Как преодолеть табакокурение в медицинской среде? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Зайцева О. Е. Как преодолеть табакокурение в медицинской среде? // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 677-678. — URL https://moluch.ru/archive/53/7196/ (дата обращения: 16.12.2018).

Огромное значение руководством нашей страны в настоящее время уделяется вопросам здоровья нации. Укрепление здоровья граждан и возрождение профилактического направления в здравоохранении — это те цели Национального проекта «Здоровье», которые уже сегодня могут быть реализованы на практике, например, врачами, начиная с самих себя. В главе 4, статье 27 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья [1]. В рамках реализации Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) образовательный процесс в медицинском вузе также нацелен на формирование здоровьеориентированных общекультурных компетенций будущих врачей. Врачи являются тем ключевым и базовым звеном политики национального здоровья, которое демонстрирует владение и реализацию теоретических знаний, полученных в вузе, в своей социальной деятельности, в процессе санитарно-просветительной работы в отношении формирования на своем примере здорового образа жизни у населения. Компетентностный подход врачей к охране своего здоровья будет лежать в основе рекомендаций для их пациентов.

Профилактика болезней дыхательной, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, онкологических заболеваний в первую очередь предусматривает отказ от вредных привычек. Применяют ли врачи к охране своего здоровья в повседневной жизни, полученные в медицинском вузе знания о вреде табакокурения? На курсе клинической фармакологии кафедры фармакологии № 1 Башкирского государственного медицинского университета проведен контроль наличия вредных привычек у врачей-интернов, обучавшихся по специальностям «Акушерство и гинекология» и «Анестезиология и реаниматология». В ходе исследования использовался метод анкетирования интернов, обобщение и анализ полученного материала на предмет выявления в их популяции табакокурения.

В исследовании приняли участие 80 врачей-интернов (19 мужчин и 61 женщина), в возрасте от 23 до 35 лет, 70 % из которых имели средний возраст 23,5 года. По результатам анкетирования 54 (67,5 %) интернов никогда не курили, 3 (3,75 %) были курильщиками в прошлом, а 23 (28,75 %) продолжают курить в настоящее время. Причем среди курящих врачей-интернов доля лиц женского пола составила 58 %. И если курение табака у мужчин носит регулярный характер только у 40 %, то регулярность курения отмечена у 86 % женщин! Регулярно курящие интерны мужского пола выкуривают от 10 до 20 сигарет в сутки, женского пола — от 5 до 15.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о некомпетентностном подходе врачей-интернов по отношению к своему здоровью. 28,75 % вчерашних выпускников выходят из стен медицинского вуза с никотиновой зависимостью, 58 % из которых составляют женщины — репродуктивный потенциал нашей страны.

Общепризнанным считается, что состояние здоровья нации зависит от уровня здравоохранения только на 10–15 %, и на 85–90 % — от образа жизни, питания, экологической обстановки, наследственной предрасположенности. Врачи-интерны, имея высшее медицинское образование, и население (не имеющее такового), которому внушают осознание необходимости вести здоровый образ жизни, оказываются в своеобразном противоречии. С одной стороны, врачи активно на словах пропагандируют отказ от вредных привычек и важности сохранения здоровья, с другой стороны, сами врачи в реальной жизни продолжают курить.

В основе современных тенденций в образовательном процессе медицинского вуза заложена необходимость воссоздания формирования культуры здоровья студентов, и приобщения будущих специалистов к здоровому образу жизни. Наработки в сфере гигиенических знаний не дают ожидаемого результата, так как в их основе лежит пассивно-информационный подход, а не активно-мотивационный. Формирование общечеловеческих, культурных компетенций в области здорового образа жизни студентов и, в дальнейшем, врачей-интернов зависит от усилий преподавателей всех специальностей, профессорско-преподавательского состава, при этом результаты будут тем эффективнее, чем выше уровень культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса. Однако до сих пор, и это демонстрируют результаты исследования, сохраняется проблема отсутствия приоритета здорового образа жизни в самом медицинском сообществе, недостаточная интерпретация его составляющих в образовательном пространстве. У врачей-интернов нет убежденности в необходимости присвоения ценностей культуры здоровья и их дальнейшей трансляции в предстоящей профессиональной деятельности.

По итогам проведенного исследования представляется целесообразным в процессе обучения в медицинском вузе на базе ФГОС ВПО больше внимания уделять вопросам, направленным на формирование общекультурных компетенций, в первую очередь, здорового образа жизни у студентов и будущих врачей. Назрела необходимость внедрения и проведение регулярного мониторинга здоровьеориентированной идеологии в процессе медицинского образования. Студенты в вузе должны не только пассивно получать медицинские знания по формированию здорового образа жизни, но и самим его придерживаться, владеть этим навыком и использовать его в своей будущей профессиональной деятельности специалистов.

Для преодоления курения в медицинской среде считаю целесообразным:

1.         В процессе обучения в медицинском вузе на дисциплинах «Фармакология» или «Клиническая фармакология» ввести дополнительные учебные часы для детального разбора механизма действия никотина, как основного активного вещества, вызывающего привыкание к табаку; его фармакологических эффектов на органы и системы человеческого организма; фармакокинетики и фармакогенетики никотина; гендерных различий в табакокурении; ранних и отдаленных побочных эффектов у активных и пассивных курильщиков; лекарственного взаимодействия никотина с другими психоактивными веществами, вызывающими лекарственную зависимость.

2.         На дисциплине «Психиатрия и наркология» на конкретных клинических примерах рассматривать современные способы лечения никотиновой зависимости.

3.         Перечень практических навыков выпускников медицинского вуза дополнить умением: «вылечить от никотиновой зависимости хотя бы одного курильщика».

4.         Не выдавать диплом врача курящим выпускникам медицинского вуза до тех пор, пока они не избавятся от этой вредной привычки (как показателя профессиональной непригодности).

5.         Лишать лицензии на право заниматься лечебной деятельностью курящих врачей.

Согласно статье 12, части 1 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вводится запрет на курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг [2]. Недопустимость курения в медицинской среде повысит качество жизни и авторитет врача, как носителя здоровьесберегающей идеологии. Только являясь примером по-настоящему здорового человека, врач может компетентностно сформировать у своих пациентов и сограждан идеологию бережного отношения к здоровью.

Литература:

1.      http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131658.

2.      http://www.rosminzdrav.ru/docs/laws/105

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский вуз, здоровый образ жизни, никотиновая зависимость, образовательный процесс, врач, Российская Федерация, медицинская среда, процесс обучения, здоровье, курение табака.


Похожие статьи

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

медицинский вуз, потребление ПАВ, здоровый образ жизни, внедрение идеологии, Российская Федерация, поведение, наркологическая ситуация, мероприятие, здоровье, Россия.

Дифференцирование превентивных мер при аддиктивном...

Внедрение в сопровождение учебного процесса здоровьесберегающих технологий, обучения практике здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов медицинского вуза основывается на анализе образа жизни студентов, наличия/отсутствия в их жизни аддиктивного поведения...

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики...

Понятие «здоровый образ жизни» достаточно обширное. Оно включает в себя множество взаимосвязанных между собой компонентов: обучение

‒ развивать способность критического восприятия информации, в частности, на примере информации о пользе курения табака.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации.

Здоровье студентов ещё до поступления в вуз ослаблено воздействием неблагоприятных

Отметку «здоров» после регулярных медицинских осмотров получают не многие, лишь 1/3 от...

Инновационные принципы и решения в формировании культуры...

целевая группа, медицинский вуз, целевая аудитория, формирование культуры здоровья, студент, поведение, культура здоровья, здоровый образ жизни, индивидуальная работа, групповая работа.

Распространённость употребления алкоголя и курения табака...

Ключевые слова: образ жизни студента педагогического вуза; распространённость курения табака среди студентов; «заядлые» курильщики

А как у них самих со здоровьем и насколько здоров их образ жизни? Что они сами могут предложить, как пример, своим ученикам?

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

Основные термины (генерируются автоматически): студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника

Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

медицинский вуз, потребление ПАВ, здоровый образ жизни, внедрение идеологии, Российская Федерация, поведение, наркологическая ситуация, мероприятие, здоровье, Россия.

Дифференцирование превентивных мер при аддиктивном...

Внедрение в сопровождение учебного процесса здоровьесберегающих технологий, обучения практике здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов медицинского вуза основывается на анализе образа жизни студентов, наличия/отсутствия в их жизни аддиктивного поведения...

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики...

Понятие «здоровый образ жизни» достаточно обширное. Оно включает в себя множество взаимосвязанных между собой компонентов: обучение

‒ развивать способность критического восприятия информации, в частности, на примере информации о пользе курения табака.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации.

Здоровье студентов ещё до поступления в вуз ослаблено воздействием неблагоприятных

Отметку «здоров» после регулярных медицинских осмотров получают не многие, лишь 1/3 от...

Инновационные принципы и решения в формировании культуры...

целевая группа, медицинский вуз, целевая аудитория, формирование культуры здоровья, студент, поведение, культура здоровья, здоровый образ жизни, индивидуальная работа, групповая работа.

Распространённость употребления алкоголя и курения табака...

Ключевые слова: образ жизни студента педагогического вуза; распространённость курения табака среди студентов; «заядлые» курильщики

А как у них самих со здоровьем и насколько здоров их образ жизни? Что они сами могут предложить, как пример, своим ученикам?

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

Основные термины (генерируются автоматически): студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника

Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии.

Задать вопрос