Инвестирование в здравоохранение Республики Казахстан
Авторы: Ющук Сергей Александрович, Рыскулова Дильда Кайратовна, Абдрахманов Аманжол Даулетбекович, Иманов Ерлан Ислямкалиевич, Шван Лилия Александровна, Якубов Рамазан Вагифович
Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением
Опубликовано в
V международная научная конференция «Новые задачи современной медицины» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 15.03.2018
Статья просмотрена: 437 раз
Библиографическое описание:
Инвестирование в здравоохранение Республики Казахстан / С. А. Ющук, Д. К. Рыскулова, А. Д. Абдрахманов [и др.]. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/253/13976/ (дата обращения: 17.12.2024).
За последние годы рынок медицинских услуг в Казахстане претерпел глобальные изменения, сформировалась рыночная среда и устойчивый спрос на широкий спектр медицинских услуг, а объем рынка платных медицинских услуг вырос в разы.
По оценкам экспертов, рынок частного здравоохранения обладает огромным потенциалом роста и развития, но в совершенно новом формате. Очевидно, что ужесточение конкуренции требует использования эффективных подходов управления, опирающихся на современные технологии.
Множественные изменения и огромный потенциал отрасли открывают благоприятные возможности для привлечения стратегических партнеров и получения сверхприбыли при своевременном и правильном входе на рынок.
В последние годы наблюдается повышенное внимание к проблемам в сфере здравоохранения и развития, растет заинтересованность в решении этих проблем и формируется понимание того, что развивающиеся страны и их партнеры должны искать новые пути совместной работы по достижению общих целей. Но несмотря на растущую озабоченность последствиями плохого здоровья и бедности для глобальной безопасности, наряду с обеспокоенностью крайне несправедливыми условиями в мире, тех усилий, которые предпринимались до сегодняшнего дня, недостаточно для решения проблемы дефицита ресурсов здравоохранения. Реализация целей в сфере здравоохранения требует отказа от привычных методов и решительного подхода к работе с фундаментальными факторами, которые ограничивают национальный потенциал и не позволяют странам разорвать порочный круг бедности и болезней [1, с. 84].
Эффективность развития здравоохранения как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т. д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т. д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр: 845 долл. США на душу населения в Испании; 13,5 % ВВП, или свыше 3465 долл. на душу населения в США; 9,4 % ВВП, или 1650 долл. на душу населения, во Франции, 10,3 % ВВП, или 2064 долл. на душу населения, в Канаде). В итоге правительства большинства стран стали разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения и т. д. [2, с. 14].
Следствием этого явились значительные изменения в финансировании медицинских учреждений, которые послужили основной предпосылкой к использованию современных экономических методов управления учреждениями здравоохранения.
Сокращение государственных дотаций, контроль расходов со стороны страховых компаний, внедрение этических стандартов в медицине привели к тому, что со стороны учреждений здравоохранения повысился спрос на внешние дополнительные инвестиции, что привело к росту конкуренции на инвестиционном рынке. Ей способствовало еще и то, что коммерческие предприятия ставят своей конечной целью получение прибыли, которая зависит от качества лечения, а государственные и муниципальные учреждения должны выдерживать конкуренцию, а значит, также совершенствовать услуги, для чего необходимы дополнительные средства.
В данных условиях предприятия заинтересованы как в привлечении дополнительных пациентов, что предполагает предложение высококачественных услуг, работу высококвалифицированного персонала, так и в формировании положительного имиджа устойчивого предприятия, надежного объекта для инвестирования, обладающего дополнительной социальной значимостью.
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Казахстан по данным Агентства по статистике Республики Казахстан представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности вРеспублике Казахстан, 2011–2017гг.
Год |
Инвестиции в основной капитал |
|
млн. тенге |
в % к предыдущему году |
|
2011 |
5 010 231 |
102,9 |
2012 |
5 473 161 |
104,1 |
2013 |
6 072 687 |
106,9 |
2014 |
6 591 482 |
104,2 |
2015 |
7 024 709 |
103,7 |
2016 |
7 762 303 |
110,5 |
2017 |
8 749 322 |
112,7 |
Итак, согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан в период с 2011 по 2017 год в Казахстане наблюдается ежегодный рост инвестиции в основной капитал. Ежегодный рост составляет от 2,9 до 12,7 % по отношению к предыдущему году. Максимальный рост был зафиксирован в 2017 году. Следует отметить, что данная тенденция к росту наблюдается с 2015 года.
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Казахстан по отраслям экономики по данным Агентства по статистике Республики Казахстан представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности вРеспублике Казахстан по отраслям экономики, 2011–2017гг., млн. тенге
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
109 424 |
133 945 |
139 627 |
173 281 |
163 907 |
253 691 |
Промышленность |
2 653 463 |
2 864 313 |
3 069 814 |
3 508 871 |
3 863 090 |
4 320 396 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
1 593 634 |
1 599 703 |
1 769 433 |
1 984 974 |
2 296 567 |
2 730 134 |
Обрабатывающая промышленность |
481 934 |
610 666 |
686 852 |
728 557 |
825 290 |
877 916 |
Электроснабжение, подача газа, пара |
349 759 |
416 356 |
441 512 |
570 185 |
545 064 |
490 871 |
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов |
228 136 |
237 589 |
172 017 |
225 155 |
196 169 |
221 475 |
Строительство |
58 048 |
70 137 |
60 159 |
69 221 |
98 102 |
63 667 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
95 587 |
117 551 |
113 608 |
136 040 |
137 826 |
156 321 |
Транспорт и складирование |
896 323 |
1 038 745 |
1 453 656 |
1 192 640 |
1 138 572 |
1 176 239 |
Услуги по проживанию и питанию |
32 579 |
41 159 |
36 218 |
49 373 |
48 336 |
80 780 |
Информация и связь |
137 041 |
132 746 |
112 206 |
122 955 |
105 371 |
57 739 |
Финансовая и страховая деятельность |
37 689 |
37 303 |
54 067 |
59 291 |
53 601 |
61 523 |
Операции с недвижимым имуществом |
483 185 |
459 359 |
527 458 |
658 511 |
787 366 |
916 233 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
76 554 |
93 591 |
60 539 |
61 591 |
51 014 |
51 919 |
Деятельность в области административного обслуживания |
26 239 |
36 782 |
28 763 |
54 942 |
141 169 |
237 900 |
Государственное управление и оборона |
54 994 |
71 455 |
53 066 |
47 188 |
37 446 |
35 959 |
Образование |
161 610 |
187 717 |
154 639 |
220 360 |
198 607 |
207 507 |
Здравоохранение и социальные услуги |
100 439 |
79 987 |
103 250 |
113 950 |
74 649 |
64 334 |
Искусство, развлечения и отдых |
74 933 |
101 423 |
97 796 |
113 523 |
113 630 |
68 779 |
Предоставление прочих видов услуг |
12 123 |
6 947 |
7 821 |
9 745 |
12 023 |
9 316 |
Итак, согласно представленным данным инвестиции в здравоохранении в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизились на 13,8 %. Всего в структуре инвестиций, инвестиции в здравоохранение в 2016 году составили 0,82 %, что составляет одну из самых низких статей. Для сравнения следует отметить, что ниже только доля инвестиций в «профессиональную, научную и техническую деятельность», «услуги по проживанию и питанию», «информация и связь» и т. д.
Динамика инвестиций инвестиции в здравоохранении в РК в 2011–2016 годах представлена ниже (рис.2).
Рис. 1. Динамика инвестиций инвестиции в здравоохранении в РК в 2011–2016 годах, млн. тенге
Итак, согласно представленным данным в период с 2014 по 2016 год произошло значительное снижение инвестиций в здравоохранение с 113 950 млн. тенге до 64 334 млн. тенге. Снижение составило 56,5 %.
Структура инвестиций в здравоохранение в Республике Казахстан в 2016 году представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура инвестиций в здравоохранение, в строительство, в Республике Казахстан в 2016 году
Итак, в структуре инвестиций в здравоохранение в Республике Казахстан в 2016 году основную долю составляют инвестиции в строительно-монтажные работы — 83 %. Наименьший процент составляет «проектно-изыскательные работы» — 1 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиции в здравоохранении в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизились на 56,5 %. Всего в структуре инвестиций, инвестиции в здравоохранение в 2016 году составили 0.82 %, что составляет одну из самых низких статей.
Анализ ресурсной базы здравоохранения Республики Казахстан свидетельствует о том, что неуправляемое (или слабо управляемое) развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между регионами и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации медицинских организаций в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи.
Для здравоохранения Республики Казахстан характерен высокий уровень износа основных фондов. В сложившихся условиях повышается необходимость повышения ресурсного потенциала здравоохранения, определения стратегических и тактических задач эффективного управления ресурсами здравоохранения. К основным стратегическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести создание системы стратегического планирования развития здравоохранения, разработку сценариев развития здравоохранения, переход на метод БОР (бюджет ориентированный на результат), модернизацию отрасли, переход на отраслевую систему оплаты труда и пр. К основным тактическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести разработку табелей и программ оснащения оборудованием организаций здравоохранения, внедрение бюджетирования в деятельность системы, органов и организаций здравоохранения и пр [3].
Причем эффективное распределение ресурсов должно отражаться, во-первых: в распределении средств между здравоохранением и другими секторами экономики; во-вторых: распределение средств между различными секторами системы здравоохранения (например, между лечением и профилактикой); в-третьих: распределение между отдельными службами здравоохранения.
Литература:
- Исмагулова Д. М., Айдаралиева А. А. Понятие инвестиций и их роль в экономике // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.1. — С. 83–86.
- Ахметов В. И., Биртанов Е. А. Менеджмент больниц // Open medical channel OMC.– 2007.– № 2(6).– С. 14–16.
- Гаврилов С. С., Биртанов Е. А., Салов Р. В., Ахметов В. И. К вопросу о квалификации врачей и среднего медперсонала стационаров РК // Денсаулық сақтауды дамыту журналы.– 2007.– № 1(42).– С. 35–40.
- Закон Республики Казахстан № 373–2 от 08 января 2003 года «Об инвестициях».
- Данные Агентства Республики Казахстан по статистике.