Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муштаева, Л. А. Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции / Л. А. Муштаева, Н. П. Бахарева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1.1 (8.1). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1744/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главным фактором преобразования и стабильности экономики в любом государстве, в том числе и в Республике Казахстан является инвестиционная деятельность. Инвестиционные рерурсы, направленные в расширение и модернизацию производственных мощностей, призваны способствовать повышению эффективности производства, обеспечивать накопление оборотных средств и как правило выступают важнейшим элементом совокупных расходов.

Государство, осуществляя целенаправленную финансовую и денежно-кредитную политику, может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Именно государство может управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров и обеспечивать определенную структуру инвестиций.

Процесс диверсификации, модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан осуществляется на основе масштабной Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы. Целью данной программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех Программы связан с достижением Казахстана поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса, повышению конкурентоспособности страны, снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом «принципа желтых страниц», вхождению Казахстана в Индекс доверия при ПИИ, индикаторов человеческого капитала. Кроме того, эффективность реализации Программы зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию.

В настоящее время в сложившейся экономической и политической ситуации индустриализация страны напрямую зависит от иностранных инвестиций. Это не раз подчеркиквает глава нашего государства. Н.А. Назарбаев особую роль отводит в интеллектуальным трансфертам и инвестициям технологий. Изучив опыт индустриально развитых стран, совершивших резкий скачок индустриального развития в прошлом веке, стоит заключить, что на самом деле для построения новой наукоемкой экономики данные направления инвестиций являются флагманскими [1].

В целом, ситуацию по привлечению прямых иностранных инвестиций можно считать в Казахстане удовлетворительной, хотя изменения в структуре есть и в положительную и отрицательную сторону. Этому свидетельствует проведенный анализ статистических данных. Например, если доли иностранных инвестиций в добыче сырой нефти и природного газа и в финансовую и страховую деятельность имеет тенденцию к уменьшению на 18 и 2 процента соответственно, то доли инвестиций в геологоразведку и обрабатывающую промышленность увеличились соответственно на 6 (38% против 32%) и 1 процентов (11% против 10%) [2].

В настоящее время Республика Казахстан ведет активную работу с инвесторами из 88 стран мира – 413 инвесторов имеют интерес к экономике нашей страны. Из 228 запланированных инвестиционных проектов более 35% уже реализовано (81 проект на сумму в 8,8 млрд. долл. США) [2].

Отметим основных лидеров в реализованных проектах по сумме инвестиций: Алматы и Алматинская область – 2,6 млрд. (17 проектов), Павлодарская область – 2,1 млрд. долл. США (4 проекта), Мангыстауская область 0,7 млрд. долл. США (4 проекта).

Достаточно высоки результаты в привлечении приоритетных инвесторов:

- совместно сToyota Motors Corporation - сборка автомобилей на территории РК;

- совместно с Eurocopter (Франция) - производство и техническое обслуживание легких двухдвигательных вертолетов в Астане;

- совместно с General Electric (США) - строительство локомотивосборочного завода в Астане;

- совместно с Toshiba Corporation, Sumitomo (Япония) - производство продукции чистых и редких металлов для атомной промышленности в ВКО.

Результаты работы Республики Казахстан по привлечению иностранных инвестиций имеют свои результативные особенности:

  1. Наша страна занимает второе место среди стран СНГ по объему накопленных прямых иностранных инвестиций, при этом является лидером по объему накопленных иностранных инвестиций на душу населения, опережая Российскую Федерацию и другие страны СНГ.
  2. Казахстан занимает первую позицию среди государств среднеазиатского региона по уровню инвестиционного потока в страну.
  3. За последние 20 лет ежегодные темпы роста объема прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан составляют более 20%, что больше показателя таких стран, как Чешская республика, Швеция, Южная Корея, Япония, Бразилия, Турция, Великобритания, Италия, Германия, США.

Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30% от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12%. Казахстан, лидирующий экспортёр продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако среднедушевой экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан вдвое ниже, чем в России.

В настоящее время Казахстан перешел к реализации второй пятилетней программы индустриализации на 2015-2019 годы [3,4,5]. Основным разработчиком программы ФИИР-2 является АО «Казахстанский институт развития индустрии». Концепция государственной программы широко обсуждалась и с нацхолдингами, и с Национальной палатой предпринимателей, и с экспертами.

Специфика казахстанской экономики предъявляет особые требования к системе управления инвестиционной деятельностью. Неоднозначный опыт экономик других стран, базирующихся на углеводородном сырье, обращает внимание на риск укрепления реального эффективного курса национальной валюты из-за притока иностранной валюты, полученной от экспорта сырья, что в свою очередь приводит остальные сектора экономики, кроме нефтяного, к неконкурентоспособности, обрекая их на вымирание. Увеличивающаяся недостаточность развития несырьевых секторов экономики сделала национальную экономику, а в особенности государственный бюджет, зависимыми от колебания цен на сырье.

Экономика Казахстана построена в настоящий момент на перераспределении природной ренты. Более 50% консолидированного бюджета – это доходы от сырья, т.е. налоги сырьевого сектора и трансферт Национального фонда РК, более 80% экспорта – сырье [6]. При снижении цен на сырье высока вероятность падения в неторгуемых секторах, к которым в основном относятся наши сервисные секторы.

Весь прошедший период в Казахстане наблюдалось увеличение доходов страны от экспорта природных ресурсов за счет резкого роста цен на экспортируемые ресурсы. Наблюдалось увеличение спроса на мобильные производственные ресурсы, в результате чего происходил отток факторов производства из обрабатывающего сектора экономики в ресурсодобывающий и сектор, производящий неторгуемые на мировом рынке товары. В ресурсно-сырьевом секторе это происходило благодаря росту либо мировых цен, либо доходности экспорта. Повышение благосостояния, возникающее в результате роста экспортных доходов, всегда имеет краткосрочный характер; в долгосрочной перспективе, подавляя темпы производства в обрабатывающем секторе, этот рост ведет к замедлению технического прогресса и в конечном итоге экономического развития.

Для снижения риска от углеводородной зависимости Казахстан проводил политику, позволяющую сгладить негативный эффект падения цен на нефть, а именно жесткую налогово-бюджетную политику повышая качество инвестиционного климата.

Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности ключевыми проблемами по-прежнему остаются:

1) недостаточное стимулирование трансферта передовых технологий;

2) неэффективность механизмов для решения и поиска приоритетных технологических задач предприятий и бизнеса;

3) низкий уровень восприимчивости бизнеса к инновациям технологического характера;

4) нехватка технологических и управленческих компетенций;

5) неразвитость инновационных технологий в системе образования;

6) несовершенство системы контроля за реализацией инновационных проектов.

Актуальным остается вопрос повышения эффективности системы управления инвестиционной деятельностью, что требует тщательного отбора форм и методов регулирования инвестиционной деятельности. Для активизации инвестиционной деятельности рекомендуют создание необходимых для этого условий. В их число включают: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установление специальных налоговых режимов; защиту интересов инвесторов; предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

принятие антимонопольных мер; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; создание собственных инвестиционных фондов.

Преимущество принятого Республикой Казахстан подхода к построению системы управления инвестиционной деятельностью заключается в том, что это не только налоговые каникулы, но и измененный порядок разрешения инвестиционных споров: во-первых, используется более широкое понятие инвестиционных споров; во-вторых, допускается разрешение всех инвестиционных споров в международных арбитражных органах.

Управление инвестиционной деятельностью может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия. Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Литература:

  1. Официальный сайт Международного информационного агентства «Казинформ» [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.inform.kz/rus.
  2. Журнал «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан», 2015 [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.stat.gov.kz
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы. [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000627
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2014 года № Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019гг. [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400001159
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № Обутверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстанна 20152019 годы [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400001418
  6. Ахунбаев А. Стабилизирующее воздействие Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) на экономику Казахстана [Электрон. ресурс]. – – URL: http://bnews.kz/ru/blogs/evraziiskii_ bank_razvitiya/post/119/
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, инвестиционная деятельность, обрабатывающая промышленность, США, инвестиция, страна СНГ, государство, проект, Республика, Япония.

Похожие статьи

Финансовый контроль в РФ и Оренбургской области: анализ и пути совершенствования

Проблемы формирования ипотечного рынка в Республике Беларусь

Энергосбытовая деятельность в Республике Беларусь. Состояние дел, проблемы и перспективы развития

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки

Региональный инвестиционный фонд: правовой аспект, реализация проектов и тенденции развития региональной инвестиционной деятельности

Государственная структурно-инвестиционная политика: основные тенденции и проблемы реализации в современных условиях

Инвестиции в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Похожие статьи

Финансовый контроль в РФ и Оренбургской области: анализ и пути совершенствования

Проблемы формирования ипотечного рынка в Республике Беларусь

Энергосбытовая деятельность в Республике Беларусь. Состояние дел, проблемы и перспективы развития

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки

Региональный инвестиционный фонд: правовой аспект, реализация проектов и тенденции развития региональной инвестиционной деятельности

Государственная структурно-инвестиционная политика: основные тенденции и проблемы реализации в современных условиях

Инвестиции в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Задать вопрос