Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения студентов и активизация практик здорового образа жизни в медицинском вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 30.10.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Тихомиров С. М. Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения студентов и активизация практик здорового образа жизни в медицинском вузе [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 79-84. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/252/13168/ (дата обращения: 19.06.2018).



Прекращение реализации федеральных целевых программ профилактики наркомании в России в 2009 году, через несколько лет заметно ухудшило и сделало напряжённой наркологическую ситуацию, в том числе в среде студенчества. Потребление психоактивных веществ оказывает отрицательное влияние на здоровье, поведение, социализацию студентов. Улучшение ситуации возможно проведением в вузах постоянной системной превенции аддиктивного поведения. На основании опыта вуза и анализа результатов исследования предлагается вариант оздоровительной программы для студентов.

Ключевые слова: психоактивные вещества, аддиктивное поведение, профилактика, здоровый образ жизни

Развитие медицины в конце ХХ — начале XXI века приблизило её к холистическому взгляду на здоровье. Акцент исследований сместился с предупреждения развития заболеваний на сбережение здоровья, его развитие и созидание, то есть на оздоровление. Сохранение здоровья здоровых, применительно к био-психо-социальной модели неинфекционных патологий трактуется как повышение функциональных ресурсов и адаптационных возможностей человеческого организма в предупреждении заболеваний, а также улучшение качества жизни лиц, здоровье которых уже ослаблено воздействием неблагоприятных факторов среды и условий жизнедеятельности, или уже имеющих донозологические расстройства здоровья. Активизировалось синергетическое изучение процесса саногенеза, развитие валеологии в рамках антропологического, гигиенического, гуманистического, физкультурного направлений.

Медико-гигиеническое направление — процесс взаимосвязанной деятельности администрации вузов, преподавателей и медицинских сотрудников. Результатами его являются организация медицинских кабинетов, в которых осуществляется диспансеризация студентов, проводятся прививки, оказывается консультативная и неотложная помощь, проводятся мероприятия по санитарному просвещению студентов и преподавателей и т. д.

Значимое место занимает физкультурно-оздоровительное направление, цель применения технологий которого — физическое развитие учащихся. Для этого проводятся занятия по физической культуре, создаются спортивные секции, регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, соревнования.

Разработка здоровьесберегающих методик привела к созданию экологических технологий сохранения здоровья, направленных на гармонизацию условий жизни человека и его деятельности с природой; возникли технологии, преподаваемые в качестве отдельного предмета — технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Деятельность инженерно-технических служб, инспекций по охране труда, пожарных инспекций, строителей формирует безопасную среду для оздоровления студентов.

Формируются педагогические технологии здоровьесбережения:

– организационные — определение структуры учебного процесса, превенция гиподинамии и переутомления и др.;

– психолого-педагогические технологии — сопровождение учебного процесса;

– учебно-воспитательные технологии — обучение студентов заботе о своём здоровье, ведению правильного образа жизни, отказу от потребления ПАВ.

Дополнением служат элективно реализуемые образовательные технологии:

– социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии — формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение психологических адаптационных ресурсов личности, социально-психологические тренинги;

– лечебно-оздоровительные технологии — лечебная педагогика и лечебная физкультура, обеспечивающие восстановления физического здоровья студентов [1].

Исследование наркологической ситуации в медицинском вузе ставило своей целью выяснение актуальности проведения превенции аддиктивного поведения студентов медицинского вуза, для чего изучались распространённость и характер потребления психоактивных веществ (ПАВ) в студенческой среде.

Задачами выполнения работы было выявление приёма ПАВ (никотина, алкоголя, безалкогольных кофеинсодержащих напитков, наркотических веществ), характера потребления, факторов риска и защиты здоровья от действия ПАВ.

Материалы и методы исследования

Пилотажное исследование для достижения цели был проведено у студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова в 2015/2016 учебном году с официального разрешения руководства вуза.

