Иностранные инвестиции один из немногих важных факторов развития экономического потенциала страны. На сегодняшний день весь мир в одном огромном потоке использует иностранные инвестиции для развития своих экономических, социальных, общественных и политических слоев государства. Мировой экономический кризис который бушует по миру уэе не первый год все сильнее и сильнее застает в расплох государственный бюджет развивающиихся стран мира, этой участи и не избежал Казахстан. Будучи государством с огромным экономическим потенциалом для развития в момент кризиса возникла острая необходимость в иностранных инвестициях для стабильного существования в кризисное время, так как экономически-ресурсный потенциал страны велик то и инвестиции иностранных государств не стал себя ждать. На сегодняшний день в попытке получить небольшую долю Казахстанских ресурсов есть остаря необходимость создавать или возраждать ту или иную промышленность, а для этого нужны денежные средства по просут говоря инвестиции. Являясь развивающиеся страной и попав под жесткий прессинг экономического кризиса в Республике Казахстан полным ходом широко используются иностранные инвестиции так как в действительности эти самые инвестиции есть куда вложить, Республика Казахстан издревле считаясь центром и перекрсетком великого шелкового пути из востока на запад по сей день не утратила данной культуры быть перекрестком этой самой торговли, в попытке встать на один уровень с такими гиантами мировой торговли как Сингапур или Гонконг наша страна ставит большие стратегические планы для реализации данной идеи.
В Республике Казахстан сегодня иностранные инвестиции регулируются законом «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. Несмотря на хорошую подготовку и грамотность закона, в РК все попрежнему хромает применение и исполнение четкого указания данного законодательства, а значит данный закон все еще не является так таковым подходящим для нынешнего уровня экономического и социального состояния Казахстана. Все чаще для совершенствования и уравновешения законодательства «Об инвестициях» используются в качестве примера законодательства стран которые в данном аспекте уже имеют величайшие успехи и все ще стремительно развиваются оставляя позади такие огромные державы как США, Китай, Россия и мн.др.
Например: Сингапур, Гонконг и Швейцария эти страны по своей то сущности являясь крохотными государствми Синапур и Гонконг и то городами-государствами в плане экономической торговли и стабильности на голову превосходят все страны мира, даже великая экономическая машина Китая не может одолеть четкий но продуманный до мелочей механизм инвестиционного регулирования этих стран. Все дело в четком исполнении законодательств и их жесткий контроль, что и позволило не только законодательству об инвестициях так сильно развится, но и остальные законодательства регулирующие аспекты жизнедеятельности всей страны.
Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде [1, с. 121].
Принятие нового закона является вполне закономерным. Основной инвестиционный закон, который объединил вокруг себя специальные акты, регулирующие инвестиционные отношения и относившиеся до его принятия к различным отраслям законодательства. Необходимо отметить, что с принятием указанных законодательных актов была затронута только малая часть проблем, и нормы закона «Об инвестициях» нуждаются в дальнейшей доработке и в совершенствовании. Поэтому четвертый этап в развитии инвестиционного законодательства можно охарактеризовать следующим образом — этап становления инвестиционного законодательства как самостоятельной отрасли законодательства со всеми присущими ей признаками и характерными чертами, привлечь новые инвестиции в экономику страны. Законом РК об инвестициях какой-либо дифференциации среди инвесторов не проводится: все инвесторы объединены в одну группу, тогда как с учетом особенностей правового статуса можно выделить в отдельную группу инвесторов, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Также в самостоятельную группу инвесторов можно объединить недропользователей, к которым в соответствии с действующим законодательством относится физическое или юридическое лицо, обладающее правом на проведение операций по недропользованию [2, 22].
Аналогичным образом можно выделить и другие группы инвесторов. Позиция законодателя в отношении инвесторов объясняется установлением единого правового режима для иностранных и национальных инвестиций и соответствующим отказом от деления инвесторов на иностранных и национальных. Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Инвесторы, по закону, могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. Права у всех инвесторов, независимо от формы собственности, равны и размещение инвестиций в любые объекты является их неотъемлемым правом, охраняемым законом. Ранее только в отношении национальных инвесторов в специальном законодательстве не было практически ни одной нормы, посвященной их правовому статусу. Хотя, предполагалось, что они обладают всем комплексом прав, закрепленных в Конституции РК, в законодательных и подзаконных актах, а также обязаны соблюдать установленные ими правовые нормы. Иностранным инвесторам [3, 78].
Наряду с признанием их равных прав с национальными инвесторами, предоставлялись дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Относительно установления национального режима иностранным инвестициям, следует сказать, что в юридической литературе не всегда однозначно это воспринимается как позитивный момент. В настоящее время, несмотря на уравнение в правовом положении иностранных и национальных инвесторов, определенные различия остаются:
1) различия обусловлены изначально не правовым режимом инвестиций, а принадлежностью их национальному или иностранному инвестору;
2) ранее законодательством об иностранных инвестициях для иностранных инвестиций устанавливался помимо национального режима и режим наибольшего благоприятствования, то новым инвестиционным законом устанавливается единый национальный режим.
Законодательство РК основано на принципе ограниченного иммунитета, поэтому государство гарантирует сохранение льгот для иностранных инвестиций по контрактам о предоставлении иностранных преференций, заключенным до ведения в действие закона РК «Об инвестициях», до истечения срока, установленного в этих контрактах.
Современная система законодательства в области инвестиций подверглась существенным изменениям по сравнению с прежней системой. С принятием нового закона наконец-то был четко определен правовой статус инвесторов (вне зависимости от того, иностранные это или национальные инвесторы) [4, 148].
В соответствии с инвестиционным законодательством инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Инвестор имеет право: 1) осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами; 2) на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам РК, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством; 3) по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; 4) открывать в банках на территории РК банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в соответствии с валютным законодательством.
Следовательно, действующим законодательством устанавливается равенство в правовом положении национальных и иностранных инвесторов, а также определяется, что инвестору может быть придан статус утвержденного инвестора, в соответствии с которым ему предоставляются значительные льготы и преференции.
Инвестиционные преференции предоставляются посредством заключения контракта с инвестором при условии: соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности; осуществления инвестиций в фиксированные активы юридического лица РК для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий; предоставления необходимых документов, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей инвестора для реализации инвестиционного проекта. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более участников инвестиционного процесса. В соответствии и инвестиционным законодательством РК к ним предъявляются следующие требования: 1) соблюдать установленные нормы и стандарты; 2) выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции; 3) возмещать другим участникам в полном объеме убытки, вызванные прекращением выполнения обязательств по договорам; 4) компенсировать все затраты других участников в случае отказа от дальнейшего инвестирования объекта.
Законодателем определяется только одна группа — инвесторы (независимо от того, иностранные или национальные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность, они обладают равной право — и дееспособностью). Вместе с тем, анализ содержания предписаний закона, позволяет выявить существенные особенности правового статуса инвесторов, заключивших контракт о предоставлении инвестиционных преференций.
Таким образом, результатом обновления системы законодательства Республики Казахстан и изменения содержания самого права стало появление правовых образований, как в системе законодательства, так и в системе права. Формирование инвестиционного законодательства как отрасли законодательства, окажет влияние на состояние системы права. Вследствие того, что появление новой отрасли законодательства объективно приводит к структурным преобразованиям в системе права, дальнейшее развитие которой предполагает образование институтов и отраслей права [5, 35].
В заключении хотелось бы добавить некоторые положения и предложения по данному вопросу по регулированию законодательства об иностранных инвестициях:
- Первое это рассмотреть развитие законодательства об инвестициях в сравнительном анализе со странами которые добились огромных успехов в этом вопросе.
- Рассмотрев и изучив анализ с другими странами следует начать работу по интеграции данных нововведений в Казахстанский законодательный строй, чтобы в свою очередь он смог ужиться в законодательной жизни страны, так сказать подстроить и подточить его под государственный менталитет.
- Чтобы развтите законодательства прошло с большим стартом нужно и усовершенствовать работу тех кто данное законодательство будет рассматривать, а значит работа Парламента так же должна быть улучшена. Только тогда можно расчитывать на успешную работу не только законодательства об инвестициях но и других законов страны.
- Иностранные инвестиции приходят только если хорошо поставлена не только работа законодательства но и менеджмента и маркетинга той сферы куда нужно влоить инвестиции, соответственно следует развить менеджмент и маркетинг для прилива иностранных инвестиций путем жесткого воспитания уже сейчас чтобы нагнать в экономической гонке развитые страны, взяв за освнову их опыт и ошибки.
Литература:
- Дусипов Е. Ш. Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности // Научные труды «Әділет», 3 (29) 2009 — С.121–124.
- Бабаева Б., Кадыров М. Становление и развитие инвестиционного законодательства. // Юрист, 2007. — № 4. — С.22–25.
- Нурлихина Г. Б. К вопросу об иностранных инвестициях в Республики Казахстан // Альпари, 2010. — № 2. — с.78–81
- Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. / Отв. ред. М. К. Сулейменов. — Алматы: Жетi Жаргы, 2005. — 244с.
- Баймолдин А. К. Соотношение гражданского права и инвестиционного права // Актуальные проблемы современного гражданского права: сб. материалов международной научно-теоретической конференции аспирантов и соискателей. / Отв. ред. М. К. Сулейменов. — Алматы: КазГЮА, 2008. — Т.2. — С.135.