Библиографическое описание:

Тихомиров С. М., Ипатова К. А. Инновационные принципы и решения в формировании культуры здоровья студентов медицинского вуза [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-86. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13014/ (дата обращения: 12.12.2017).



Развитие психологии и педагогики расширило спектр результативных средств изменения человеческого поведения. Научные инновации нашли свое воплощение в профилактике аддиктивного поведения в вузах. На основании предыдущих исследований и собственных разработок предлагаются новые эффективные технологии внедрения идеологии здорового образа жизни и формирования культуры здоровья в среде студентов медицинского вуза, обосновывается необходимость и возможность их реализации.

Ключевые слова: инновации, профилактика, аддиктивное поведение, студенты, медицинский вуз

Внедрение в практическую деятельность последних достижений науки в области здоровья сильно отстало от требований времени. Собственно профилактика социальных заболеваний, а именно, наркологических расстройств и их начального проявления — аддиктивного поведения, в разработке теоретических положений значительно продвинулась от здоровьесохранения к здоровьеразвитию и здоровьетворению, т. е. к такому целеполаганию как формирование культуры здоровья [1]. Прогрессировала в своем развитии и психологии, базируясь в процессе своей эволюции на синергетическом принципе холизма, который привел к неклассической трансформации:

‒ от поиска знаний к социальному конструированию;

‒ от монологизма к диалогизму;

‒ от изолированного индивида к жизненному миру;

‒ от детерминизма к самодетерминации;

‒ от потенциализма к экзистенциализму;

‒ от количественного к качественному;

‒ от конструирующей стратегии к действенной [2].

Наркоситуация, в это же время ухудшилась, чему способствовало увеличение производства синтетических психоактивных веществ (ПАВ), появление наркотиков «новой волны», изменение отношения общества к наркотикам от амбивалентности к равнодушию [3].

Анализ, оценка, коррекция существующих моделей программ профилактики наркологических расстройств привела исследователей к пониманию необходимости изменения подхода к планированию, составлению и реализации таких программ, которые своими этапами имели бы профилактику аддиктивного поведения, здоровьесбережение, здоровьеразвитие, здоровьетворение, а результатом — культуру здоровья профилактантов.

Первоначальным этапом работы был анализ превенции наркологических расстройств, который проводился в Первом Санкт-Петербургском Государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова в 2014–2015г.г. В 2014г была выполнена рабочая программа по чтению элективного курса «Профилактика и реабилитация в наркологии на лечебном факультете для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в 2015 г. был разработан и реализован учебно-методический комплекс «Психологическая профилактика зависимого поведения». Мероприятия увеличили интерес студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), информации о рисках для здоровья, возникающих в результате приема ПАВ.

Следующим этапом профилактической работы стал опрос студентов первого курса медицинского университета в количестве 470 человек, который был проведен анонимно, в 2015/ учебном году с соблюдением правил биоэтики. Целью опроса было выяснение распространённости потребления ПАВ (алкоголя, табака, энергетических безалкогольных напитков, наркотиков) студентами, их информированность об опасности приема потребления ПАВ.

Результаты исследования были подвергнуты сравнительному и корреляционному анализу с применением программы SPSS, версия 17.0. Оценке были подвергнуты результаты исследования, имевшие достоверность при уровне значимости p< 0, 05.

Выявились следующие негативные факты:

‒ возраст первой пробы ПАВ у всех первокурсников пришелся на период обучения в средней школе;

‒ количество интактных к потреблению ПАВ среди респондентов составило всего 10 %, при том, что их средний возраст к моменту опроса составил всего 18, 2 года.

‒ студенты располагали информацией о вреде приема ПАВ для здоровья, но не применяли её к себе, при решении употребить ПАВ.

Повышение эффективности профилактической работы потребовало разработку программы, включавшей в свои цели создание в медицинском вузе валеологической атмосферы, пространства здоровья, формирование в мировоззрении студентов медицинского вуза культуры здоровья.

Культура здоровья — осознанная самомотивация человека к ведению здорового образа жизни, реализующаяся посредством внедрения комплекса оздоровительных мероприятий в практику своей жизнедеятельности на основе полученной информации и сформированных ценностей.

С позиции педагогики и психологии, здоровьесберегающее поведение представляет собой акты, действия, поступки и деяния, позволяющие человеку жить в гармонии с собой, природой и другими людьми, не нарушая общечеловеческих норм и правил поведения, полноценно функционировать его органам и системам, развиваться самому и способствовать развитию общества, в котором он живет.

С позиции медицины, здоровьесберегающее (самосохранительное) поведение — система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни.

Традиционные параметры здоровьесберегающего поведения включают:

‒ отношение к собственному здоровью, медицинскую активность,

‒ отношение к физической культуре и спорту,

‒ отношение к употреблению психоактивных веществ,

‒ репродуктивные установки и сексуальное поведение.