Методом было групповое анонимное анкетирование. Количество опрошенных составило 470 человек (121 юноша и 349 девушек) в возрасте от 17 до 26 лет. Средний возраст студентов составил 18, 2 года. Полученные данные были подвергнуты математической обработке с применением статистической программы «SPSS», версия 17. Проведён сравнительный анализ с использованием критерия Стьюдента и корреляционный анализ, подтвердивший данные. Полученные методом статистического анализа. Выводы исследования сделаны на основе результатов, достоверных при уровне значимости p< 0, 05.

Результаты и их обсуждение

Ответы опрошенных студентов выявили:

– массовую распространенность потребления различных ПАВ, с преобладанием курения табака и потребления алкоголя;

– раннее начало первой пробы ПАВ, относящееся к возрасту обучения в старших классах школы;

– распространенность вовлечения в потребление ПАВ со стороны значимых близких людей;

– неполноту, поверхностность и односторонность знаний о рисках здоровья вследствие приема ПАВ;

– сочетание осуждения приема ПАВ и заявлений о ведении здорового образа жизни с практиками потреблением ПАВ.

Результаты исследования отразили недостаточность эффекта от мероприятий по сохранению здоровья обучающихся в вузе в 2012–2014 годах. Приведенные факты предполагают оценку наркологической ситуации как напряженную.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — открытая интегративная система активных взаимоотношений человека, побуждаемого мотивами сохранения и развития здоровья, с самим собой, обществом и природой, построенной на взаимосвязи внутренних компонентов, оказывающих влияние непосредственно на организм человека, и внешних, связывающих человека с окружающей средой. Являясь цивилизационным феноменом, возникшим в древности и эволюционирующим и в настоящее время в качестве направления культуры, система ЗОЖ корректируется, дополняется, интегрирует в себя новые знания, существуя для защиты от многих болезней и как условие активного долголетия.

Составляют ЗОЖ, интегрированные в это личностное образование, компоненты:

– когнитивный, включающий в себя научные знания и бытовую информацию об устройстве организма, общества, природы их связи и взаимодействии;

– ценностно-мотивационный, обуславливающий: осознание жизни и здоровья как наивысших ценностей; значимость ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья; осмысливание жизни, инициирующее стремление к саморазвитию;

– деятельностный, включающий механизмы практической реализации усвоенных знаний и приобретенных навыков, организацию и планирование жизнедеятельности, адекватный уровень самоконтроля за состоянием здоровья.

Реализация ЗОЖ — это процесс гармонизации поведения, ориентирование его на здоровьесбережение, становление системы действий, направленных на сохранение, укрепление и развития здоровья, снижение заболеваемости и увеличения длительности периода активной жизни.

Компоненты ЗОЖ интегрируются по мере встраивания в открытую систему здорвьесберегающего, здоровьеразвивающего и здоровьесозидающего поведения. Эффективность ведения ЗОЖ возрастает по мере увеличения количества его компонентов. ЗОЖ невозможен без соблюдения морально-этических норм, сочетающих нетерпимость к несправедливости и злу с толерантностью к другому адекватному мнению, ассертивной коммуникацией. Исследования последних лет включают в содержание ЗОЖ ассертивное поведение как профилактику агрессии, экологию человека для гармонизации его взаимодействия с природой.

Рис. 1. Вариант составных компонентов системы ЗОЖ

Отказ от потребления ПАВ как компонент ЗОЖ является базовым, так как формирование здоровья возможно только на основе трезвости, ведь прием ПАВ — это фактически острая химическая травма (стресс), старт формирования химической зависимости. Представители наркобизнеса, наоборот, поддерживают укоренившиеся в сознании населения заблуждения о том, что алкоголь и табак едва не лучшие средства для снятия стресса.

Компонентом противодействия разрушению здоровья служит личностная и социальная идентификация, Я-социальное. Процесс социализации — это интериоризация человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, оптимизирующих его жизнедеятельность, адаптирование в социуме на правах члена общества. Он включает в себя также воспитание, моду, подражание. Результаты воздействия на личность формальных актов (законы) и неформальных институтов (культура, воспитание, обычаи, традиции) являют собой сочетание социально контролируемых и спонтанных воздействий.

Последние годы дополнили науку дисциплиной «социология медицины»; в ней интенсивно разрабатывается категория здорового образа жизни «социальное здоровье», исследуются решения таких вопросов, определяющих практики ведения ЗОЖ, как:

– социализация и социальная мобильность;

– социальная активность, социальная активность, преобразующая деятельность и эффективное функционирование в социуме;

– социальная адаптация;

– поведение, не нарушающее социального порядка и возможности реализации своих социальных функций, соответствующих норме;

– социальное взаимодействие и интеграции индивида в макро-, мезо-, и микрообщество, в различные социальные связи и отношения;

– жизненной удовлетворённости личности социальными связями и отношениями [2].

Концепция профилактики потребления ПАВ в настоящее время являет собой холистическую систему понятий, характеризующих содержание работы по превенции наркологических расстройств и формирование идеологии ЗОЖ, её внедрения в мировоззрение; задачи, цели и принципы деятельности её субъектов; необходимость концепции заключатся в представления единого содержания и смысла превентивной деятельности всеми её участниками. Федеральная концепция РФ по данному направлению изложена в документе «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утверждённом указам президента Российской Федерации № 690 от 09 июня 2010 года [3].

Здравоохранение постепенно должно стать целенаправленной институциональной сферой сохранения, развития и воспроизведения здоровья населения страны. Дополнением к наукам, разрабатывающим тематику «здоровье для всех» становится такая научная дисциплина как социология медицины.

Финансово-экономические условия в настоящее время не предоставляют возможность государственного финансирования программ профилактики потребления ПАВ в масштабах всей страны. С 2009 года федеральные целевые программы в области наркологической превентологии не реализуются. Отдельные регионы, понимая, к чему может привести локальная напряжённость наркологической обстановки, каковой она сегодня в России и является, изыскивают средства для реализации проектов и программ профилактики наркологических расстройств.

Государственный уровень охраны здоровья обеспечивает и осуществляет разработку законов и нормативов, финансирование здравоохранения, образования, культуры, досуга, окружающей среды, направленной на его сохранение. Успешным сохранение здоровья, его укрепление, развитие, созидание становится в зависимости от наличия идеологии здоровья, его культуры, направленной на осознание ценности здоровья и формирование разумного к нему отношения.

Имеющаяся в открытом доступе информация о проведении превенции аддиктивного поведения в России фрагментарная, неполная. В стране отсутствует единая база данных о реализуемых социальных проектах и программах в области здоровья, в том числе и по предупреждению потребления ПАВ и внедрения идеологии ЗОЖ в среду студентов. Наличие базы позволило бы осуществить разработку единого стандарта для проектирования и реализации программ вмешательства в сферу здоровья, проводить в дальнейшем аналитическую работу для повышения их результативности и эффективности, отбора лучших из них для распространения положительного опыта. В настоящее время результаты подавляющего большинства профилактических программ не исследуются и не оцениваются, хотя о необходимости установления «обратной связи» при реализации антинаркотических программ в школе начали писать сразу после их практического внедрения.

Оперативность при выявлении рисков здоровью и способности к активному участию в учебном процесс, увеличивает успешных превентивных и корригирующих мер. Также эффективность превенции в значительной степени зависит от своевременности и полноты анализы и оценки достоверной информации об аддиктивном поведении студентов. Актуальным становится создание методического фундамента профилактической работы для обобщения, систематизации, ранжирования по значимости информации о факторах неблагополучно влияющих на здоровье студенческой молодёжи. Фундаментом может стать регулярный ежегодный мониторинг аддиктивного поведения студенчества. Доказательность выводов при его анализе возможно существенно увеличить, параллельно анализируя результаты диспансеризации студентов, данные об их успеваемости, степени участия в общественной жизни вуза, информации о социальном положении обучающихся.

Выводы

Материалы проведённого скрининга актуальной наркологической ситуации в медицинском вузе необходимо проанализировать для составления целостной концепции формирования мотивации ценностного отношения к ЗОЖ у студентов конкретного вуза. Необходимо объединить усилия участников проекта, чтобы они могли, взаимно дополняя свои компетенции, организовать единое валеологическое пространство и создать инфраструктуру для реализации превентологической деятельности в образовательной среде путем целевого системного воздействия на целевые группы профилактики.

Необходимо, учитывая изменение взгляда на профилактику потребления ПАВ с акцента на снижении спроса и предупреждения заболеваемости на позитивную направленность воздействия, формирующую в сознании студентов идеологию здорового образа жизни, с ее последующим закреплением, развитием, ретрансляцией не только будущим пациентам, но и окружающим людям при коммуникации.

Прототипом содержания превентологической концепции должны быть:

  1. Общие положения — законодательные основания разработки концепции.
  2. Основные понятия концепции.
  3. Актуальность концепции.
  4. Цель и задачи концепции.

Цель — физическое, психическое и нравственное укрепление, развитие и совершенствование будущих врачей как носителей идеологии ЗОЖ.

Задачи — создание на базе медицинского университета системы организационных, педагогических, психологических и медицинских мероприятий, концентрируемых на формировании и воспитании у будущих врачей — специалистов установки на ведение и активную пропаганду ЗОЖ и инфраструктуру на функциональной основе реализующую мероприятия концепции.

  1. Принципы реализации концепции.

– холистическое воздействие на все компоненты проблемы аддиктивного поведения и факторы риска угрозы здоровью студентов;

– приоритетность оздоровительных и превентивных мероприятий;

– доступность практической реализации технологий и методик здоровьесберегающих, здоровьеразвивающих, здоровьесозидающих и валеологических мероприятий;

– непрерывность проведения оздоровительных мероприятий;

– формирование и сохранение ценности здоровья и ответственности за его качество для себя, себя, своей семьи, окружающих людей.

  1. Координация и оценка эффективности реализации концепции.
  2. Основные направления работы по реализации концепции.
  3. Сроки, этапы и ожидаемые результаты.

Проектирование модели профилактической программы в области здоровья необходимо осуществлять с достоверной проработкой следующих компонентов:

– оценка конкретной ситуации, которую необходимо изменить внедрением программы;

– оценка объёма имеющегося ресурсного обеспечения;

– анализ и оценка существующих знаний и научно обоснованных вмешательств в данной области, внедрение которых возможно;

– определение задач и приоритетов реализации проекта;

– модификация и социокультурная адаптация проекта к местным условиям;

– пилотное тестирование методик проекта;

– коррекция при необходимости содержания проекта при его реализации;

– исследование, анализ, оценка непосредственных, промежуточных и отдалённых результатов проекта [4].

Преодоление выявленных девиантных тенденций возможно проведением постоянной профилактической работы со студентами медицинского вуза, включающей не только предупреждение потребления ими ПАВ, но и формирование у них идеологии, установки на трезвый образ жизни и здоровьесозидающее поведение, культуры здоровья.

Противодействие потреблению ПАВ в медицинском вузе должно осуществляться путём организации и постоянного проведения мероприятий по формированию и внедрению идеологии ЗОЖ в жизнь студенческого сообщества, согласно программе, включающей компоненты знания из таких научных дисциплин как культурология, психология, педагогика, психиатрия-наркология, социология. Положения идеологии и практики реализации ЗОЖ должны быть интегрированы в содержание всех преподаваемых в вузе дисциплин. Профилактическая программа должна активизировать деятельность всех кафедр медицинского вуза по пропаганде ЗОЖ.

Воплощение в жизнь такого синергетического по форме и содержанию подхода к первичной профилактике потребления ПАВ в коллективах студентов показала свою эффективность, которая выражалась в возрастании интереса и активности студентов в восприятии информации об опасности и вреде потребления ПАВ, преимуществах ЗОЖ. Они стали чаще обращаться к поиску достоверной информации по наркологическим проблемам в СМИ, сети Интернет, ТВ. Они стали чаще принимать участие в тематических диспутах, беседах, больше доверять материалам, агитирующим за идеологию ЗОЖ. У них появился скепсис в отношении «романтики и прелести» образа жизни, включающего в качестве обязательного компонента потребление ПАВ.

Скрининг потребления ПАВ, определение распространённости аддиктогенных девиаций в студенческой среде должны явиться обязательным этапом пропагандирования и внедрения идеологии ЗОЖ в сознание студентов. Формирование мотивации на вовлеченность в общественную жизнь вуза, дальнейшее участие в организации и осуществлении рекреационных программ проведения досуга, привлечение студентов в волонтерские и добровольческие программы, альтернативные потреблению ПАВ должно стать массовым явлением.

Уточнение масштаба потребления ПАВ в конкретном вузе, его характера, выявление лиц, имеющих в прошлом опыт потребления ПАВ и лиц, с пагубным потреблением ПАВ, требует уже не только постоянного выполнения мероприятий по первичной профилактике, а проведение в обязательном порядке уже вторичной профилактики и медико-психологической коррекции, алгоритм и технологии которых имеют в настоящее время форму методических рекомендаций, разработанных Министерством Здравоохранения Российской Федерации [5]. Знания факторов риска здоровью в конкретном вузе конкретизируют цели и задачи превентологических мероприятий, ориентируют их и позволят исключить и/или снизить негативное влияние условий и факторов риска здоровью. Оптимальным и наиболее эффективным и результативным следует считать снижение факторов риска в четырех сферах: общество, вуз, семья, группа сверстников. Необходимы солидарные усилия медиков, преподавателей, психологов, родственников, социальных партнёров, задействование правовых и организационных ресурсов, приводящее к развитию возможностей нормативного функционирования личности студента.

Рекомендации медиков коррелируют с основами современных стандартов, формирующихся для оптимального развития информационной, коммуникативной, самоорганизующей и самообразовывающей компетентностей современного обучающегося. Сочетанные усилия участников образовательного процесса должны быть направлены и сосредоточены на увеличение готовности студентов медицинского вуза к самоорганизации оздоровительной деятельности. Критериями уровня этой готовности являются:

– осознанная мотивация к принятию идеологии ЗОЖ и необходимости её практического воплощения в жизнь;

– системное знание об интегративной модели здоровья, факторах, детерминирующих ЗОЖ;

– знание методов и методик оздоровительных занятий, способов достижения оздоровления организма;

– умение планировать и организовать собственные оздоровительные практики;

– наличие убеждённой активной позиции в самоорганизации и соблюдения ЗОЖ.

Только синергетическое воздействие всех лиц, ответственных за состояние здоровья студентов по единому плану действий позволит реализовать в медицинском вузе систему эффективных мероприятий по профилактике рисков для здоровья студентов на уровне международных стандартов [6, 7]. Системный процесс формирования ценностных ориентаций на ЗОЖ является жизненно необходимым для обеспечения здоровья студентов как с позиций здравоохранения, так и экономической безопасности страны.

Литература:

  1. Сидоров П. И. Наркологическая превентология: от медицинской профилактики к мультидисциплинарной превенции // Наркология, 2004. № 1. С. 48–51.
  2. Гафиатулина Н. Х., Косинов С. С., Самыгин С. И. Социальное здоровье российской студенческой молодёжи: мезосоциальные факторы влияния // Гуманитарий Юга России, 2017. Том 23, № 1. С. 82–89.
  3. Указ президента Российской Федерации от 09 июня 2010 г. «Об утверждении «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями в редакции от 07 декабря 2016 года) // Собрание законодательства РФ, № 24, 14.14.2010, ст. 3015.
  4. Цветкова Л. А., Антонова Н. А., Ерицян К. Ю. Методические разработки профилактических проектов в сфере здоровья: учебное пособие. — СПб. Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2013. — 55 с.
  5. Корчагина Г. А., Фадеева Е. В., Зенцова Н. И., Григорьева А. А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методические рекомендации МЗ РФ. — М.: ННЦ наркологии. 2012.- 53с.
  6. Международные стандарты по профилактике употребления наркотиков. — Вена.:УНП ООН, 2013. — 55с.
  7. Ghodse H. Guiding principles of drug demand reduction: an international response // British Journal of Psychiatry (1999), 175, 310–312.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский вуз, потребление ПАВ, здоровый образ жизни, внедрение идеологии, Российская Федерация, поведение, наркологическая ситуация, мероприятие, здоровье, Россия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос