Казахстан № 373–2 от 08 января 2003 года «Об инвестициях».
  5. Данные Агентства Республики Казахстан по статистике.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, здравоохранение, структура инвестиций, инвестиционная деятельность, ресурс здравоохранения, статистик Республики, услуга, эффективное управление, медицинская помощь, основной капитал.