На современном этапе разработки и внедрения здоровьесберегающей среды и профилактических технологий выделены основные принципы и подходы (см. таблица)

Таблица

Принципы организации здоровьесберегающей среды [4]

Системный подход

Взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и др.)

Комплексный подход

Использование целого комплекса различных технологий, методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды

Индивидуальный подход

Учет индивидуально-типологических и психолого-физиологических особенностей обучающихся

Личностно-ориентированный подход

Опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, ценности, самосознание)

Позитивный подход

Опора на сильные стороны в личности и поведении обучающегося, позитивная ориентация работы по формированию культуры здоровья и ЗОЖ

Гуманистический подход

Признание активной роли обучающегося в сохранении собственного здоровья, его право на выбор индивидуальной траектории формирования ЗОЖ

В осуществлении (проведении) универсальной профилактики объектом вмешательства является большая территориальная или социальная общность, наиболее применимыми методами становятся различные масс-медиа с использованием телевидения, видео, печатных СМИ, а также Интернет и социальные сети для изменения поведения в сфере здоровья. Нельзя забывать и о том, что в понятие «культура здоровья» входит и физическая культура, развитие которой у студентов, способствует формированию ЗОЖ у студентов [5]. Весьма ярко проявляются такие методы как различные виды наружной рекламы (социальной) и иные материалы (букеты, брошюры, открытки и пр.). Данная категория методов включает и различные тематические акции, флэш-мобы, особенно, если они дополняются широким освещением в СМИ (в том числе в сети Интернет). Ключевым фактором выбора тех или иных путей для распространения информации в рамках универсальной профилактики является наибольший охват целевой аудитории. Сведения о методах профилактики крайне распространены и могут быть эффективны для привлечения внимания к определенной проблематике в сфере здоровья и болезни, а также изменений информированности и установок относительно отдельных видов поведения, (в том числе поведения относительно употребления ПАВ). Кампании имеют небольшую эффективность в отношении изменения поведения, когда они проводятся эпизодически, в виде скрининга, или разово. Профилактика более сложных явлений, требующих изменения каждодневного поведения, привычек или образа жизни с помощью этого подхода менее вероятна и требует долговременного воздействия, а также наличия поддерживающей среды и доступности тех практик и сервисы, которые представлены в программе.

Ключевым недостатком приведенных методов традиционно является то, что целевая группа выступает как пассивный объект, который только воспринимает профилактическое послание, но не вовлечен во взаимодействие. В настоящее время этот недостаток может быть частично компенсирован за счет внедрения большей интерактивности (Интернет ресурсы, социальные сети, привлечение целевой группы к активному участию в массовых мероприятиях и пр.)

На уровне селективной профилактики, с воздействием на группы с более высоким риском, также могут быть использованы различные виды СМИ и печатных материалов — в последнее время современные маркетинговые техники все более успешно позволяют направлять послания для наилучшего достижения отдельных субпопуляций. Однако они в основном служат дополнением к таким специфическим методам групповой работы, как лекции, семинары, тренинги, станционные игры, группы самопомощи и т. д.

На уровне направленной профилактики, где объемом воздействия становятся отдельные лица с наиболее рискованными характеристиками, основными методами являются различные методы индивидуальной работы, включая кейс-менеджмент (индивидуальное ведение случая), индивидуальное консультирование и мотивационное интервью [6], которые также могут быть дополнены различными методами групповой работы и специфичными печатными материалами.

Сегодняшней спецификой являются попытки перенести различные методы и техники групповой и виртуальной работы в виртуальное пространство (скайп-встречи).

Положительной тенденцией нового времени является и появление мобильных устройств, помогающих, помогающих по информации их создателей освободиться от алкогольной и никотиновой зависимости [7, 8]. При этом данных об их эффективности от специалистов в области наркологии, рекомендаций МЗ РФ о применении их в лечебной практике, пока не имеется.

Следует, однако, отметить, что данная классификация не означает четкой привязки различных методов к уровням профилактики. В настоящее время все большее распространение приобретают комплексные программы профилактики, которые могут воздействовать на разные целевые группы, и например, с помощью масс-медиа компаний привлекать лиц, имеющих особые риски, к индивидуальной работе.

Следует упомянуть отдельные подходы в области профилактики, в последнее время получившие значительное распространение и признание. Подход «равный –равному» (или «ровесник- ровеснику»), основывается на привлечении к транслированию профилактических сообщений самих представителей целевой группы или лиц с максимально похожими характеристиками (например, привлечение подростков ил студентов для профилактики среди представителей данной возрастной группы,..). Данный подход хорошо согласуется с рядом социально-когнитивных теорий (Теория социального научения, Теория разумного действия и проч.) относительно принципов распространения социального знания. В профилактических программах по принципу «равный-равному» органично используется также модель «Лидер общественного мнения», основанная на первоначальном отборе для проведения профилактических воздействий членов целевой группы, обладающих наибольшим авторитетом среди нее. В социальной рекламе похожий механизм используется при привлечении к трансляции профилактических посланий «звезд», популярных персонажей среди целевой аудитории.

Подбор методов должен проводиться соответственно следующим принципам:

Соответствие планируемому предмету вмешательства

Соответствие социальным, психологическим, культурным и иным релевантным характеристикам целевой аудитории.

Соответствие ресурсам проекта. С точки зрения развития научных оснований и практики профилактических вмешательств небольшой пилотный проект будет иметь большую ценность, чем методически непроработанный проект, пусть даже с высоким охватом целевой группы.

Анализ опубликованных успешных профилактических программ показал, что вероятность добиться поставленной цели повышается, если:

Для достижения желаемых изменений используется несколько различных методов или технологий, при этом приоритет все-таки отдается активным формам обучения, в первую очередь направленным на формирование новых навыков.

Профилактический проект является комплексным, т. е.: 1) включает в себя несколько различных интервенций (например, приобретение новых навыков сочетается с изменением психологического климата и изменением релевантных характеристик среды); 2) реализуется на различных уровнях (например, индивидуальном и уровне группы) или в различных социальных институтах (например, семье, школе, социальной группе, территориальном сообществе и пр.).

Профилактические воздействия проводятся достаточно интенсивно. Чем более сложный вид поведения (или установку) мы хотим изменить, тем более интенсивной должна быть программа. Под интенсивностью в данном случае понимается как общая длительность программы, так и частота контактных сессий, и длительность, перерывы между ними и их качество.

Квалификация персонала, осуществляющего воздействие. Недостаточно высокая квалификация сотрудников может привести к отсутствию какого-либо эффекта или негативному эффекту даже самых корректно подобранных методов.

Технологии профилактики употребления ПАВ в высшей школе должны включать в себя не только комплекс методов работы со студентами и при возможности, их родителями, но и психологическую поддержку педагогов. Целью такой деятельности является мотивация к внедрению программ превенции аддикций, предотвращению рисков эмоционального, профессионального выгорания, повышению их компетентности в вопросах аддиктивного поведения. Подготовка преподавателей должна включать не только теоретический блок, но и практический — через решение конкретных педагогических и ситуационных задач, введение системы кейс методов, развитие школ кураторов, направленных на недопущение первых проб наркотических и других видов ПАВ обучающимися.

Выводы

  1. Наркологическая обстановка в медицинском вузе по результатам скрининга представляется напряжённой.
  2. Подавляющее количество студентов в разной степени вовлечено в потребление ПАВ, количество лиц, сохраняющих трезвость — минимально.
  3. Студенты не применяют к себе имеющуюся у них информацию о риске для здоровья при приёме ПАВ.
  4. Проводимую профилактическую работу по формированию ЗОЖ и культуры здоровья необходимо интенсифицировать и модернизировать путём применения современных технологий и компьютерных устройств.

Литература:

  1. Сидоров П. И. Наркологическая превентология: от медицинской профилактики к мультидисциплинарной превенции // Наркология. 2004, № 1.- С.48–51.
  2. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. — М.: ИПРАН, 2007. -С. 74–94.
  3. Позднякова М. Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика, 2013. № 2.- С. 123–139.
  4. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере проектов). — Новосибриск.: ООО «Сибпринт», 2013. — 160 с.
  5. Кириллова Н. Е. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Вестник спортивной науки, 2010. 1. — С. 50–54.
  6. Илюк Р. Д., Шишкова А. М. Мотивационные и когнитивно-поведенческие вмешательства в реабилитации ВИЧ-инфицированных потребителей опиатных наркотиков с коморбидными психическими расстройствами: методические рекомендации. СПБ.: Тип. НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. URL.: http://z203712.inbox.ru/content/42/2012_07.pdf
  7. Брюн Е. А., Кошкина Е. А., Тетенева Е. Ю. и др. Мобильные приложения для лиц, испытывающих проблемы с потреблением алкоголя // Наркология, 2016; 4; С. 14–22.
  8. Кошкина Е. А., Колгашкин А. Ю., Тетенева Е. Ю., Надеждин С. А. Мобильные приложения для больных с табачной зависимостью // Наркология, 2016; 7; С. 3- 14.
Основные термины (генерируются автоматически): культуры здоровья, аддиктивного поведения, студентов медицинского вуза, здорового образа жизни, приема ПАВ, целевой группы, употребления ПАВ, целевой аудитории, профилактики употребления ПАВ, наркологических расстройств, изменения поведения, вреде приема ПАВ, приема потребления ПАВ, распространённости потребления ПАВ, результате приема ПАВ, потреблению ПАВ, пробы ПАВ, культуры здоровья студентов, универсальной профилактики, профилактике аддиктивного поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос