Авторы: Тихомиров Сергей Михайлович, Графов Дмитрий Александрович, Ипатова Кира Александровна

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Опубликовано в

V международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Тихомиров С. М., Графов Д. А., Ипатова К. А. Дифференцирование превентивных мер при аддиктивном поведении студентов медицинского вуза [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 117-121. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12058/ (дата обращения: 16.12.2017).



Исследование показывает сохранение высокого уровня распространённости потребления психоактивных веществ в студенческой среде вузов России. Аддиктивное поведение создаёт угрозу риска здоровью, снижает способность овладения профессией, ухудшает качество жизни. Задача превенции аддиктивного поведения студентов стала первостепенной. Представлены данные об аддиктивном поведении студентов медицинского вуза, даны необходимые рекомендации по дифференцированному применению превентивных мер.

Ключевые слова: психоактивные вещества (ПАВ), потребление студентами, аддиктивное поведение, превентивные меры

Обилие и разнообразие имеющихся в настоящее время вариативных излишеств в выборе проведения свободного времени, организации досуга, отдыха, стиля жизни, сосуществующее с социально-психологической незрелостью, недостаточной финансовой обеспеченностью и стремлением к проявлению деятельной активности молодёжи, делает её весьма уязвимой для совершения рискованных поступков и развития девиантного поведения. Наиболее распространённым образцом девиантного поведения может стать потребление различных ПАВ, являющихся субстантными аддиктогенами (наркогенами). Это происходит по следующим причинам:

  1. Часть из них давно разрешена к обращению в легальном гражданском обороте и доступна — табак, алкоголь, лекарства безрецептурного отпуска.
  2. Ограничения и регламентирование продажи таких веществ, определённые соответствующими положениями действующего законодательства, на практике не соблюдаются.
  3. Запретительная позиция государства без предоставления альтернативы является неэффективной и, как демонстрирует практика, не становится надёжным препятствием для снижения спроса на аддиктогены.
  4. Здоровье не является ценностью первого ранга в мировоззрении подростков и молодёжи [4].

Помимо этого, представление о понятии «здоровый образ жизни» представлено в человеческом сознании достаточно неопределённо, расплывчато, особенно у подростков и молодёжи [1], которым неизвестна польза, приносимая практиками здорового образа жизни (ЗОЖ), отсутствует адекватное понимание вреда, причиняемого потреблением ПАВ. Это приводит к несоблюдению правил и норм ведения ЗОЖ, в том числе и неосознанно, развитию «социальных» заболеваний. Повторные, неоднократные приёмы различных ПАВ без медицинского назначения в достаточно большом количестве случаев, могут постепенно, через некоторое время, привести к развитию у потребителей ПАВ субстантной зависимости от потребляемого вещества. Скорость развития зависимости будет зависеть от комплекса причин и условий, которые достоверно увеличивают возможность потребления ПАВ и развития риска здоровью. Они включают в себя биологические, генетические факторы, а также факторы индивидуально-психологического (личностного), семейного и социально-средового характера [7]. Больных с алкогольной и наркотической зависимостью общество стигматизирует и относится к ним негативно, что маргинализирует их поведение, зачастую способствует развитию у них полидевиантного поведения.

Аддиктивное поведение наиболее распространено среди подростков и лиц ранней взрослости, в том числе студентов, где занимает первое место в ряду поведенческих отклонений. Исследования показали на примере потребления алкоголя, что даже эпизодический приём спиртных напитков небезопасен. Он отрицательно отражается не только на самочувствии, но и снижает психическую и физическую работоспособность, ухудшает качество усвоения учебного материала, приводит к неадекватным поступкам [6]

Позитивной альтернативой выбору аддиктивного поведения является ЗОЖ. Компоненты здоровьеформирующего образа жизни обеспечивают соблюдение принципа целостности в практиках его реализации. Это не только отказ от «химической радости», а и сбалансированное, соответствующее энергетическим затратам пищевое поведение, а не булимия или анорексия; определённый уровень физической нагрузки, для профилактики гиподинамии; умение преодолевать стресс, практика бесконфликтной коммуникации, развитие жизненной автономии, самостоятельности.

Внедрение в сопровождение учебного процесса здоровьесберегающих технологий, обучения практике здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов медицинского вуза основывается на анализе образа жизни студентов, наличия/отсутствия в их жизни аддиктивного поведения вследствие потребления ПАВ. Наличие объективной информации об актуальной наркологической ситуации в студенческой среде позволит дифференцировать меры противодействия и предупреждения аддиктивного поведения студентов.

Материалы и методы.

Исследование результатов потребления различных ПАВ (алкоголя, никотина, наркотиков) на протяжении 3–5 летнего периода было осуществлено методом скрининга в виде анонимного анкетирования студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультета Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова (далее — ПСПбГМУ) в 2015/2016 учебном году.

Всего было проанализировано 470 анкет, 121 из которых были заполнены юношами, 349 — девушками. Средний возраст респондентов составлял 18±0,1 года. Анкета содержала вопросы о потреблении наиболее распространённых ПАВ — никотина, алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ; возрасте первой пробы, факторов воздействия на приём ПАВ, осведомлённости студентов о рисках для здоровья потребления ПАВ.

Была учтена наличествующая тенденция скрывать репутационно рискованные пристрастия [8]. Повышение уровня искренности ответов респондентов при проведении исследования, содержавшего сенситивные вопросы, достигалось анонимностью проведения анкетирования и применением метода «запечатанного буклета» [5].

Результаты и их обсуждение.

Началом потребления ПАВ считался возраст совершения первой пробы ПАВ. Исследование выявило, что интактными по отношению к потреблению ПАВ до возраста, с исполнением которого потребление ПАВ разрешено законом, остались всего 13,4 % студентов (14,48 % юношей и 11,29 % девушек). Добавить к их числу можно тех студентов, которые совершив однократную пробу ПАВ, после этого факта больше не употребляли ПАВ и до начала настоящего исследования соблюдали трезвость и вели ЗОЖ — 25,32 % студентов (21,09 % юношей и 34,75 % девушек). Остальные 61.28 % студентов продолжили приём ПАВ с различной степенью интенсивности: по отношению к регулярности потребления ПАВ их можно разделить на эпизодических потребителей, т. е. употребляющих ПАВ нерегулярно, от случая к случаю, число которых составило 46,49 % (42,57 % юношей и 45,25 % девушек), и тех студентов, которые стали употреблять ПАВ регулярно — 14,79 % от числа респондентов (21,91 % юношей и 9,72 % девушек).

Рис. 1.

Одним из вопросов, на который должны были ответить результаты исследования — это соблюдение студентами медиками требований и норм правового регулирования потребления легализованных ПАВ — никотина, алкоголя, наркотических веществ. Законодательные ограничения в потреблении этих веществ касаются, прежде всего, возраста, с которого разрешена продажа табачных изделий и алкогольных напитков. В России он составляет в настоящее время 18 лет; немедицинское потребление наркотиков запрещено законом и административно наказуемо.

Студентов, продолживших потребление ПАВ после первой пробы, результаты исследования позволяют разделить на две группы, имеющих различное отношение к потреблению ПАВ: эпизодически потребляющих и регулярно потребляющих. Две из трёх групп, исключая практикующих ЗОЖ, следует считать группами риска по развитию наркологических заболеваний, как лиц с донозологическими формами употребления ПАВ:

  1. Лица, эпизодически употребляющие ПАВ, не имеющие диагноза по Международной классификации болезней 10 пересмотра (далее МКБ-10).
  2. Лица, допускающие пагубное употребление ПАВ (F.10.1 — F.19.1) [2].

Выводы.

  1. Возраст первой пробы ПАВ у студентов медицинского вуза далеко отстоит по времени от возраста совершеннолетия, т. е. ПАВ впервые потребляют в период обучения в средней школе, вследствие отсутствия соответствующих профилактических программ в учреждениях среднего образования.
  2. Употребление курительного табака и алкогольных напитков в возрасте до 18 лет, а также наркотических веществ, показывает, недостаточную эффективность имеющихся правовых мер ограничительного регулирования потребления легальных ПАВ и мер административной ответственности за потребление наркотиков.
  3. Потребление ПАВ студентами медицинского вуза имеет большей частью донозологическую форму — аддиктивное поведение.
  4. Студенты, не употребляющие ПАВ, составляют меньшинство из обследованных.
  5. Частота приёма ПАВ студентами позволяет разделить потребителей ПАВ на две группы по частоте потребления: эпизодических потребителей и систематически потребляющих.
  6. Наличие в студенческой среде лиц с разным отношением к потреблению ПАВ делает необходимым дифференцирование мер превентивного воздействия на аддиктивное поведение студентов.

Рекомендации.

Содержанием вариантов превентивных мероприятий, снижающих распространённость аддиктивного поведения должны стать:

а. для группы воздерживающихся от потребления ПАВ студентов необходимо осуществление идеологии ЗОЖ на практике. Нужно предоставить студентам актуальную информацию обо всех компонентах ЗОЖ, его преимуществах в образе жизни, самосохраняющем поведении, достижении высоко качества жизни за счёт осуществления ЗОЖ, сопровождая информацию примерами из ближайшего окружения студентов и рекомендациями по режиму учёбы и отдыха;

б. в группе, допускающей эпизодическое потребление ПАВ необходимо проведение мероприятий, формирующих отрицательное отношение к приёму ПАВ, вследствие их токсичности и аддиктогенности, рисков для здоровья, информировать и научить применять способы отказа от предложений «только попробовать», экономическом выигрыше при ведении ЗОЖ и параллельно путём сравнения показывать насколько полезнее оставаться свободным в своём выборе, независимым от приёма каких-либо ПАВ, представить альтернативу трезвого отдыха, развлечений, обучить технологиям здоровьеформирующего и здоровьесберегающего поведения, выработать навыки ведения ЗОЖ;

в. индивидам, допускающим регулярное потреблением ПАВ, необходима уже медико-психологическая коррекция по изменению мнения, отношения и поведения, формирование установки на ЗОЖ, методами тестирования показать не просто наличие у них вредных последствий от приёма ПАВ, а существование серьёзных проблем, которые в обозримое время станут нарастать по принципу «снежного кома», предоставить возможность и указать направление «освобождения» от зависимого поведения, альтернативой которому должен стать ЗОЖ.

Материалы проведённого исследования в целом позволяют выдвинуть гипотезу следующей роли социального контроля потребления ПАВ:

Преодоление тенденции распространения аддиктивного поведения в студенческой среде медицинского вуза требует в обязательном порядке холистического подхода, включающего синергетическое взаимодействие всех ответственных за функционирование образовательных учреждений высшей школы. Совместная, проводимая параллельно работа департаментов здравоохранения, учреждений образования, с участием организаций культуры, спорта, служб по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, даст возможность организации такой системы превентивных мероприятий, которая сможет максимально полно и целостно влиять на снижение риска масштабирования потребления ПАВ, уменьшение проявлений аддиктивного поведения студентов, предотвращать развитие у них наркологических расстройств [3].

Литература:

  1. Абрамова Е. С. Источники информации подростков о здоровом образе жизни // Концепт. — 2015. — № 01. (январь) URL:http://e-koncept.ru/2015/15012.htm Дата обращения 17.03.2017 г.
  2. Клименко Т. В., Корчагина Г. А., Фадеева Е. В. и др. Протоколы медико-психологической коррекции групп риска по развитию наркологических заболеваний. Методические рекомендации МЗ РФ. — М., 2015. — 62 с.
  3. Корчагина Г. А., Фадеева Е. В., Зенцова Н. И., Григорьева А. А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методические рекомендации МЗ РФ. — М., 2012. — 53 с.
  4. Мягков А. Ю. Искренность респондентов в сенситивных опросах: Методы диагностики и стимулирования. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ООО «Вариант», 2012. № 4. — С. 14-20.
  5. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология и профилактика наркотической зависимости — Самара. Изд. дом. «Бахрах-М». 2008. 224 с.
  6. Переверзев В. А. О небезопасности эпизодического употребления алкоголя студентами // Здравоохранение.2014. № 8. С. 12–27.
  7. Сидоров П. И. Синергетическая концепция зависимого поведения // Экология человека. 2005. № 10. С. С. 27–32.
  8. Смирнов А. А. Стремление к сокрытию аддикций как проблема психодиагностики аддиктивного поведения // Образование и наука. 2010. № 9 (77). С. 48–55.
Основные термины (генерируются автоматически): потребления ПАВ, потребление ПАВ, потреблению ПАВ, различных ПАВ, аддиктивного поведения, студентов медицинского вуза, пробы ПАВ, приём ПАВ, потреблением ПАВ, потребителей ПАВ, приёма ПАВ, ПАВ студентами, аддиктивного поведения студентов, потребления ПАВ студентов, возможность потребления ПАВ, вследствие потребления ПАВ, Началом потребления ПАВ, потребления различных ПАВ, здоровья потребления ПАВ, регулярности потребления ПАВ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос