Инновационные принципы и решения в формировании культуры здоровья студентов медицинского вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Тихомиров С. М., Ипатова К. А. Инновационные принципы и решения в формировании культуры здоровья студентов медицинского вуза [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-86. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13014/ (дата обращения: 18.06.2018).



Развитие психологии и педагогики расширило спектр результативных средств изменения человеческого поведения. Научные инновации нашли свое воплощение в профилактике аддиктивного поведения в вузах. На основании предыдущих исследований и собственных разработок предлагаются новые эффективные технологии внедрения идеологии здорового образа жизни и формирования культуры здоровья в среде студентов медицинского вуза, обосновывается необходимость и возможность их реализации.

Ключевые слова: инновации, профилактика, аддиктивное поведение, студенты, медицинский вуз

Внедрение в практическую деятельность последних достижений науки в области здоровья сильно отстало от требований времени. Собственно профилактика социальных заболеваний, а именно, наркологических расстройств и их начального проявления — аддиктивного поведения, в разработке теоретических положений значительно продвинулась от здоровьесохранения к здоровьеразвитию и здоровьетворению, т. е. к такому целеполаганию как формирование культуры здоровья [1]. Прогрессировала в своем развитии и психологии, базируясь в процессе своей эволюции на синергетическом принципе холизма, который привел к неклассической трансформации:

‒ от поиска знаний к социальному конструированию;

‒ от монологизма к диалогизму;

‒ от изолированного индивида к жизненному миру;

‒ от детерминизма к самодетерминации;

‒ от потенциализма к экзистенциализму;

‒ от количественного к качественному;

‒ от конструирующей стратегии к действенной [2].

Наркоситуация, в это же время ухудшилась, чему способствовало увеличение производства синтетических психоактивных веществ (ПАВ), появление наркотиков «новой волны», изменение отношения общества к наркотикам от амбивалентности к равнодушию [3].

Анализ, оценка, коррекция существующих моделей программ профилактики наркологических расстройств привела исследователей к пониманию необходимости изменения подхода к планированию, составлению и реализации таких программ, которые своими этапами имели бы профилактику аддиктивного поведения, здоровьесбережение, здоровьеразвитие, здоровьетворение, а результатом — культуру здоровья профилактантов.

Первоначальным этапом работы был анализ превенции наркологических расстройств, который проводился в Первом Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова в 2014–2015г.г. В 2014г была выполнена рабочая программа по чтению элективного курса «Профилактика и реабилитация в наркологии на лечебном факультете для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в 2015 г. был разработан и реализован учебно-методический комплекс «Психологическая профилактика зависимого поведения». Мероприятия увеличили интерес студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), информации о рисках для здоровья, возникающих в результате приема ПАВ.

Следующим этапом профилактической работы стал опрос студентов первого курса медицинского университета в количестве 470 человек, который был проведен анонимно, в 2015/ учебном году с соблюдением правил биоэтики. Целью опроса было выяснение распространённости потребления ПАВ (алкоголя, табака, энергетических безалкогольных напитков, наркотиков) студентами, их информированность об опасности приема потребления ПАВ.

Результаты исследования были подвергнуты сравнительному и корреляционному анализу с применением программы SPSS, версия 17.0. Оценке были подвергнуты результаты исследования, имевшие достоверность при уровне значимости p< 0, 05.

Выявились следующие негативные факты:

‒ возраст первой пробы ПАВ у всех первокурсников пришелся на период обучения в средней школе;

‒ количество интактных к потреблению ПАВ среди респондентов составило всего 10 %, при том, что их средний возраст к моменту опроса составил всего 18, 2 года.

‒ студенты располагали информацией о вреде приема ПАВ для здоровья, но не применяли её к себе, при решении употребить ПАВ.

Повышение эффективности профилактической работы потребовало разработку программы, включавшей в свои цели создание в медицинском вузе валеологической атмосферы, пространства здоровья, формирование в мировоззрении студентов медицинского вуза культуры здоровья.

Культура здоровья — осознанная самомотивация человека к ведению здорового образа жизни, реализующаяся посредством внедрения комплекса оздоровительных мероприятий в практику своей жизнедеятельности на основе полученной информации и сформированных ценностей.

С позиции педагогики и психологии, здоровьесберегающее поведение представляет собой акты, действия, поступки и деяния, позволяющие человеку жить в гармонии с собой, природой и другими людьми, не нарушая общечеловеческих норм и правил поведения, полноценно функционировать его органам и системам, развиваться самому и способствовать развитию общества, в котором он живет.

С позиции медицины, здоровьесберегающее (самосохранительное) поведение — система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни.

Традиционные параметры здоровьесберегающего поведения включают:

‒ отношение к собственному здоровью, медицинскую активность,

‒ отношение к физической культуре и спорту,

‒ отношение к употреблению психоактивных веществ,

‒ репродуктивные установки и сексуальное поведение.

На современном этапе разработки и внедрения здоровьесберегающей среды и профилактических технологий выделены основные принципы и подходы (см. таблица)

Таблица

Принципы организации здоровьесберегающей среды [4]

Системный подход

Взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и др.)

Комплексный подход

Использование целого комплекса различных технологий, методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды

Индивидуальный подход

Учет индивидуально-типологических и психолого-физиологических особенностей обучающихся

Личностно-ориентированный подход

Опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, ценности, самосознание)

Позитивный подход

Опора на сильные стороны в личности и поведении обучающегося, позитивная ориентация работы по формированию культуры здоровья и ЗОЖ

Гуманистический подход

Признание активной роли обучающегося в сохранении собственного здоровья, его право на выбор индивидуальной траектории формирования ЗОЖ

В осуществлении (проведении) универсальной профилактики объектом вмешательства является большая территориальная или социальная общность, наиболее применимыми методами становятся различные масс-медиа с использованием телевидения, видео, печатных СМИ, а также Интернет и социальные сети для изменения поведения в сфере здоровья. Нельзя забывать и о том, что в понятие «культура здоровья» входит и физическая культура, развитие которой у студентов, способствует формированию ЗОЖ у студентов [5]. Весьма ярко проявляются такие методы как различные виды наружной рекламы (социальной) и иные материалы (букеты, брошюры, открытки и пр.). Данная категория методов включает и различные тематические акции, флэш-мобы, особенно, если они дополняются широким освещением в СМИ (в том числе в сети Интернет). Ключевым фактором выбора тех или иных путей для распространения информации в рамках универсальной профилактики является наибольший охват целевой аудитории. Сведения о методах профилактики крайне распространены и могут быть эффективны для привлечения внимания к определенной проблематике в сфере здоровья и болезни, а также изменений информированности и установок относительно отдельных видов поведения, (в том числе поведения относительно употребления ПАВ). Кампании имеют небольшую эффективность в отношении изменения поведения, когда они проводятся эпизодически, в виде скрининга, или разово. Профилактика более сложных явлений, требующих изменения каждодневного поведения, привычек или образа жизни с помощью этого подхода менее вероятна и требует долговременного воздействия, а также наличия поддерживающей среды и доступности тех практик и сервисы, которые представлены в программе.

Ключевым недостатком приведенных методов традиционно является то, что целевая группа выступает как пассивный объект, который только воспринимает профилактическое послание, но не вовлечен во взаимодействие. В настоящее время этот недостаток может быть частично компенсирован за счет внедрения большей интерактивности (Интернет ресурсы, социальные сети, привлечение целевой группы к активному участию в массовых мероприятиях и пр.)

На уровне селективной профилактики, с воздействием на группы с более высоким риском, также могут быть использованы различные виды СМИ и печатных материалов — в последнее время современные маркетинговые техники все более успешно позволяют направлять послания для наилучшего достижения отдельных субпопуляций. Однако они в основном служат дополнением к таким специфическим методам групповой работы, как лекции, семинары, тренинги, станционные игры, группы самопомощи и т. д.

На уровне направленной профилактики, где объемом воздействия становятся отдельные лица с наиболее рискованными характеристиками, основными методами являются различные методы индивидуальной работы, включая кейс-менеджмент (индивидуальное ведение случая), индивидуальное консультирование и мотивационное интервью [6], которые также могут быть дополнены различными методами групповой работы и специфичными печатными материалами.

Сегодняшней спецификой являются попытки перенести различные методы и техники групповой и виртуальной работы в виртуальное пространство (скайп-встречи).

Положительной тенденцией нового времени является и появление мобильных устройств, помогающих, помогающих по информации их создателей освободиться от алкогольной и никотиновой зависимости [7, 8]. При этом данных об их эффективности от специалистов в области наркологии, рекомендаций МЗ РФ о применении их в лечебной практике, пока не имеется.

Следует, однако, отметить, что данная классификация не означает четкой привязки различных методов к уровням профилактики. В настоящее время все большее распространение приобретают комплексные программы профилактики, которые могут воздействовать на разные целевые группы, и например, с помощью масс-медиа компаний привлекать лиц, имеющих особые риски, к индивидуальной работе.

Следует упомянуть отдельные подходы в области профилактики, в последнее время получившие значительное распространение и признание. Подход «равный –равному» (или «ровесник- ровеснику»), основывается на привлечении к транслированию профилактических сообщений самих представителей целевой группы или лиц с максимально похожими характеристиками (например, привлечение подростков ил студентов для профилактики среди представителей данной возрастной группы,..). Данный подход хорошо согласуется с рядом социально-когнитивных теорий (Теория социального научения, Теория разумного действия и проч.) относительно принципов распространения социального знания. В профилактических программах по принципу «равный-равному» органично используется также модель «Лидер общественного мнения», основанная на первоначальном отборе для проведения профилактических воздействий членов целевой группы, обладающих наибольшим авторитетом среди нее. В социальной рекламе похожий механизм используется при привлечении к трансляции профилактических посланий «звезд», популярных персонажей среди целевой аудитории.

Подбор методов должен проводиться соответственно следующим принципам:

Соответствие планируемому предмету вмешательства

Соответствие социальным, психологическим, культурным и иным релевантным характеристикам целевой аудитории.

Соответствие ресурсам проекта. С точки зрения развития научных оснований и практики профилактических вмешательств небольшой пилотный проект будет иметь большую ценность, чем методически непроработанный проект, пусть даже с высоким охватом целевой группы.

Анализ опубликованных успешных профилактических программ показал, что вероятность добиться поставленной цели повышается, если:

Для достижения желаемых изменений используется несколько различных методов или технологий, при этом приоритет все-таки отдается активным формам обучения, в первую очередь направленным на формирование новых навыков.

Профилактический проект является комплексным, т. е.: 1) включает в себя несколько различных интервенций (например, приобретение новых навыков сочетается с изменением психологического климата и изменением релевантных характеристик среды); 2) реализуется на различных уровнях (например, индивидуальном и уровне группы) или в различных социальных институтах (например, семье, школе, социальной группе, территориальном сообществе и пр.).

Профилактические воздействия проводятся достаточно интенсивно. Чем более сложный вид поведения (или установку) мы хотим изменить, тем более интенсивной должна быть программа. Под интенсивностью в данном случае понимается как общая длительность программы, так и частота контактных сессий, и длительность, перерывы между ними и их качество.

Квалификация персонала, осуществляющего воздействие. Недостаточно высокая квалификация сотрудников может привести к отсутствию какого-либо эффекта или негативному эффекту даже самых корректно подобранных методов.

Технологии профилактики употребления ПАВ в высшей школе должны включать в себя не только комплекс методов работы со студентами и при возможности, их родителями, но и психологическую поддержку педагогов. Целью такой деятельности является мотивация к внедрению программ превенции аддикций, предотвращению рисков эмоционального, профессионального выгорания, повышению их компетентности в вопросах аддиктивного поведения. Подготовка преподавателей должна включать не только теоретический блок, но и практический — через решение конкретных педагогических и ситуационных задач, введение системы кейс методов, развитие школ кураторов, направленных на недопущение первых проб наркотических и других видов ПАВ обучающимися.

Выводы

  1. Наркологическая обстановка в медицинском вузе по результатам скрининга представляется напряжённой.
  2. Подавляющее количество студентов в разной степени вовлечено в потребление ПАВ, количество лиц, сохраняющих трезвость — минимально.
  3. Студенты не применяют к себе имеющуюся у них информацию о риске для здоровья при приёме ПАВ.
  4. Проводимую профилактическую работу по формированию ЗОЖ и культуры здоровья необходимо интенсифицировать и модернизировать путём применения современных технологий и компьютерных устройств.

Литература:

  1. Сидоров П. И. Наркологическая превентология: от медицинской профилактики к мультидисциплинарной превенции // Наркология. 2004, № 1.- С.48–51.
  2. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. — М.: ИПРАН, 2007. -С. 74–94.
  3. Позднякова М. Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика, 2013. № 2.- С. 123–139.
  4. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере проектов). — Новосибриск.: ООО «Сибпринт», 2013. — 160 с.
  5. Кириллова Н. Е. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Вестник спортивной науки, 2010. 1. — С. 50–54.
  6. Илюк Р. Д., Шишкова А. М. Мотивационные и когнитивно-поведенческие вмешательства в реабилитации ВИЧ-инфицированных потребителей опиатных наркотиков с коморбидными психическими расстройствами: методические рекомендации. СПБ.: Тип. НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. URL.: http://z203712.inbox.ru/content/42/2012_07.pdf
  7. Брюн Е. А., Кошкина Е. А., Тетенева Е. Ю. и др. Мобильные приложения для лиц, испытывающих проблемы с потреблением алкоголя // Наркология, 2016; 4; С. 14–22.
  8. Кошкина Е. А., Колгашкин А. Ю., Тетенева Е. Ю., Надеждин С. А. Мобильные приложения для больных с табачной зависимостью // Наркология, 2016; 7; С. 3- 14.
Основные термины (генерируются автоматически): целевая группа, медицинский вуз, целевая аудитория, формирование культуры здоровья, студент, поведение, культура здоровья, здоровый образ жизни, индивидуальная работа, групповая работа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос